ПЯТНИЧНЫЙ ДЕНЬ (Джума)
Пятница (джума)
Пятница – это особо выделенный Всевышним для общины Пророка Мухаммада, солляллаху алайхи васаллам, праздничный день. В этот день был создан Адам, алайхи салам, и введен в Рай, и в этот день установится Судный день. Ангел Джабраил пришел к Посланнику Аллаха, солляллаху алайхи васаллам, с зеркалом и сказал, что это от Аллаха, Аззалу Ваджаль, для того, чтобы это было фарзом и подарком для тебя и твоей уммы. В нем есть час, когда Всевышний принимает мольбы.
Пятница – это день, когда все мусульмане одного населенного пункта должны собираться вместе в одну мечеть. Для тех, кто обязан джуме, после азана греховно заниматься торговлей. Ангелы этот день называют днем увеличения оттого, что все добро, сделанное в этот день, увеличивается, и на людей ниспосылается много благ и добра. Этот день по возможности нужно посвятить богослужению. Пятничная молитва и пятничный день превосходят в достоинствах другие дни недели и предпочтительнее перед Аллахом, чем праздники разговения и жертвоприношения. Это великий день, которым Всевышний возвеличил ислам и отличил этим днем общину Мухаммада, алайхи салату васаллам, (мусульман). Необходимо обращать большое внимание на этот день и соблюдать правила почтения и уважения к этому дню.
Первым правилом почтения и уважения (адабом) пятничного дня является подготовка к нему с четверга. Это время начинается с предвечернего намаза, желательно его проводить в молитвах, в прощении за грехи и в восхвалении Всевышнего. Этот час сравнивается «с почтенным часом» пятничного дня. Аллах, Субханаху ва Тааля, дарует особую милость тем рабам, которые просят у Него в четверг вечером, прихорашиваясь, надушившись и готовя тонкие ароматы (миск).
А кто вознамерится поститься в пятницу, для того отдельное вознаграждение. Но этот пост следует связать с соблюдением поста в четверг или в субботу, поскольку пост только в пятничный день нежелателен. За бдение в пятничной ночи тоже велика награда.
Этикет пятничного дня
Этикетом пятничного дня является соверщение полного омовения (гусль). Его время наступает с восходом солнца. Если человек рано утром не отправляется в мечеть, то лучше отложить купание ближе к выходу в мечеть. Полное омовение желательно, поскольку хадис Пророка, солляллаху алайхи васаллам, гласит: «Пусть совершают полное омовение мужчины и женщины, идущие на пятничную молитву».
В хадисе передается: «Тому, кто побудит к ритуальному купанию и сам совершит его перед ранним отправлением в мечеть, где приблизится к имаму, внимая словам его, то будет ему искупление за прегрешения между двумя пятницами и искупление грехов еще трех дней». Желательно одеть самую красивую и чистую одежду. Посланник Аллаха, алайхи салам, сказал: «Кто искупается в пятницу, наденет самую красивую одежду, надушится, находясь в мечети, не будет перешагивать через людей и будет соблюдать предписанные молитвы (молитва приветствия мечети), будет молчалив во время проповеди имама и до конца молитв, то смоются ему грехи, случившиеся между обеими пятницами».
Наилучший цвет одежды – белый. Он более любим Аллахом, Аззалу Ваджаль. Посланник Аллаха, солляллаху алайхи васаллам, сказал: «Вы надевайте вашу белую одежду, поистине, это лучшая ваша одежда, и заворачивайте покойных в белый саван». Но надо отметить, что разрешается одевать одежды всех видов и цветов, за исключением одежды из шелка, цвета шафрана (желто-оранжевый и ярко-красный). Мужчинам желательно надевать и чалму. Посланник Аллаха, алайхи салату васаллам, сказал: «Аллах и ангелы благословляют тех, кто надевает чалму в пятницу».
Также в хадисе говорится: «Молитва, совершенная в чалме, лучше, чем двадцать пять молитв без чалмы, пятничная молитва в чалме ценнее в семьдесят раз, чем совершенная без нее». Чистота достигается использованием сивака (зубочистка), сбриванием волос, стрижкой ногтей, укорачиванием усов.
Ибну Аббас, радыяллаху анху, сказал: «Со стригущего ногти в пятницу Аллах выводит болезни и наполняет его исцелением (излечением)». В пятничный день желательно как можно раньше отправляться в мечеть, т. е. с восходом солнца. Желательно идти пешком, смиренно, выражая покорность и намереваясь находиться в поминании Аллаха до наступления времени молитвы, надеясь получить прощение за грехи и довольство Всевышнего Аллаха.
Посланник Аллаха, алайхи салату васаллам, сказал: «Кто в первом часу отправится на пятничную молитву, тому записывается награда, равная приношению в жертву верблюда, во втором часу – коровы, в третьем часу – овцы, в четвертом часу – домашней птицы (курицы), в пятом часу – яйца». Счет часам ведется к времени азана. Посланник Аллаха, солляллаху алайхи васаллам, сказал: «Существуют три вещи, знание важности которых побудило бы людей оседлать верблюдов в их поисках, – это азан (призыв на молитву), первый ряд мечети и ранний приход на пятничную молитву».
Существует этикет при вхождении в мечеть. Прежде всего нельзя перешагивать через сидящих, толкать людей и проходить перед молящимися. Нарушающий указанный запрет подвержен угрозе превращения в мост, через который в День Суда будут проходить люди. Ибну Джурайж передал: «Когда Посланник Аллаха, алайхи салату васаллам, читая проповедь в пятницу, увидел человека, перешагивающего через людей и севшего впереди, то после завершения молитвы обратился к нему: «О …, что помешало тебе совершать с нами пятничную молитву?» Тот ответил: «О Посланник Аллаха, солляллаху алайхи васаллам, ведь я помолился с вами?!». Посланник Аллаха, алайхи салам, сказал: «Мы же видели, как ты перешагивал через людей», – указывая, что перешагивание портит его деяние».
