Новости

23.05.2017

 В городе Болгар Республики Татарстан прошли торжества по случаю 1128-й годовщины принятия Ислама Волжской Булгарией. Тысячи мусульман со всех концов страны приняли участие в презентации строительства Болгарской исламской академии. Комплекс зданий духовного учебного заведения практически закончен, остались последние штрихи.

На всероссийском форуме присутствовала делегация Свердловского Регионального духовного управления мусульман.

18.05.2017

В Уфе прошли Первые Открытые юношеские игры боевых искусств Приволжского федерального округа. Участниками соревнований стали более 2,5 тысяч детей, в частности, из других регионов России и ближнего зарубежья. В течение двух дней мальчики и девочки, юноши и девушки выходили на ринг и татами, чтобы выявить победителей в 12 видах единоборств.

15.05.2017

13 мая по инициативе Регионального духовного управления мусульман Свердловской области ыла проведена уборка на старинном мусульманском кладбище города Екатеринбурга, расположенном по ул. Репина.

12.05.2017

Жители и гости столицы Среднего Урала почтили память павших за независимость Родины, отпраздновали День Победы. Главными гостями праздничных мероприятий стали ветераны Великой Отечественной войны, локальных конфликтов, труженики тыла.

06.05.2017

Выставка «Коран: притяжение гармонии» проходит в Екатеринбурге  28 апреля до конца июня

В Екатеринбурге в Свердловском краеведческом музее открылась уникальная для Среднего Урала выставка «Коран: притяжение гармонии» из собрания Казанского историко–архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль».

Все новости

ЦЕННОСТИ РАМАДАНА: «И'ТИКАФ»

Главная / Статьи / ЦЕННОСТИ РАМАДАНА: «И'ТИКАФ»

Находиться в мечети с намерением и’тикафа называют – и’тикафом. По мнению Ханафи, бывает 3 вида и’тикафа. Один вид - это ваджиб, который бывает по причине обета. Например, сказать, что если у меня такое-то дело уладится, то я сделаю столько-то дней и’тикафа, или без определения какого-то дела просто сказал, что я сделаю обязательно столько-то дней и’тикафа. Это становится ваджибом, и необходимо исполнить столько дней, на сколько сделал намерение. Второй вид - это суннат и’тикаф. Последние десять дней рамадана и’тикаф - это суннат. Совершать и’тикаф в эти дни была привычкой Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Третий вид - это нафль и’тикаф. Для него нет определенного времени, ограничения дней, сколько хочешь, столько совершаешь. Разрешается, если человек сделает намерение и’тикафа на всю жизнь.

Конечно же, в определении наименьшего срока есть разногласия. Так, по мнению имама Абу Ханифы (рахматуллахи ‘алейхи), нельзя делать намерение меньше, чем на один день. Но, по мнению Имама Мухаммада (рахматуллахи ‘алейхи), разрешается намерение даже на небольшое время. И на это есть фатва. Поэтому каждому человеку надо делать намерение и’тикафа при входе в мечеть для того, чтобы получать саваб и'тикафа, пока он занят намазом или другими делами. Я видел своего отца, как тот всегда заботился о том, чтобы, зайдя правой ногой в мечеть, сразу же сделать намерение и’тикафа, а иногда с намерением обучить учеников он делал намерение и’тикафа вслух. И'тикаф имеет большие награды. И что может являться большей ценностью, чем то, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) соблюдал его постоянно?

Пример совершающего и'тикаф сравним с тем человеком, который сел у дверей кого-то. И пока его просьба не удовлетворится, он никуда не уйдет. Если будет такое состояние поистине, то даже самое жесткое сердце смягчится. А щедрый Аллах Та’аля только и ищет повода для прощения, и даже одаривает без повода. Поэтому когда человек, порвав с миром, сидит у дверей Аллаха Та’аля, то какие могут быть сомнения в том, что его одарят. Если кого-то Аллах наделит из Своей Щедрости, то кто сможет рассказать про Его казну. И если дальше я не могу что-либо сказать, то потому что, как несовершеннолетний может рассказать про состояние совершеннолетия? 

Ибн Кайим (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает, что цель и дух и’тикафа - это связать сердце с Аллахом, чтобы, порвав со всем со всех сторон, оно слилось с Ним, вместо всех занятостей было занято Его святой личностью, отвернувшись от всего помимо Него, так погрузится в эту привязанность, чтобы место мыслей и переживаний заняли бы Его зикр и любовь, чтобы вместо привязанности к творениям зародилась привязанность к Аллаху. Эта привязанность пригодится в жестокости могилы. Так как в тот день кроме Аллаха не будет ни друзей, ни утешителей. Если сердце с Ним подружилось, то в каких наслаждениях пролетит время.

