Новости

18.06.2024

С чувством глубокого возмущения Центральное духовное управление мусульман России, как и все мусульманское сообщество, восприняло известие об акте захвата заложников в СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области в дни светлого праздника «Курбан-Байрам».
Террористы, а точнее их заказчики, явно пытались придать акту захвата заложников сакральный смысл, организовав его именно во время одного из главных исламских праздников, тем самым заложив в него настоящую цель – взбудоражить общество, запугать граждан России и спровоцировать волну межрелигиозных и межнациональных конфликтов любого масштаба, накопить среди населения критическую массу взаимных претензий. И такая методика абсолютно не нова. И применялась она не только в России. К чему это приводит, ясно видно из новейшей истории этих стран.
Очевидно, что целый ряд подобных ужасных террористических актов, происходивших в нашей стране лишь за последнее время, не случаен. Организаторы хотят, чтобы огонь недоверия, вражды и ненависти в нашем обществе не угасал и разгорался с новой силой.
Поэтому мы призываем все Российское общество еще больше сплотиться, и всем вместе противостоять попыткам насилием и враждой натравить религии и народы друг на друга, погрузить нас в безумие и хаос.

Все новости

Габдерахим Утыз Имяни аль-Булгари

Главная / Статьи / Габдерахим Утыз Имяни аль-Булгари


Поэт, ученый-богослов, приверженец идей суфийского тариката (пути, течения) накшбандия.

Он родился 1 августа 1754 года в деревне Утыз Имян Чистопольского уезда Казанской губернии (некоторое время носила название – село Новое Кадеево Черемшанского района Татарстана) в крестьянской семье.

Когда Габдерахим повзрослев, становится способным себя содержать то он полностью переселяется в медресе. Обладая прекрасной памятью, он вскоре сам начинает преподавать в медресе и в 1788 году он со всей своей семьей уезжает на учебу в Среднюю Азию. Вначале Габдерахим несколько лет учится в Бухаре, встречается с известными учеными, потом и сам становится мударрисом-преподавателем.

После Бухары Габдерахим путешествует по таким городам как: Акча, Туфи, Самарканд, Мазар, Шахимардан, преподает в их медресе. В 1796 году Утыз Имяни отправляется в Афганистан, посещает его древние культурные центры, города Балх, Герат, Кабул. В 1798 году в местечке Кауырмач умирает его жена Хамида и Габдерахим со своими детьми возвращается на родину.

Он решает поселиться в своей родной деревне Утыз Имян, однако ему не разрешают поселиться в деревне матери, аргументируя это тем, что его отец из другой деревни. Поэтому он уезжает к своим дальним родственникам в деревню Кара Чишма, где живет один год, после чего переселяется в деревню Исляй (Чистопольского района) где также один год преподает в деревенском медресе. 

Затем он переселяется в деревню Куакбаш, где основывает первое в истории деревни медресе и начинает обучать шакирдов. 
Таким образом, переселяясь из деревни в деревню, он добирается до родной деревни отца Тимяш, где и поселяется. Он продолжает преподавание, праву и другим дисциплинам, а также продолжает свое литературное творчество вплоть до своей смерти.

Габдерахим Утыз-Имяни умирает в начале апреля 1834 году. (по Ш. Марджани в 1835 году.) в возрасте восьмидесяти лет. Он был похоронен в деревни Тимяш.

Творческое наследие Утыз Имяни очень большое и многогранное. За 60-летнюю творческую деятельность он создает более 100 трудов. Исследования творческого наследия Утыз Имяни показывают, что он был одним из популярных и плодотворных в своей творческой деятельности татарских поэтов конца XVIII – начала XIX веков. В его рукописном наследии встречаются не только поэтические и прозаические произведения, но и труды по различным отраслям науки: языкознанию, мусульманской философии и праву, медицине, астрономии, торговому делу и другие. Утыз Имяни занимается также переписыванием произведений крупных поэтов и ученых Востока,составлением комментариев и словарей к ним. Это дает право считать Утыз Имяни многогранным ученым своего времени.