Нельзя проходить перед молящимися. Посланник Аллаха, солляллаху алайхи васаллам, сказал: «Лучше сорок лет стоять, чем проходить перед молящимися». В другом хадисе также говорится: «Лучше превратиться человеку в песок, который уносит ветер, чем проходить перед молящимся».
Нахождение в первом ряду, а при отсутствии возможности для этого, приближение к нему, занимание свободного места в ряду, наиболее близкого к первому, допускается. В мечети все внимание должно быть направлено к призывам муэдзина (будуна) и ответам на них. После начала проповеди следует полностью отдаться слушанию ее, прекратив разговоры, но если проповедь не слышно, можно тихо читать суру из Корана или зикр, чтоб не мешать другим, но лучше всего читать салават, ибо это один из достойных признаков этого дня. Нежелательно вошедшему в мечеть во время проповеди приветствовать находящихся в мечети, но если кто-нибудь сделал это, следует ответить ему.
Также желательно благословить Пророка, солляллаху алайхи васаллам, услышав его имя, не поднимая голоса, а также желательно говорить «амин», когда имам читает молитву (дуа). Если по приходу в мечеть вы найдете имама читающим проповедь, не разрешается совершать пропущенный намаз или намаз-сунна, за исключением намаза-тахият (намаз вхождения в мечеть). После завершения пятничного намаза желательно читать суры «Аль-Фатиха», «Аль-Ихлас», «Аль-Фалак» и «Ан-Нас» по 7 раз до произношения чего-либо другого. Хафизуль Мунзирий передал от Анаса, что Пророк, солляллаху алайхи васаллам, сказал: «Кто в пятницу, не поменяв положения ног, прочитает после окончания намаза следующие суры: «Аль-Фатиха», «Аль-Ихлас», «Аль-Фалак» и «Ан-Нас» по 7 раз, Аллах, Субханаху ва Тааля, простит его прежние и последующие грехи и вознаградит его».
Желательно также после пятничного намаза читать следующую молитву (дуа):
َاللَّهُمَّ يَا غَنِيُّ يَا حَمِيدٌ يَا مُبْدِأُ يَا مُعِيدٌ يَا رَحِيمٌ يَا وَدُودٌ اَغْنِنَا بِحَلاَلِكَ عَنْ حَرَامِكَ وَ بطَاعَتِكَ عَنْ مَعْصِيَتُكَ وَ بفَضْلِكَ عَمَّنْ سِوَاك
Говорят, того, кто постоянствует в чтении этого дуа, Аллах избавит от нужды в Своих творениях. Находиться в мечети до вечерней молитвы, в поминании Всевышнего Аллаха считается добродетелью. Говорят, совершившему предвечерний намаз в пятницу в мечети – вознаграждение как совершившему хадж-сунна и ‘умра. Главное – не тратить время на посторонние, отвлеченные от Всевышнего разговоры, и чтобы в сердце не было показухи (рия’), зависти и т. д. Если не готовы к этому, то лучше возвращаться домой, поминая Всевышнего, размышляя о Его знамениях и испытывая страх за свои прегрешения, созерцая сердцем и оставаясь молчаливым до захода солнца, дабы не упустить тот «почтенный час», который скрыт в этом дне.
Помимо выше изложенного желательно:
1). Присутствовать на маджлисах знаний. Абузар, радыяллаху анху, передал: «Присутствовать на маджлисе знаний лучше, чем совершить тысячи ракаатов суннат-намаза»;
2). Бдительно наблюдать за «почтенным часом». В известном хадисе сказано: «Поистине, в пятницу есть час, в котором просьбе раба Всевышний не отказывает»;
3). Увеличивать благословение нашему Пророку, солляллаху алайхи васаллам, в пятничную ночь и день. Посланник Аллаха, солляллаху алайхи васаллам, сказал: «Вы увеличивайте чтение салавата мне в пятничный день и в пятничную ночь, поистине, кто прочитает один салават мне, тому Аллаху Тааля дарует десять милостей»;
4). Чтение Священного Корана. Особенно желательным является читать суру «Аль-Кахфи» в пятничную ночь и день. Пророк, алайхи салату васаллам, сказал: «Кто прочтет суру «Аль-Кахфи» в ночь на пятницу или в пятничный день, то между ним и Меккой будет нур (свет) и будут прощены ему мелкие грехи до следующей пятницы и еще трех дней, семьдесят тысяч ангелов будут до утра просить о прощении его грехов, и он получит исцеление от болезней и убережется от смуты Даджжала».
5). Совершить пожертвования (садака) и совершать другие благие деяния в ночь на пятницу и в пятничный день. Рафиг, рахимахуллах, сказал: «За хорошие деяния, совершенные в пятницу, вознаграждение дается в десять раз больше, чем в остальные дни, в то время, когда за греховные деяния не усиливается кара и записывается адекватно содеянному»;
6). Посвятить пятничный день ахирату и воздержаться от всех мирских отвлечений, увеличивать мольбу к Всевышнему и не выходить в путь, поскольку в этот день выезжать после утреннего азана является запретным (харам), если нет предположения, что он совершит пятничный намаз в пути. Если от невыхода в это время ему грозит опасность остаться в пути одному, он может выйти в путь.
В общем, следует увеличивать в пятницу поминание Аллаха, стремиться достичь довольство Аллаха, проявлять постоянство и усердие в хороших поступках. Воистину, Всевышний, когда полюбит раба Своего, делает его занятым служением Ему в самые досточтимые времена.