Автор "Маракиль фалях" пишет, что если и’тикаф совершать с искренностью, то он является одним из лучших деяний. В нём уединяется сердце от этого мира и всего, что в нём, нафс вверяется господину и поступает по желаниям Господа. Далее в и’тикафе человек постоянно занят поклонением, спит он или бодрствует, он всё время остается в поклонении и приближается к Аллаху. В хадисе сказано, что Аллах Всевышний говорит:

“Если человек приближается ко Мне на ладонь, Я приближаюсь к нему на руку, если идет шагом ко Мне, то Я бегу навстречу”.

[Сказал ат-Тирмизи в своём Сунане (5/581): "Этот хадис хасан сахих. Передается от аль-А`маша (61-147 х) в толковании этого хадиса: «Если он приблизится ко Мне на шаг, Я приближусь к нему на аршин», имеется виду прощением и милостью. Подобно этому толковали этот хадис некоторые из обладателей знания (ахлюль ильм), они сказали: «Поистине смысл того, что Он сказал: «когда приблизится ко мне раб покорностью мне и тем, что я повелел, то я поспешу к нему с прощением и милостью». Передается от Саида ибн Джубайра, что он сказал в отношении аята «Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас» (2:152), поминайте меня покорностью мне и я упомяну вас своим прощением». Примечание Хадиса аль-Ханафи]

Далее в и’тикафе человек сидит в доме Аллаха, а щедрый Хозяин всегда обхаживает гостя. Далее он защищен в крепости Аллаха, так что враг не может добраться до него и так далее, и так далее. И этот важный вид поклонения имеет множество других ценностей и особенностей.

ПОЛОЖЕНИЕ

Для мужчин лучшее место и’тикафа - это мечеть в Мекке, затем мечеть в Медине, затем мечеть Бяйтуль-Мукаддас, затем соборная мечеть, затем своя мечеть. У Имама Абу Ханифы (рахматуллахи ‘алейх) есть условия, что в мечети, в которой делается и’тикаф, должен быть пятикратный намаз. По мнению имамов Мухаммада и Абу Юсуфа, достаточно чтобы была мечеть соответствующая шари’ату, даже если там не будет намаза с джама’атом.

Женщине необходимо совершать и'тикаф у себя в домашней мечети, а если в доме не определено место под названием мечеть, то надо выбрать для этого какой-нибудь уголок. Для женщин и'тикаф легче, чем мужчинам, потому что, сидя дома, для домашних дел можно использовать девочек, а самим получать сауаб даром. Но, несмотря на это, женщины как будто бы вообще лишены этого сунната.

1. Абу Са'ид Худри (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) совершил и'тикаф в первые десять дней рамадана, затем совершил и'тикаф во вторые десять дней рамадана, затем высунул голову из палатки, в которой совершал и'тикаф и сказал: “Я совершил и'тикаф в первые десять дней, чтобы искать Ночь Кадр и по этой причине совершил и'тикаф во вторые десять дней, потом мне объяснили, что эта ночь находится в последних десяти днях, поэтому те, кто совершают и'тикаф со мной, пусть совершают и'тикаф и последние десять дней. Мне показали эту ночь, потом заставили забыть. (Ее следующий признак) Я видел себя на утро следующего дня, я делал сажда в глину, поэтому ищите ее в последние десять дней в нечётных ночах”. Передатчик хадиса говорит, что в эту ночь пошёл дождь, и у мечети была крыша из пальмовых листьев, которая протекала, и утром 21 числа он видел своими глазами, что у Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) на лбу были следы глиняной жижи.

Примечание

У Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) было привычной практикой совершать и’тикаф всегда. В том году он совершал его весь месяц, когда умер, он совершал и’тикаф 20 дней. Но поскольку чаще он совершал его в последние десять дней, то по мнению учёных это суннат муаккада. Из выше указанного хадиса становится известно, что главная цель этого и’тикафа - это искать Ночь Кадр. И на самом деле и’тикаф очень подходящее для этого средство, потому что в состоянии и’тикафа даже если человек спит он все равно считается в поклонении. Далее поскольку во время и’тикафа человек никуда не ходит и не занимается какими-либо делами, поэтому кроме поклонения и вспоминания щедрого Господа - других занятий не бывает. Следовательно, для жаждущих Ночи Кадр нет лучшего способа, чем и’тикаф. Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) с самого начала в течение рамадана сильно заботился о поклонении и выполнял его много. Но в последние десять дней этому не оставалось никаких пределов. Он сам бодрствовал в поклонении ночью и заботился о том, чтобы разбудить домашних тоже, как становится известно из многих хадисов двух сборников "Сахих".

В Бухари и Муслим приводится, что Хазрат ‘Айша (радиаллаху ‘анха) рассказывает, что в последние десять дней рамадана Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) крепче завязывал свой изар (нижняя одежда, которого оборачивается вокруг талии), бодрствовал ночью и будил также людей своего дома. "Крепче завязывал свой изар" может означать большие усердия в поклонении, или также может означать совершенно воздерживаться от жен.

Автор: Шейхуль хадис Мухаммад Закария Кандехлеви (рахимахуЛлах)
Книга: «Фаза’ил Рамадан»


По материалам:http://azan.kz/