Опиум для народа?

Главная / Статьи / Опиум для народа?

Ещё недавно религию и науку считали совершенно несовместимыми, антагонистическими явлениями. И это неудивительно, ибо в стране господствовала идеология марксизма. Фридрих Энгельс видел в религии «акт самоопустошения человека», а Ленин усматривал в ней «один из видов духовного гнёта», Карл Маркс называл её «опиумом для народа».

Поскольку стереотипы идеологии, которая недавно господствовала у нас, ещё сохранились и крепки в сознании некоторых людей по сей день, давайте вместе выяснять: действительно ли религия и наука несовместимы?

 

Существуют различные мнения о взаимодействии науки и религии, о роли, значении и месте религии в жизни человека.

 

Что такое наука? С точки зрения религии это путь изучения Вселенной и всего, что в ней существует.

 

Через науку раскрывается человечеству величие того, что сотворено Господом. Это и есть наука, По этой причине Ислам принимает науку, как путь проникновения в детали сотворённого Господом мироздания и, следовательно, поощряет её.
Ислам считает науку естественным проявлением человеческой деятельности и, согласно его канонам «каждый мусульманин обязан всемерно стремиться к знаниям от колыбели до могильной плиты».

 

Священный хадис гласит: «Изучайте науки, если даже для этого придётся отправиться в Китай». Он показывает, что ещё 1400 лет назад, когда на кострах инквизиции горели учёные, Ислам требовал от мусульман увеличения знаний, где бы они ни находились; ведь тогда понятие «Китай» ассоциировалось с «краем Земли».

 

Когда речь идёт об изучении наук, надо понимать, что наука науке рознь, и не все науки одинаково полезны для человека. Полезными считаются науки, способствующие пробуждению веры во Всевышнего и помогающие укрепить эту веру, дающие человеку набор необходимых знаний в богослужении, знания, от которых есть реальная польза здоровью или вероубеждению, а также науки, дающие сопутствующие знания.
Изучение полезных наук всячески поощряется, и за это обещано вознаграждение, в отличие от бесполезных, а в некоторых случаях даже вредных знаний, изучение которых порицается и считается греховным, например, изучение астрологии.

 

Главной задачей всех пророков, начиная от первого человека и Пророка Адама и завершая последним Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение), было духовное просвещение и облагораживание человечества. Они призывали следовать дозволенному и полезному, остерегаясь запретного, то есть того, что вредит человеку. Их богатством были знания, и по наследству они передавали только знания.

 

Высокий статус учёных в Исламе подтверждается и хадисами Пророка (мир ему и благословение): «Поистине, учёные являются наследниками пророков. Пророки же оставляют в наследство не динары, не дирхамы, а только знание». При этом общеизвестно, что положение пророков является наиболее высоким, и нет ничего почётнее, чем изучать науки и быть наследником людей, занимающих подобное положение. В самом Священном Коране о значении просвещённости человека говорится (смысл): «Скажи: разве сравнятся те, которые знают, и те, которые не знают?»
Эти и многие другие аяты Корана и хадисы свидетельствуют о том, какое место в Исламе занимает просвещение и изучение наук.

 

Приводимые далее высказывания величайших учёных нашей эпохи – лишь подтверждение тому, что наука и религия неразрывно связаны.
Известный европейский мыслитель Шарль Мисмар сказал: «Если последователи других верований теряют веру с приобретением знаний, то вера у мусульман усиливается». Это связано с тем, что современная наука подтверждает сказанное в Коране и хадисах 1400 лет назад, и мусульмане, видя научное подтверждение Корана и хадисов, всё больше укрепляются в вере.

 

Роджер Бэкон (1220–1292 гг. н. э.), которого современники называли «великим доктором», был прославленным английским учёным и богословом.
Как исследователь он настойчиво отстаивал точку зрения, согласно которой наука отнюдь не противоречит религии, а, наоборот, может быть действенным орудием убеждения атеистов в правоте тех, кто верует в Бога. Бэкон говорил: «Наука обладает важнейшими достоинствами для того, чтобы укреплять людей в вере».

 

Галилео Галилей также говорил, что «природа, без сомнения, есть вторая Книга Бога, от которой мы не должны отказываться, которую мы обязаны читать». Таким образом, он утверждал, что не может быть никаких противоречий между религией и наукой, потому что обе книги сотворены Творцом.

 

«Глядя в книгу природы, мы, астрономы, будучи приверженцами религии Всевышнего, должны вознести Богу нашу хвалу», – говорил Иоганн Кеплер. На вопрос, зачем он занимается наукой, Кеплер отвечал: «Для того чтобы почувствовать «вкус» творений Создателя».

 

Исаак Ньютон, которого считают величайшим ученым всех времен, был одновременно математиком и физиком. В своей знаменитой книге «Законы математики» о причине, вдохновившей его на научные изыскания, Ньютон писал: «Как немощные рабы, мы нуждаемся в Боге. В меру нашего ума мы должны постигнуть мощь и величие Божественного Знания и предаться Ему».

 

Вильям Гершель – один из самых знаменитых астрономов XV века. «Астрономы-атеисты должны быть сумасшедшими», – говорил Гершель, выражая удивление тем, как учёный, занимающийся астрономией и непосредственно наблюдающий совершенный порядок, царящий во Вселенной, может не верить в Создателя.
Джеймс Прескотт Джоуль, известный открытием первого закона термодинамики в 1864 г., был одним из инициаторов составления «Антидарвиновского манифеста», подписанного 717 учёными. Он говорил: «...Познание законов природы есть познание Бога».
Луи Пастер, знаменитый учёный в истории медицины, в особенности прославившийся микробиологической теорией болезней, говоря о необходимости гармонии между наукой и религией, писал: «Чем больше я изучаю природу, тем больше перед лицом творений Создателя возрастает моя вера в Него».

 

Ему же принадлежат слова: «Наука ведёт человека к Богу».
Вильям Томпсон (лорд Кельвин) – один из ведущих физиков конца XX и начала XX веков, автор «шкалы Кельвина», писал: «Не бойтесь быть свободомыслящими людьми. Если вы помыслите глубоко, через науку вы обретёте веру в Бога».

 

Альберт Эйнштейн – один из самых значительных учёных нашей эпохи – был религиозным человеком. Он утверждал, что наука не может развиваться в отрыве от религии. В частности, он писал: «Чем больше наука делает открытий в физическом мире, тем больше мы приходим к выводам, которые неуклонно направляют нас к вере».
Вернер Фон Браун, один из самых известных в мире исследователей космоса, говорил, что ему очень трудно понять как учёного, отрицающего Творца, так и верующего человека, отрицающего развивающуюся науку.

 

Все эти учёные прекрасно понимали, что все сложнейшие механизмы строения Вселенной не могли возникнуть без Творца, и чем глубже были их познания в науке, тем сильнее они осознавали неразрывную связь между религией и наукой.

 

Вера человека строится на его познании величия Творца, которое немыслимо без познания сотворённого Им. Наука является звеном, которое даёт человеку возможность познать сущность и величие сотворённого Богом, о чём свидетельствует хадис Пророка (мир ему и благословение): «Не размышляйте о Творце, размышляйте о творениях».
Какое бы научное открытие ни делалось – сегодня ему можно найти объяснение в Священном Коране и хадисах.

 

Если верующего человека ещё как-то можно представить без науки, то человека, занимающегося наукой, крайне трудно представить атеистом.

 

Материал: 
Абдулла Гаджиев

http://assalam.ru/