Пятничный намаз (намаз-джума)
Намаз-джума – самый достойный из всех обязательных намазов. Об обязательности (фардуль айн) совершения намаз-джума сказано в Священном Коране:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِي لِلصَّلَاةِ مِن يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَى ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ
(Смысл): “О вы, которые уверовали! Когда возглашают азан (призыв) на пятничную молитву, то устремляйтесь поминать Аллаха усердно, оставив торговлю. Ведь то, что велено вам, лучше для вас, если вы знаете!” (62:9)
На сердце того, кто по собственному желанию пропустит этот намаз, Аллах ставит печать, т. е. его сердце черствеет и становится не восприимчивым к истине, не чувствительным к проповедям. Джума-намаз обязан совершить каждый разумный, совершеннолетний и свободный мужчина. Пятничный намаз не обязаны совершать несовершеннолетний ребенок; раб; женщина; человек, имеющий шариатскую причину не посещать коллективный намаз; находящийся вдалеке. Однако посещение этими людьми джума допускается. Для них намаз-джума заменит обеденный намаз.
Для намаза-джума существуют те же условия, что и для другого намаза. Джума совершается только при наличии джамаата. Если вступить в джума, когда имам поднялся с поясного поклона второго ракаата, то этот намаз нужно совершить, сделав намерение для джума-намаза, но завершают как четырехракаатный обеденный намаз. Если имам не сделал намерение совершить его в качестве имама, то намаз-джума не засчитывается. Необходимо присутствие на этом намазе сорока человек, живущих в этой местности и обязанных совершить джума, читающих суру «Аль-Фатиха» в намазе по всем правилам и слышашим хутбы. Если это условие не соблюдается, то после джума нужно совершить обеденный намаз. Необходимо совершить его там, где есть населенный пункт, т. е. там, где живут люди.
Намаз-джума нужно завершить до конца времени обеденного намаза. Нельзя в одном населенном пункте без необходимости совершать джума в двух местах. Если в одном месте совершается джума в разных мечетях, то намаз тех, кто вступил в него раньше, является джумой, а остальные должны совершать обеденный намаз. А если невозможно узнать, кто совершил намаз раньше, все совершают обеденный намаз после джума. Намаз-джума нужно совершить после чтения обеих проповедей (хутб). Совершающий джума имам должен знать условия и составляющие хутб.
К пятнице нужно готовиться накануне, т. е. в четверг до захода солнца. В это время читаются дуа. Не откладывая на пятницу, готовят чистую одежду и благовония. В ночь с четверга на пятницу читают «Сурату Кахф»; салават Пророку Мухаммаду, алайхи салату васаллам, (самое меньшее 300 раз); как можно больше дуа, проснувшись среди ночи; совершается побольше поклонения Всевышнему Аллаху. В пятницу в сочетании с предыдущим или последующим днем желательно поститься. В пятницу желательно искупаться, надеть чистую одежду (Аллах больше всего любит белый цвет). Из-под подмышек и с интимных мест удаляют волосы, стригут ногти, на тело и одежду наносятся благовония. На джума отправляются спокойно, поминая Всевышнего Аллаха.
Входят в мечеть с правой ноги, выходят с левой, читаются дуа и салават Пророку, солляллаху алайхи васаллам, совершают намаз-тахийят и приветствуют находящихся в мечети. Придя в мечеть пораньше, лучше занять передние ряды (но не переступая через плечи сидящих). Нужно стараться сесть поближе к имаму. Во время чтения хутбы ни с кем нельзя разговаривать (если человек будет разговаривать, то не получит воздаяния). В пятницу желательно принять участие в маджлисе, получить знания и раздать какую-либо милостыню. Необходимо побольше читать Коран, совершать намаз-тасбиха. Особенно важно чтение дуа, стараясь не упустить час принятия мольбы. Большая вероятность того, что эти мольбы будут услышаны в этот час – это восход солнца, обеденное время (зенит) во время азана на джума, когда имам поднимается на минбар для хутбы, когда люди встают на джума, послеобеденное время при закате солнца. В это время нужно обратить внимание на чтение дуа. По возможности пятницу оставляют для Ахирата дабы распространился ее баракат и на остальные дни.
Да поможет нам Аллах оживить мусульманский праздничный день Джума Мубарак! Амин.
Новосибирскида “Ихлас” тарихи мәчетенең 100 еллыгы зурлап билгеләп үтелде
Бәйрәм чаралары кысаларында фәнни-гамәли конференция уздырылды
(Казан, 18 июль, “Татар-информ”, Ләйсән Исхакова). Кичә Новосибирск шәһәрендә, реставрациядән соң, муниципаль дәрәҗәдәге мәдәни мирас объекты – “Ихлас” тарихи мәчетен ачу тантанасы булды. Тантана мәчетнең 100 еллыгына багышланды.
Бу хакта “Татар-информ” хәбәрчесенә “Ихлас” җирле мөселман оешмасы шурасы әгъзасы Мөдәррис Әбәкеров сөйләде.
Тарих сәхифәләрен барлап
Новосибирскиның үзәгендә – хәзерге Фрунзе урамында урнашкан “Ихлас” тарихи мәчетенә 1916 елда нигез салынган. Элек аның урынында Түгәрәк күл булган. Мәчетне әнә шул күлне корытып төзегәннәр. Новониколаевск (Новосибирск шәһәренең элеккеге атамасы) мөселманнары берничә ел дәвамында мәчет салдыру өчен хакимияттән җир бүлеп бирүгә рөхсәт сораган. Бу эшнең башында имам Гариф Вәлиев торган. “Ихлас” мәчетенең беренче имамы да нәкъ менә ул булган. 1910 елда себерлеләр делегациясе Санкт-Петербургта Россия империясе премьер-министры Петр Столыпин янына барып кайтканнан соң гына, җир мәсьәләсен хәл итүгә омтылышлар ясала башлаган.
