Главный национальный форум

Главная / Новости / Главный национальный форум
07.10.2013

В конкурсной программе  были представлены лучшие документальные  картины IX Казанского международного фестиваля мусульманского кино

24 Открытый фестиваль документального кино «Россия» традиционно проходил в Екатеринбурге с 1 по 5 октября. В нем приняли участие представители разных стран и городов России. Всего отборочная комиссия включила в конкурсную программу 31 ленту из 300 заявленных. В том числе, это были картины из Башкортостана, Азербайджана, Белоруссии, Эстонии, Литвы.

На Казанском фестивале и у нас совпало сразу две картины – это «Горький мед» Айнура Аскарова и «Тающий остров» Фариза Ахмедова.

Горький мед

«Горький мед» - это история о бортнике - старом Анваре,  который знает древние традиции сбора дикого меда, и в свои 72 года мечтает передать мастерство внукам.

Режиссер фильма, Айнур Аскаров:

- Конечно, сказать, что я в этом фильме хотел прославить Башкирию – это очень громко. Дело в том, что все мои работы, так или иначе, касаются моего дома. Я просто снимаю о том, что хорошо знаю.  Меня поразило как раз то, что в этой глухой деревеньке люди не пьют, не курят, а занимаются своим делом. И, конечно, нам хотелось показать достойную старость. Доказать, что и у нас хорошо, а не где-то там в Турции. Нам нужно чаще навещать родных. Мне было очень приятно, когда ко мне походили и говорили, что после фильма захотелось позвонить своим бабушкам и дедушкам. Здорово, что картина вызывает именно такие эмоции.

Фильм  Фариза Ахмедова «Тающий остров» повествует о том, как на небольшом островке рядом с Баку доживают свой век те, кому родная земля дороже комфорта и теплой старости. Дело в том, что после развала СССР остров покинула русская военная часть, и люди остались без электричества и возможности легко добираться до «большой земли». Кроме того, о многих оставшихся там, забыли дети. Последний кадр – где показано, как местное кладбище уже наполовину смыто водой, никого не оставляет равнодушными.

Моя родня

О родных корнях и семейных ценностях фильм ещё одного азербайджанского режиссера Родиона Исмаилова «Моя родня».  Картина снята в Товузском районе в селе Кехнагала. Посвящена она девочке Лолите, которая является носительницей двух культур, ее мать – русская, а отец – азербайджанец. Это необычная и трогательная история о том, как мужчина впервые везет дочку в Азербайджан, чтобы познакомить со своими родителями. Девочка не знает языка, и никак не может смириться с традицией жертвоприношения – как раз в честь её приезда бабушка решает зарезать барана. Но, тем не менее, родня полюбила девочку, а Лолита в этой любви растворилась. Ведь раньше у неё была только мама и, иногда встречающийся с ней папа, а теперь у неё появилась огромная азербайджанская семья.

Также поразила екатеринбуржского зрителя работа Светланы Гевейлер под названием «Данный взамен». Режиссер сумела рассказать  о женщинах, которые находятся в роддоме и большинство из них уже точно знают, что не смогут воспитывать своих детей. Картина построена на антитезе – в перерывах между историями показаны кадры таинства молитвы людей в нескольких мечетях. Для зрителя – это был символ того, что Бог не оставил бы этих женщин, он бы помог им вырастить детей, что они сбились с истинного пути, и им не достает той веры, которую многие обретают в священном храме.

В этом году оценивало работы именитое жюри, среди которых были Народный артист России, Лауреат премии «Оскар» Владимир Меньшов, а также кинорежиссер из Узбекистана, лауреат Государственной премии СССР – Шухрат Махмудов, который показал зрителям  свои лучшие работы.

Пришедшие на эту информационную программу, предвкушали увидеть красивые этнические зарисовки, может быть, кадры современного Узбекистана, а получили особую почву для размышлений – научно-популярный фильм «Свет с Востока». Это фильм о знаменитом ученом, враче, философе Средневековья  Ибн Сине – больше известном под именем Авиценна. Зрители узнали о таком понятии как мусульманский ренессанс, а также были удивлены тем, что открытие, некогда считавшиеся заслугами европейцев, на самом деле, принадлежат загадочному гению с Востока.

Ещё один фильм, представленный режиссером, полностью отвечал канонам жанра документального кино. Это картина под названием «Черный пепел». Сюжетная линия поразила публику – автор показывает, как для знаменитых каракулевых шапок и шубок убивают трехдневных ягнят.

Шухрат Махмудов

Сам Шухрат Махмудов объясняет: «Эта не экологическая картина, а притча о детоубийстве. Во время Первой чеченской войны многие матери ездили туда искать своих сыновей. Я видел такую сцену: женщина, которая находилась в Чечне уже  два месяца, подошла к грузовой машине. Оказалось, в ней везли трупы. И офицер за рулем предложил матери посмотреть - может быть, они как раз везли её сына. Так и вышло – сын был там. И вот она одна стоит у дороги с трупом сына на руках…»

Этот символизм прослеживается в каждом кадре фильма. Вот овечка родила ягненка – она его вылизывает, помогает оправиться, поднимает, когда тот падает. И таких - целое стадо. Потом приезжают какие-то люди. Они отлавливают маленьких, осматривают их шкурки и грузят в кузов машины. Как только грузовик тронулся, вперед из стада выбежала овечка – она очень долго бежала за  этой машиной, не понимая, куда забрали детеныша.

Режиссеру удалось без единого слова, реплики, но с помощью образа показать трагедию  той войны.

 О войне режиссер из Узбекистана знает не понаслышке. Следующий фильм в информационной программе – «Багровая земля». Действия картины разворачиваются в Афганистане. Это попытка гуманно и справедливо рассказать о тех событиях, снимая прямо из эпицентра боевых сражений.

Мы, пожалуй, ещё не видели этот конфликт глазами афганского народа – их детей, солдат, их лидеров. Наша молодежь уже не всегда знает, за что боролся Советский Союз, почему нужно было отправлять туда  совсем молодых парней.

Автор показывает историю смены власти в Афганистане – как получилось, что оппозиция буквально «озверела» и убивала детей, матерей, братьев своей же страны. Как получилось так, что Брежнев вступил в обреченную войну, когда те же англичане потерпели при таких же обстоятельствах уже ни одно поражение.

Обидно видеть один из последних фрагментов, когда наши ребята, спустя девять лет, пересекают границу Афганистана с сомнительными результатами – да, они радуются, но уже ощущают бессмысленность потерь. А в небе летит самолет, нагруженный деревянными заколоченными ящиками, в которых лежат навсегда уснувшие ребята,  так легко отданные в жертву своим же государством.

Надо ли говорить, что зал плакал и был благодарен режиссеру за мужество - не побояться писать историю человеческих судеб и народов, находясь под такими же пулями, переживая очередное  человеческое горе, как свое личное.

На фестивале было представлено ещё множество интересных работ, и некоторые из них, конечно же, были отмечены призами. Теперь же екатеринбуржскому зрителю остается ждать следующего года и новых фильмов из разных уголков нашей страны и планеты.

Наталья Шадрина