Фахретдинов Ризаитдин - выдающийся представитель татарского исторического знания

Главная / Главная / Фахретдинов Ризаитдин - выдающийся представитель татарского исторического знания

               

Фахретдинов Ризаитдин Фахретдинович
выдающийся татарский и башкирский писатель, религиозный деятель, учёный, историк

Изучение развития исторической науки невозможно без тщательного исследования наследия ее видных представителей, общественная и творческая деятельность которых стали знаковыми в становлении научно-исторической мысли того или иного общества, конкретного народа. Тем более, если эти деятели являются разработчиками определенных методов и принципов исторического исследования, а их труды, представляющие собой фундаментальные разработки, повлияли на дальнейшее развитие исторической науки. Одним из выдающихся представителей татарского исторического знания в период его постепенной трансформации в науку был Ризаэддин Фахреддин1 (1859 — 1936), многочисленные труды которого являются достоянием национальной истории, духовной культуры тюркоязычных народов Поволжья и Приуралья - татар и башкир.

Деятельность Ризаэддина Фахреддина многогранна. Он известен как историк, талантливый журналист, активный педагог-просветитель, мыслитель, крупнейший религиозный деятель (свою деятельность на этом поприще он начал простым имамом и дошел до должности муфтия), писатель и т.д. Каждая грань его деятельности заслуживает изучения и отдельного исследования. Ему принадлежит большое количество произведений. Только малая их часть известна широкому кругу читателей, остальные же, находящиеся в рукописном виде или опубликованные на арабской графике. Среди них немало трудов по исторической тематике.

Р.Фахреддина показал, что наибольшее предпочтение он отдавал особому жанру исторической литературы - биобиблиографическим сочинениям. Он является автором большого количества статей, посвященных жизни и деятельности выдающихся личностей: практически в каждом номере журнала «Шура» была его публикация такого характера. Нельзя не упомянуть серии его книг «Мешпур ирлвр» («Знаменитые мужи») и «Мэптур хатыннар» («Знаменитые женщины»). Ризаэддина Фахреддина интересовали люди различных национальностей, главным критерием для него служили их активная научно-творческая деятельность и польза, приносимая своему народу, стране.

Религиозные и общественные взгляды Р.Фахреддина тесно связаны с деятельностью ученого в области просвещения и педагогики. В исследованиях оценивается деятельность ученого как видного представителя джадидистского течения, критикующего консервативные устои. Они, по его мнению, не позволяли развиваться новому татарскому обществу, которому необходимо было модернизировать медресе, предпринять определенные шаги по раскрепощению мусульманок.

Биография

Учился в сельском медресе. Владел арабским, персидским, турецким и русским языками. Способствовал укреплению связей между мусульманами России и других стран, выступал против колониальной и империалистической политики Запада. Проводил исследования по истории и культуре народов Урала и Поволжья. Литературное и научное творчество Ризаитдина Фахретдинова, его журналистская и редакторская деятельность оказали значительлное влияние на развитие духовной культуры народов Урало-Поволжья. Его имя было широко известно в Средней Азии и Казахстане.

В 1867—1868 гг. Ризаитдин Фахретдин учился в медресе при 1-й мечети Чистополя у выдающегося суфия шейха Закира-ишана Камалова. В 1869—1889 гг. Фахретдин учился и преподавал в медресе деревни Нижние Шельчелы. Здесь в 1884 году (то есть через год после создания) в его руки попала газета «Тарджеман» Исмаила Гаспринского. В последние годы учебы Фахретдин заинтересовался творчеством улемов-реформаторов А. Курсави, Ш. Марджани, Дж. Афгани, М. Абдо.

В 1887 в Казани опубликована «Книга по морфологии» («Китабе эттэсриф») — первое произведение Ризаэтдина Булгари, посвященное арабскому языку.

В 1891 переехал в Уфу, где служил казыем в Духовном управлении мусульман.

В 1906—1908 — помощник редактора либеральной татарской газеты «Вакыт», в 1908—1918 — редактор журнала «Шура», которые издавались в Оренбурге золотопромышленниками Рамеевыми. В журнале «Шура» Фахретдиновым опубликованы 179 биографических статей о видных деятелях мусульманской культуры. Со страниц журнала Фахретдинов отстаивал точку зрения преемственности Волжской Булгарии и современных татар.

В 1922 избран муфтием ЦДУМ Внутренней России и Сибири.

В 1927 году ЦДУМ объединил исторически максимальное число приходов — 14 825. Но уже к маю 1930 года более 10 000 мечетей было закрыто, от 90 до 97 % мулл и муэдзинов были лишены возможности исполнять свои обязанности.

Фахретдин протестовал против закрытия мечетей, арестов и уничтожения религиозных библиотек. Часть литературы ему все-таки удалось спасти в архиве ЦДУМ. В 1930 году муфтий собирался подать в отставку вместе с другими членами ЦДУМ, чтобы обратить внимание всего мира на положение религии Ислама в СССР.

Закончил свой творческий и жизненный путь на посту муфтия России и Сибири в 1936 году в городе Уфа. Риза-казый скончался в своем доме в Уфе, не дожив несколько месяцев до массовых арестов руководства Духовного управления. По преданию, тысячи мусульман, узнав о смерти Фахретдина, собрались тайно ночью в его родном ауле для прочтения «джаназа» (поминальной молитвы) по усопшему.

ТВОРЧЕСТВО

Ризаитдином Фахретдиновым написаны повести «Салима, или Целомудрие» (1889), «Асма, или Проступок и наказание» (1903), в которых выступает сторонником приобщения народа к передовой европейской культуре, поднимает проблему эмансипации женщины. Важнейшее место в наследии Ризаитдина Фахретдинова занимает многотомная историко-биобиблиографическая книга «Асар» («Асар»), посвященная жизни и творчеству ученых, деятелей культуры и просвещения народов Востока, над которой он работал в течение нескольких десятилетий.