1936 елда мәчетне япканнар. Бөек Ватан сугышы елларында аның бинасында Образцов исемендәге курчак театрының матди базасы урнашканлыгы, мәчеттә спектакль репетицияләре үткәрелгәнлеге билгеле. Гыйбадәтханә бинасы төрле елларда госпиталь, хастаханә, янгын сакчылыгы часте, төзелеш оешмасы булып та хезмәт иткән. Соңгысы, мәчетләрне кире халыкка кайтару турында закон кабул ителгәч тә, бинаны бирүдән баш тарткан. Ул чакта Татар иҗтимагый үзәге, мөселманнар белән берлектә, пикет оештырган. Нәтиҗәдә, 1993 елда “Ихлас” мәчете кабат эшли башлаган. Аны реставрацияләү эшләре 2010 елда башланган. Мәчетнең тарихи йөзен саклап калырга тырышканнар. Төзекләндерүгә акчаны өлкә хакимияте, Новосибирскиның тарихи-мәдәни мирасны саклау идарәсе бүлеп биргән. Шулай ук мөселманнар ярдәм күрсәткән.
“Ихлас” мәчетенә бүләккә – Коръәннең “Казан басмасы”
Кичә бәйрәм чаралары иртәнге сәгать 10да Коръән аятьләре укудан һәм төзекләндерелгән мәчетне рәсми ачу тантанасыннан башланып киткән. Әлеге чарада өлкә хакимияте вәкилләре, Екатеринбург һәм Свердловск өлкәсе мөфтие Рәдифулла хәзрәт Гыйндуллин, Себер мөселманнары Диния нәзарәте (Омск мөфтияте) мөфтие Зөлкарнәй Шакирҗанов, Новосибирск дәүләт университеты профессоры Владислав Кокоулин һ.б.лар катнашкан. Котлаулар әйтелгән, бүләкләр тапшырылган. Чарада күренекле язучы, җәмәгать эшлеклесе Фәүзия Бәйрәмова да чыгыш ясаган. Ул “Ихлас” мәчетенең 100 еллыгы белән котлап, Бөтендөнья татар конгрессы Башкарма комитеты исеменнән шамаил һәм Коръәннең “Казан басмасы”н бүләк иткән. Аннары Мөдәррис Әбәкеров мәчет буйлап экскурсия үткәргән. Соңрак бәйрәм мәҗлесе оештырылган. Кунаклар мәчет территориясендә урнаштырылган казанда пешерелгән кайнар пылаудан, татар халык ашларыннан авыз иткән.
Сүз уңаеннан, “Ихлас” җирле мөселман оешмасы быел социаль әһәмиятле проектлар конкурсында катнашып, 200 мең сум күләмендә грант откан. Әлеге чараларны да шушы акчага үткәргәннәр. Моннан тыш, мәчет территориясендә 6 стенд урнаштырганнар. Әлеге стендларда себердә ислам диненең таралыш, үсеш алуы, “Ихлас” мәчете тарихы турында кыскача мәгълүмат, шулай ук респрессия корбаннары – әлеге мәчеттә хезмәт куйган, аны төзүгә өлеш керткән мөселманнар исемлеге урын алган. Тантанага соңгыларының туганнары да килгән.
“Ихлас” мәчете тарихы һәм Новосибиркидагы конфессияра мөнәсәбәтләр фәнни-гамәли конференция темасы
Шул ук көнне көндезге 2дә “Ихлас” мәчетеннән ерак түгел урнашкан “Октябрьский” мәдәният йортында фәнни-гамәли конференция оештырылган. Ул “Шәһәрнең тарихи контекстында тарихи мәчетнең 100 елллыгы һәм Новосибирскида конфессияра мөнәсәбәтләр” дигән темага үткәрелгән. Анда төрле төбәкләрдән килгән дин әһелләре, галимнәр – барлыгы 70ләп кеше катнашкан. Фәнни чара бер яктан, мәчетнең тарихына, икенче яктан конфессияара дуслыкны ныгытуга багышланган. Конференциядә шактый кызыклы һәм эчтәлекле чыгышлар ясалган. Әйтик, “Әл-Фуркан” мәгърифәтчелек үзәгенең төбәкара иҗтимагый берләшмәсе шурасы рәисе доктор Мөхәммәд Сәид әл-Рәшид ислам диненең терроризмга каршы көрәштәге роле турында сөйләгән. Себер мөселманнары Диния нәзарәте (Омск мөфтияте) мөфтие Зөлкарнәй Шакирҗанов үзенең чыгышында, дин белән беррәттән, татар телен дә саклау әһәмиятенә бәйле мәсьәләне күтәргән. Мөдәррис Әбәкеров исә мөселманнарның дини эшчәнлегендәге мәсьәләләрне Россия законнары контекстына бәйләп караган.
“Хәзерге вакытта дингә бәйле күп законнар кабул ителә. Шуңа мөселманнарның хокукый белем дәрәҗәсе югары булырга тиеш. Әйтик, күптән түгел расланган “Яровая пакеты” бик күп сораулар тудырды”, – дип билгеләп үтте ул. Мөдәррис Әбәкеров массакүләм мәгълүмат чараларының ислам диненә карата тискәре мөнәсәбәт формалаштыруын билгеләп үтте. Аның фикеренчә, исламның терроризмга катнашы булмавын исбатлый торган Коръән аятьләре язылган стендларны мәчетләр территориясендә урнаштыру файдалы булыр иде.
Фотоальбом о событии на нашем сайте здесь.
Вы можете также посмотреть сюжет телепрограммы "Вести-Новосибирск":
Первый российский муфтий Мухамеджан Хусаинов (Гусейнов)
Мухамеджан Хусаинов (Гусейнов) родился в 1756 году в д. Султанай, Уфимской провинции в татарской семье.
