Информационные технологии в мусульманском образовании: в поисках баланса между традициями и инновациями

Главная / Новости / Информационные технологии в мусульманском образовании: в поисках баланса между традициями и инновациями
02.11.2013

В Казани завершила свою работу Международная научно-практическая конференция «Инновационные технологии в совершенствовании учебного процесса в мусульманских учебных заведениях». Форум был организован Российским исламским университетом и Казанским федеральным университетом.  Конференция была проведена в рамках мероприятий, посвященных 15-летию РИИ.

В первой половине дня собравшиеся заслушали доклады именитых гостей из стран арабского мира. В частности, ректор Палестинского отделения университета Аль-Азхар Исмаиль Бульбуль выступил с сообщением «Разработка учебных программ высших учебных заведений в соответствии с инновационными технологиями». Оказалось, что 20 лет назад, когда получившие распространение компьютеры и интернет начали применяться в процессе обучения, некоторые преподаватели высказывали мнение о запретности новых технологий. «Они остались в прошлом, а успеха добились те, кто начал активно применять эти технологии», - отметил шейх Бульбуль. Среди плюсов всеобщей информатизации он отметил тот факт, что образование, например, в его дистанционной форме, стало гораздо более доступным широким слоям населения. В качестве же отрицательной стороны процесса было отмечено появление большого количества плагиата, когда обучающийся присваивает себе чей-то опубликованный в сети труд или отдельную мысль или гипотезу. «Сейчас уже трудно поверить, что было время, когда я четырежды летал в Турцию только для того, чтобы получить необходимую книгу», - вспоминает Исмаиль Бульбуль. Был также озвучен малоизвестный факт о том, что богатые страны арабского мира спонсируют выпуск компьютеров в разных частях света. Подводя итог своему выступлению, ректор Палестинского отделения «Аль Азхара» напомнил собравшимся, что мусульманам запретно отдаление от этого мира, и потому необходимо пользоваться современными технологиями, разумно применяя их в традиционном для последователей ислама постоянном поиске знаний.

Интересные идеи высказал в своем докладе «Основные тенденции использования инновационных технологий» муфтий Дамаска, ректор института «Аль-Фатх» Абдульфаттах аль-Бизм. По его мнению, в процессе дистанционного обучения или  самостоятельного ознакомления с информацией в той же сети интернет, можно получить лишь поверхностные, или формальные знания. «Знания нужно получать глубокие,  а для этого нужно обращаться к первоисточнику, тогда как у информации в сети словно нет «родословной». Кроме того не только дать знания, но и воспитать сможет только живой учитель, где книга или информационные технологии представляют собой лишь инструмент в руках устаза», - убежден шейх аль-Бизм. Таким образом, по его убеждению, при безусловной необходимости использования новейших информационных технологий в образовании, должна сохраняться традиционная система передача знаний от человека к человеку, что поможет добиться глубины знаний и будет оправдано воспитанием обучаемого.

Советник Генерального секретаря Международной организации мусульманской молодежи ФайсалСаад бин Джабр из Саудовской Аравии презентовал собравшимся уникальный интерактивный проект на основе электронной книги «Руководство для принявшего ислам». Проект функционирует уже на 16 языках и, что особенно примечательно, соответствует менталитету и традициям каждого конкретного народа. Таким образом, например, вариант на русском языке, представляет информацию для новообращенного мусульманина в соответствии с ханафитскиммазхабом, поскольку в большей части ориентирована на татарстанский пример. Более того, в иллюстрациях присутствует мечеть Кул Шариф и другие казанские мечети. «Данная электронная книга становится популярным инструментом в дистанционном образовании», - отмечает ФайсалСаад бин Джабр. Помимо пяти столпов ислама, здесь раскрываются такие темы, как мусульманин в деловых отношениях, халяль и харам, одежда мусульманина, мусульманин с семьёй и детьми, мусульманин в современном обществе. Интерактивный проект «Руководство для принявшего ислам» оснащен удобной навигацией, возможности «книги» позволяют делиться цитатами в фейсбуке и твиттере, а также существуют аналогичные приложения для смартфонов, имеется аудио сопровождение и видеоматериалы.

Во второй половине дня работу конференции продолжили выступления российских ученых из разных регионов нашей страны, в которых докладчики делились опытом применения информационных технологий в процессе преподавания и разработки методических программ как религиозных дисциплин, так и, например, восточных языков.

Сегодня, в заключительный день работы конференции, для ее участников предусмотрена культурная программа – поездка в древний Болгар.

Нурия Гибадуллина

http://islam-today.ru/islam_v_rossii/tatarstan/informacionnye-tehnologii-v-musulmanskom-obrazovanii-v-poiskah-balansa-mezdu-tradiciami-i-innovaciami/