Новости

18.06.2024

С чувством глубокого возмущения Центральное духовное управление мусульман России, как и все мусульманское сообщество, восприняло известие об акте захвата заложников в СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области в дни светлого праздника «Курбан-Байрам».
Террористы, а точнее их заказчики, явно пытались придать акту захвата заложников сакральный смысл, организовав его именно во время одного из главных исламских праздников, тем самым заложив в него настоящую цель – взбудоражить общество, запугать граждан России и спровоцировать волну межрелигиозных и межнациональных конфликтов любого масштаба, накопить среди населения критическую массу взаимных претензий. И такая методика абсолютно не нова. И применялась она не только в России. К чему это приводит, ясно видно из новейшей истории этих стран.
Очевидно, что целый ряд подобных ужасных террористических актов, происходивших в нашей стране лишь за последнее время, не случаен. Организаторы хотят, чтобы огонь недоверия, вражды и ненависти в нашем обществе не угасал и разгорался с новой силой.
Поэтому мы призываем все Российское общество еще больше сплотиться, и всем вместе противостоять попыткам насилием и враждой натравить религии и народы друг на друга, погрузить нас в безумие и хаос.

Все новости

Восхищая своей образованностью

Главная / Статьи / Восхищая своей образованностью

Мутыгулла Тухватуллин – татарский просветитель, родился в 1845 году в селе Малые Кайбицы Казанской губернии.

Мутыгулла и две его сестры рано осиротели. Ему было всего полтора года, когда скончалась мать, а вскоре умер и отец, не вернувшись из Саудовской Аравии, куда совершал хадж. Мальчик обладал большими способностями, и, заметив это, кайбичане на собранные средства отправили его в прославленное медресе Кушкар (Кышкарское медресе). Здесь Мутыгулла старательно осваивал все предметы и программы, завоевал авторитет у преподавателей и шакирдов. Он подружился с Мухамметгарифом – отцом основоположника новой классической национальной поэзии Габдуллы Тукая. Друзья вместе навещали родителей Мухамметгарифа в Кошлауче, ходили в гости на меджлисы, делились друг с другом душевными тайнами.

Получив образование, Мутыгулла возвращается в Кайбицы. Односельчане решили, что Мутыгулла должен учиться дальше, и отправили его в Каирское медресе – академию «Аль-Азхар». В этом высшем учебном заведении в течение десяти лет он усердно изучает не только религию, но и стихосложение, турецкий, арабский и другие языки. 

В 1877 году выпускник академии, преисполненный благодарности к односельчанам, отправился в обратный путь.

Дорога домой пролегала через Уральск, где жила одна из его сестер. Это многонациональный город в европейской части западного Казахстана. Татары там служили в войске, многие были офицерами, но основным их занятием была торговля.

Восхищенные образованностью и манерой чтения нараспев сур Корана, что было в те времена большой редкостью, Мутыгуллу приглашают поселиться в Уральске с ежемесячным солидным жалованьем. Он становится имам-хатибом Красной мечети Уральска.

Тут сосватали Мутыгулле в жены очень красивую шестнадцатилетнюю Гиззинас. Его супруга Гиззинас создала женское медресе. В семье Мутыгуллы-хазрата было пятнадцать детей. Они очень их любили, были нежны с ними. Увы, тогда еще не умели лечить скарлатину, дифтерию, и за два-три года от этих болезней умерли восемь их детей. Горе родителей было безмерным, и всю любовь они перенесли на оставшихся в живых Камиля, Гарифа, Адгама, Амину, Халиму, Галию и Разию. Все дети Мутыгуллы Тухватуллина воспитывались в особой атмосфере, пробуждавшей в них тягу к наукам, поэзии, театру, музыке. Мать вела дома занятия с девичьим хором, состоявшим из учениц медресе, и постепенно привлекла к пению своих четырех дочерей. 

Тухватуллин основал в городе Уральске медресе "Мутыгия". Это медресе наряду с медресе "Мухаммадия" в Казани, «Галия" в Уфе и "Хусаиния" в Оренбурге, считалось лучшим учебным заведением страны. Преподавание в этих медресе соответствовало вузовскому. Мутыгулла преподавал ученикам философию, знакомил с трудами Авиценны, Аверроэса, Аль-Фараби. Знал наизусть строфы из Саяди, Фирдоуси, Навои.