Отец Хусаин бин Абдуррахман бин Анас аль-Бурундуки в 1720-х был имамом в д. Стерлибаш Уфимской губернии. Высшее религиозное образование получал в мусульманских учебных заведениях (медресе) Сеитовского посада, г. Оренбург, г. Бухары и г. Кабул в Афганистане.
С 1785 года состоял ахуном (главным имамом нескольких населенных пунктов) получил звание «Первого ахуна Оренбургского края». Указом Екатерины II от 23 сентября 1788 назначен председателем учрежденного в Оренбургского Магометанского духовного собрания (ОМДС) и стал первым муфтием России. Занимал эту должность на протяжении 35 лет, до конца своей жизни. Автор проектов по преобразованию ОМДС в Центральную мусульманскую коллегию, созданию сети религиозных учебных заведений с преподаванием светских научных дисциплин. Был проводником политики Екатерины II на территории современного Башкортостана и Приволжского федерального округа. Принимал активное участие в реализации внешней политики Российской империи на Востоке и Кавказе. Неоднократно возглавлял делегации, выезжавшие в Малый и Средний жузы (группы родовых и племенных объединений в Казахстане) для переговоров с казахскими ханами и султанами.
В 1797 году включен в состав Ханского совета, созданного для управления Малым жузом. Посылался властями на Кавказ, где организовал у горских народов родовые суды и принимал присягу на верность России.
В 1805 году участвовал в секретной комиссии по делам туркмен. Состоял членом Вольного экономического общества и почетным членом Совета Казанского университета, был наделен правом свободно покупать и продавать башкирские земли, стал крупным землевладельцем. Награжден бриллиантовой медалью.
Умер 17 июля 1824 года Уфимского уезда, ныне Кармаскалинского района Республики Башкортостан.
Биография Зайнуллы Расулева
"Зайнулла Расулев родился в 1833 г. в башкирской деревне Шарипово (Авязово) Тунгатарской волости Троицкого уезда Оренбургской губернии.
Фамилию свою Зайнулла-ишан получил по имени деда — Расул-хазрата бин Мусса аш-Шарифа — имама мечети в деревне Шарипово и мударриса
медресе при ней. Отец Зайнуллы — Хабибулла, закончив медресе в родной деревне, остался там преподавателем. Расулевы происходили из
башкирского рода Кувакан — одного из родов табынского круга.
До 12 лет З.Расули жил в родной деревне и учился в медресе своего деда. Для продолжения образования его направили в медресе соседней
деревни Мало-Муйнаково (Бурангулово) той же Тунгатарской волости. Мударрисом этого медресе и учителем Зайнуллы был Якуб-хазрет.
В 1851 г. в возрасте 18 лет З.Расули приехал в город Троицк Оренбургской губернии для завершения своего образования в медресе Ахмата бин
Халида Рахманкули ал-Мангари / ал-Минкари (1821 — 1921). Ахмат-хазий Рахманкулов был выпускником знаменитого медресе Коклеташ в Бухаре,
где приобщился к традиции накшбандийа. Позже он продолжил обучение в Стамбуле в медресе шейха Ахмада бин Мустафы Кометчи Ханафи, от
которого получил иджиза (право именоваться шейхом и иметь собственных мюридов). Вернувшись в Троицк, он стал имамом одной из мечетей и
открыл свое медресе, которое стало первым в этом уездном городе.
В качестве справки необходимо сказать, что Троицк был основан в 1743 г. на границе башкирских и казахских земель, на пересечении торговых
путей. Здесь был открыт свой «меновый двор» для торговли «азиатскими товарами». Город стал активно заселяться не только русскими, но и
«мусульманскими» купцами, торговцами, ремесленниками. О росте мусульманского населения города свидетельствуют следующие данные: в 1846
г. в Троицке функционировали две, в 1866 г. — три, а в 1915 г. — семь мечетей.
В марте 1876 г. Оренбургское губернское правление на основании решения Оренбургского магометанского духовного собрания утвердило
А.Рахманкулова ахуном первой соборной мечети города Троицк. На его личные средства в деревне Редутово Троицкого уезда была построена
мечеть, имамом которой стал его сын Хасан. В соавторстве с другим Троицким имамом — Мухамметом Бикмети А. Рахманкулов в 1894 г. в С.-
Петербурге выпустил книгу хадисов «Мишкат ал-масабих» («Ниша светочей»). За многолетнюю и безупречную службу царским указом от 6 декабря
1905 г. Ахмат-хазий был награжден медалью «За усердие» для ношения на Анненской ленте. Это крупные вехи жизненного пути мударриса медресе,
где обучался З.Расули.
В медресе А.Рахманкулова количество шакирдов не превышало 15 человек — дети башкир, татар, казахов. Срок обучения составлял 7—10 лет.
Программа медресе была нацелена на подготовку служителей исламского культа и включала обязательные предметы преподавания: арабский язык,
Коран, правила поведения мусульманских священнослужителей и пр. Окончив это медресе в 1858 г., З.Расули был назначен имамом мечети в
башкирской деревне Аккужа (Юлдашево) Учалинской волости Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии.
В 1859 г. З. Расули был посвящен в братство накшбандийа-муджаддидийа известным шейхом Абдул-хакимом бин Курбангали Сардаклы, учеником
Шараф ад-дина бин Зейнет ад-дина Истерлитамаки. Довольно типичный для того времени факт вызывает, тем не менее, некоторое недоумение. Так
как мударрис троицкого медресе Ахмат-хазий ал-Минкари, наставникЗ.Расули, также был шейхом братства накшбандийа, то есть имел право обучать
мюридов. Но, видимо, он не пользовался этим правом, предпочитая (судя по его биографии) узаконенные российской властью формы религиозной
деятельности.
После десяти лет инициации З.Расули в 1869 г. отправился в первый свой хадж. По дороге он остановился в Стамбуле, где произошла его встреча с
шейхом Ахмедом Зияутдином Гумушневи (умер в 1893 г.), который был приверженцем бокового ответвления братства накшбандийа — халидийа. Под
руководством Гумушневи З.Расули второй раз прошел обряд посвящения в братство накшбандийа и провел сорок дней в уединении со своим
учителем, укрепляя духовные связи с ним и полнее осваивая методы мистического пути накшбандийа-халидийа. Можно предположить, что
встретиться с Гумушневи посоветовал З.Расули его троицкий наставник Ахмат-хазий Рахманкулов, который учился в свое время в Стамбуле и, по
сведениям внучки З.Расули С.Г.Рахманкуловой, был шейхом накшбандийа-халидийа. Но З.Расули никогда не отрекался от своего первого шейха
Абдул-хакима Сардаклы. В своей книге «Божественные истины», изданной в Казани в 1899 г., он указывает на свое двойное посвящение в братство и
приводит обе линии духовной преемственности (силсилы — арабск.).
Халидийа мало отличалась от муджаддидийи: приверженцы должны были жить согласно суннам Пророка, строго соблюдать предписания шариата и
уклоняться от «бида». Были некоторые отличия в мистической практике. В частности, в муджаддидийа практиковали тихий зикр в одиночестве, в
халидийа — громкий, коллективный зикр, празднование дня рождения Пророка и др. Главное отличие халидийа, как отмечают исследователи
вопроса, воинственность, с которой они выступали в защиту шариата. Примеры этой воинственности довольно известны: шейхи халидийа стояли у
основания движения мюридизма на Северном Кавказе, то есть национально-освободительного движения горцев Чечни и Дагестана под
руководством Шамиля в 20 — 50–е годы XIX в., а также возглавляли движение курдов в Турции за национальную независимость во второй половине
XIX в. После этого деятельность халидийа в Турции была запрещена.
После возвращения из хаджа в 1870 г. популярность З.Расули резко возросла. У него появились десятки последователей, которые приняли и новые
для местных мусульман формы мистической практики: громкий, коллективный зикр, обычай носить четки, празднование Мавлюда и др. Вызывает
сом¬нение обязательность исполнения под руководством З.Расули коллективного, громкого зикра, не характерного для братства накшбандийа в
целом. Хотя американский исследователь Х.Алгар в своей работе приводит слова одного из очевидцев, который писал, что «в кругу З.Расулева
можно услышать мистические крики». По этому поводу Х.Алгар предполагает, что крики могли возникнуть после молчаливого исполнения зикра от
переполненности чувств. В пользу этого вывода говорит и тот факт, что в своей книге «Божественные истины» З.Расули описывает метод
молчаливого, произносимого про себя зикра, подробно излагая двадцать принципов и предписаний его исполнения. В конце он подчеркивает, что они
приняты в кругу шейхов накшбандийа-халидийа.
Круг последователей Зайнуллы Расули был настолько широк, что во время службы все желающие послушать его проповедь не вмещались в мечеть
и приходилось читать намаз или во дворе мечети, или на лужайке рядом с деревней. По воспоминаниям родственников, Зайнулла-ишан в
проповедях в мечети и на занятиях с шакирдами в своем медресе «призывал к скромному образу жизни, честному труду, терпению, учил помогать
бедным, больным, старикам, сиротам. Причем он учил этому не только на словах, но личным примером: большую часть того, что он получал как
подношения, он отдавал на содержание медресе и обучение шакирдов из бедных семей и сирот».
Растущая популярность шейха Зайнуллы 8, его независимость, а также отход от устоявшихся среди башкир форм ритуальной практики вызвали
недовольство Абдул-хамида бин Курбангали Сардаклы и его окружения.
Последние сохраняли верность бухарской модели религиозности и обучения и с подозрением относились к влиянию, исходившему из Турции. Для
«обуздания» непокорного З.Расули на имя муфтия Оренбургского магометанского духовного собрания было написано письмо, где его обвинили в
осквернении традиций братства накшбандийа, в ереси и искажении исламского вероучения. З.Расули в 1872 г. был вызван в Уфу к муфтию, где он
письменно изложил свои взгляды, после чего с него были сняты все обвинения. Но к делу подключилась царская администрация, которая
рассматривала З.Расули как потенциального руководителя политических беспорядков из-за большого количества его последователей и из-за его
зарубежных связей. Предположив, что З.Расули может стать «башкирским Шамилем», его арестовали в 1873 г. и выслали в Вологодскую губернию
(через три года перевели в Кострому).
Башкиры и казахи, среди которых Зайнулла-ишан пользовался особым влиянием, узнав о его аресте, приезжали из ближних и дальних деревень в
Златоуст (в городской тюрьме его содержали полгода) и «толпами молились около тюрьмы днем и ночью». И в ссылке в Вологодской губернии
(г.Никольск), а затем в Костроме преданные мюриды помогали Зайнулле-ишану и его семье деньгами и продуктами, а один-два жили с ним
постоянно и вели хозяйство.
Вернувшись из ссылки в 1881 г., З.Расули поселился в деревне Аккужа, а в 1882 г. совершил второй хадж в Мекку при финансовой поддержке
Троицкого купца Хабибуллы Габбасова. Возвращаясь из хаджа, З.Расули вновь посетил своего стамбульского наставника — шейха братства
накшбандийа-халидийа Гумушневи, получив от него благословение и новые книги. А троицкий наставник З.Расули Ахмат-хазий Рахманкулов, будучи
ахуном Оренбургской губернии, в конце 1883 г. предложил ему должность имама-хатиба пятой соборной мечети города Троицка. В 1884 г., переехав с
семьей в этот уездный город, он открывает при мечети новое медресе, получившее название «Расулия». Вскоре рядом с мечетью и медресе были
построены постоялый двор и столовая для приезжающих на встречу с Зайнуллой-ишаном мусульман. По данным Х.Алгара, в начале ХХ в. под его
влиянием находились сотни мулл из различных городов и селений нижней Волги, Урала и Сибири."
Умер 2 февраля 1917 года. Покоится на старинном мусульманском кладбище г. Троицка Челябинской области.
В народной памяти башкир сохранилось множество легенд о чудесах и случаях исцеления больных, совершённых Зайнуллой Расулевым.
Сын — Габдрахман Расулев, также стал известным башкирским религиозным деятелем.
Внук Атилла Расих (Расулев) — известный татарский писатель.
Что такое "Фитер садака"
Са́дака (множ. садакат, араб. صدقة) — в исламе добровольная милостыня (в отличие от закята — обязательных налогов), которую мусульманин выплачивает по собственному усмотрению и желанию. Садака может выплачиваться не только деньгами в качестве подаяния беднякам, но и в виде еды, одежды и прочего имущества не только беднякам, но и сиротам, путешественникам, воинам.
Садакой также считается всё то, чем мусульманин добровольно жертвует во имя Аллаха: время, силы, труд, деньги, проявление снисхождения или дружелюбия к кому бы то ни было и так далее. Садакой также считается отказ от чего-либо не запрещённого, с целью сохранения, поддержки, распространения религии и т. д., в пользу другого верующего.
Садака — это пожертвование или милостыня, которая дается ради Всевышнего.Однажды посланник Аллаха Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:
— Нет такого человека, который не должен был давать садаку каждый день, когда будет вставать солнце.
— О, посланник Аллаха, откуда же нам взять садаку, которую мы могли бы подавать другим? — спросили люди.
— Поистине, врата блага многочисленны! — сказал Мухаммад (мир ему и благословение). — Садакой является и произнесение слов «Субхан-Аллахи» — «Слава Аллаху!», «Аллаху акбар» — «Аллах велик».
Ты подашь садака, если уберешь с пути то, что мешает людям или объяснишь что-либо глухому, или выведешь на правильный путь слепого, укажешь спрашивающему то, что ему нужно, окажешь помощь скорбящему, который взывает о помощи.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), приветствуя, сказал:
— "Если ты улыбнешься своему брату, это будет садакой, устранение камня, колючки с дороги, по которой ходят люди, — это тоже будет садакой…
В хадисах пророка есть две главные идеи: суть первой состоит в том, чтобы заставить источники блага забить в душе человека, второй — чтобы связать общество узами любви, взаимной симпатии и братства.
В традиционном понимании садакой называют деньги или имущество, которыми богатый человек оказывает помощь бедному, а сильный — слабому. Однако, если принимать в расчет только этот аспект, понимание как значения данного слова в целом, так и роли в жизни общества будет слишком узким и ограниченным. Садака являлось важным фактором социальной солидарности и одним из связующих звеньев общества, выступая в качестве средства избавления богатых от скупости и оказания помощи бедным.
Что касается этого хадиса пророка Мухаммада (мир ему и благословение), то он придает понятию «пожертвование» более широкий смысл, выводя из рамки традиционного узкого понимания, добавляя к материальному смыслу психологический оттенок.
Всякое доброе дело есть садака. Именно такой всеобъемлющий смысл приобретает это понятие, ничего не оставляя без внимания и не ограничивая одно другим.
2 июля Ляйлятуль-кадр ‒ Ночь могущества (предопределения)
В месяце Рамадан есть одна величественная ночь ‒ Ляйлятуль-кадр, когда поклонение Господу, как и любые благие деяния, даже самые приземленные, бытовые, более значимы по Божественному воздаянию, чем те, что совершались на протяжении тысячи месяцев.
Каждый, кто осведомлен о значимости благословенной Ночи могущества, особо бдителен. Страх упустить эту ночь не даёт сомкнуть глаз. Аят: «Они свои постели оставляют и взывают к Господу своему в страхе и надежде» (Св. Коран, 32:16) в эти дни принимает более четкие контуры и находит свое отражение среди тех, кто считает себя последователем заключительного Божьего посланника (да благословит его Аллах и приветствует).
Читайте статью целиком о Ночи могущества.
Традиция проведения мероприятий "Шатер Рамадана"
В хадисе посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано: «Тому, кто накормит постящегося в месяце Рамазан, это будет прощением грехов, спасением его души от Ада, и получит он вознаграждение, равное постящемуся, без умаления награды постящегося».
На протяжении веков верующие мусульмане в ночи Священного месяца Рамазан распахивали ворота своих дворов для всех знакомых и незнакомых, устраивая коллективный ифтар (разговение после поста).
Вот уже много лет точно также распахиваются ворота дворов мечетей, которые становяся на время Рамадана гостеприимными местами во многих городах. Везде в России устанавливаются шатры, под куполом которых все постящиеся могут спокойно разговляться после захода солнца. А это и усталые путники, не успевшие домой, и те, у кого дома нечего поесть, и просто все желающие пообщаться с братьями по вере. Мужчины, женщины, дети – все местные знают, что сюда они могут прийти вечером для разговения и на предрассветную трапезу в любой из дней Рамадана, потому что здесь их встретят с неизменным гостеприимством, накормят вкуснейшим пловом, овощами, фруктами, напоят соками, кофе и чаем.
Возрождая древнейшие традиции, сотрудники мечетей и благотворительных организаций и фондов устраивают благотворительную акцию «Шатер Рамадана» на пожертвования всех благоверных людей. Так, перед мероприятием горожане привозят финики, продукты и напитки, а то и готовые блюда в последние часы перед началом коллективной трапезы. Многие просто перечисляют деньги на нужды данной акции, зная, что за это Аллах не оставит их своим вниманием. В самих шатрах всегда царит атмосфера радости, взаимопонимания и доброты друг к другу.
За несколько минут до призыва к вечерней молитве каждый из присутствующих делает дуа и просит Всевышнего простить ему грехи и принять его пост. С первыми звуками азана верующие разговляются финиками и водой. Затем совершается коллективный намаз, и постящиеся приступают к священной трапезе. Для мусульман коллективный ифтар – это не просто вечерний прием пищи после долгого дня поста, но и возможность сделать это с особенной радостью единения с братьями в Исламе, завязать новые знакомства и обменяться духовными знаниями.
Региональное духовное управление мусульман Свердловской области выражает огромную благодарность всем людям, которые не остались в стороне. Ведь только объединив усилия, мы сможем помочь большему числу людей сделать жизнь немного радостнее, чем она есть на самом деле, облегчить их заботы о финансах. Пусть даже не так сильно, как хотелось бы. Но тем не менее, коллективный ифтар – это настоящее спасение для малоимущих в пост, плюс радость от исполнения священного долга, разделенная на всех.
Те или иные национальные общины, проживавшие в Екатеринбурге и Свердловской области – татары, башкиры, дагестанцы и другие – знакомят собравшихся с культурой, традициями своего народа. Угощения на ифтар, то есть время разговения, тоже имеют свой национальный колорит. Таким образом, происходит знакомство мусульман друг с другом, что, безусловно, сплачивает мусульманские народы.
Шатер Рамадана – это добрая традиция, которая проходит уже не первый год и собирает большое число верующих, желающих провести ифтар в кругу братьев-единоверцев. Все верят - месяц Рамадан послужит укреплению взаимопонимания, единства и сплоченности народов, а ценности Ислама всегда будут укреплять мир и согласие в России.Отметим, что на «Шатре Рамадана» проводится не только массовое разговение, но и мероприятия, рассказывающие об исламе, традициях и культуре зарубежных государств и регионов России, в которых исторически исповедуется ислам.
Посмотрите фотоотчеты об открытии "Шатра Рамадана" и другие фотографии о событиях в фотогалерее сайта.
6 июня 2016 года - начало священного Рамадана!
Рамада́н (араб. رمضان) или рамаза́н (тур. Ramazan) — девятый месяц исламского календаря. В соответствии с одним из пяти столпов ислама в течение месяца Рамадан правоверные мусульмане должны поститься от наступления утреннего намаза (Фаджр, наступающий на рассвете) до наступления вечернего намаза (Магриб, наступающий с закатом).
Рамадан — султан всех остальных месяцев, их душа. Но благочестивые мусульмане и сам этот месяц могут еще более одухотворить и оживить. Днем держать пост, вечерами творить намаз таравих, твердо совершать все богослужения, читать Кур'ан от начала до конца, не жалея себя, помогать нуждающимся — вот все, что нужно для этого.
Рамадан - это месяц Корана, ведь именно благодаря ему он был выделен среди других месяцев года : Месяц Рамадан - это месяц, в который был ниспослан Коран, как руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение".
Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид, выдающийся исламский лектор и автор утверждает, что месяц Рамадан превосходит другие по четырем причинам:
1. В данном месяце наступает лучшая ночь в году - Ляйляту-ль-Къядр, или Ночь Величия;
2. В этом месяце была ниспослана лучшая из книг лучшему из пророков (да благословит его Аллах и приветствует);
3. В этот месяц врата Рая открываются, а врата Ада закрываются, а все шайтаны заковываются в цепи;
4. В месяц Рамадан существует много возможностей для дополнительного поклонения и приближения к Аллаху.
Вы можете прочитать дополнительную информацию:
Как сохранить здоровье в Рамадан: питание, сон и тренировки.
Какое особенное поклонение совершается в первую ночь месяца поста?
12 октября исполняется 85 лет со дня рождения виднейшего мусульманского теолога среди татар конца XX — начала XXI веков Габдулхака хазрата Саматова
52 ГОДА ИСПОЛНИЛОСЬ БЫ ВЫДАЮЩЕМУСЯ РЕЛИГИОЗНОМУ ДЕЯТЕЛЮ ВАЛИУЛЛЕ ХАЗРАТУ ЯКУПОВУ
В этом году, иншаАллах итикаф приходится в период с 6 июля (после вечернего намаза), по 16 июля (до вечернего намаза)
Для людей свойственно обращаться к наследию прошлого - ведь оно так поучительно для живущих сегодня. Также и мусульмане всей России обращаются к судьбам и трудам дореволюционных ученых, ведь многое, написанное или сотворенное сто лет назад, сегодня кажется таким актуальным и поучительным. В том числе и жизнь первого ахуна г. Екатеринбурга Гирфана Шайхильмардановича Рахманкулова. Его судьба, похожая на приключенческий роман, к сожалению, до сих пор мало известна широкой мусульманской общественности Уральского региона, между тем, вклад его в становление мусульманской общины Екатеринбурга - огромен.
Студентка-медик Бушра Тбакхи из Иордании смогла выучить Коран наизусть за 2,5 месяца, используя собственную методику. После чего она решила поделиться советами со всеми желающими.
22.04.2015
К 2100 году ислам станет самой массовой религией на планете
Чаще всего мы вкладываем в слово «продуктивность» обычное, светское значение, в то время как в исламе продуктивность имеет абсолютно иной смысл.
Писательница Шуле Юксель Шенлер является одной из тех, кто начал борьбу за платок в Турции. Она не жалеет сил, чтобы обращаться с призывом к молодежи, пережила тюремное заключение, объездила всю Турцию со своими лекциями. И стала причиной того, что многие молодые девушки надели платок. Предлагаем вашему вниманию репортаж с Шуле Юксель Шенлер.