Национальный, или мусульманский (с 80-90 гг. XIX века до 1919, освобождение города от колчаковцев), или татаро-башкирский (с 1919 года до 1942 года) район располагался в треугольнике: Усольцевская - Коковинская - Студеная.
Советские названия улиц: Сакко и Ванцетти - Шейнкмана - Жукова.
Освоение этого района, который в последующем становится (конечно, с некоторой натяжкой)
районом компактного проживания татар и башкир, начинается с Агафуровых. Отправная точка -1882 год.
1885-1886. Небезынтересный факт. ГАСО, ф.62, оп.1, д.115. (Переписка с Пермской Казенной палатой о предоставлении сведений о числе выданных купеческих свидетельств и билетов. 1885-1893)
На 1886 г. – у Агафуровых лавки в Екатеринбурге и на Режевском заводе.
А вот в 1887 г. – у Зайнетдина Агафурова лавка в д.Караболка.
Абдрашитов Нур-Мухамет. Первое упоминание: 1885 год, кр.Казанской губернии, 2 гильдии, 1 свидетельство и 1 билет – Каслинский завод.1889.
Среди домовладельцев в списках 1889 года мы также встречаем фамилию Сабитовых.
Агафуровы, Абдрашитовы и Сабитовы - родственники. Полагаю, родственная поддержка сыграла свою и весьма значительную роль, объединялись капиталы и сферы торговли. Абдрашитов Мухаммад-Садык - богатейший Троицкий коннозаводчик, отец Асмы (Асма Садыковна Абдрашитова (Мухаммад-Садик кызы) 29.01.1868, г.Троицк – 19.06.1918, г.Екб., от тифа), жены
Зайнетдина Агафурова. А Абдрашитов Ахмеджан Садыкович - муж старшей дочери Сабитова Замалетдина Шамсутдиновича Умугульсум Замалетдиновна (Сабитова). Семья растёт и прирастает новыми домами, капиталами и роднёй.
Прежде всего, карта 1910 г. и карта 1925-27 гг. изд. 1932. Здесь великолепно видно, что "татарский квартал" находится прямо у самого ипподрома (построен в 1886 году снесен в 50-х).
Знаменательное для города событие произошло в 1911 году: «Первый полет авиатора А. Васильева на «Блерио» собрал 27 июня на екатеринбургском ипподроме небывалое количество публики. Трибуны, ложи, боковые места, значительно расширенные живой цепью стражников, и дорожки ипподрома - все кишит публикой. Но ее гораздо больше на прилегающей к ипподрому площади и улицах. Около больницы Красного Креста давка. Цепь солдат удерживает стремление толпы взобраться на забор. Заняты все крыши, даже на балконе водокачки в доме братьев Агафуровых видны зрители».
Агафуровы были заядлыми любителями скачек, а их питомцы частенько побеждали, в родне как никак крупнейший коннозаводчик Южного Урала. По карте влево на запад - мусульманское кладбище, это относительно близко, теперь оно вообще находится в черте города .Здесь нужно выделить интересующий нас район:
Но обратимся к самому загадочному периоду в истории России, города и "татарского квартала".
Усольцевская 22/24 - 1889.
"Агафуровы братья Камалитдин и Зайнитдин, купцы - деревянный одно-этажный дом, деревянный двух-этажный дом и службы".
"Еще в 70-х гг. XIX в. отставной унтер-офицер Хиссаметдин Агафуров купил небольшой домик в квартале между Усольцевской и Коковинской улицами.
В 1884 г. его сыновья Камалетдин и Зайнетдин основали торговый дом, стали торговать в Старом гостином дворе галантереей, золотыми и серебряными изделиями, чаем, табаком и прочими товарами, затем открыли собственный магазин в доме Дмитриевых на Успенской улице.
На Усольцевской улице к концу 80-х гг.XIX в. у них было две усадьбы: под №22 и №24." - Улицы Екатеринбурга / улица Сакко и Ванцетти. (бывшая Усольцевская, Полковская, Мартыновская, Ковелинская, Ново-Московская, Новая Московская, Московская, Ивановская).
Братья Агафуровы прикупили к прежним владениям еще несколько — № 26, 28, 30, 38, 40 и 52.
Ими были построены ряд новых домов, особенно выделялись два деревянных двухэтажных резных теремка. Один из них (современный №24) был построен в начале 90-х гг. XIX в. по проекту архитектора Ю. О. Дютеля. Другой (современный №28) был сооружен в 1896—1897 гг. по проекту, утвержденному архитектором А. Чирковским".
1911. Агафурову К.(Камалетдину) принадлежат дома по Усольцевской: 22-30 и 38-40.
Таким образом, фактически были выкуплены все дома по правой стороне Усольцевской до Главного проспекта (пр.Ленина). Постепенно район стал заселяться мусульманами (татарами и башкирами).
1889. Рябов Степан Яковлевич, мещанин - деревянный одноэтажный дом, флигель, службы и баня.
1918. 5 января убит З.Сайгетдинов, по подстрекательству жены, двумя солдатами-татарами , задушен, когда заходил в дом.
Усольцевская, 18.
1889. Глебовой Елены Михайловны, мещанки, наследники - деревянный двухэтажный дом, службы, баня.
1911. Домовладелец Садыков М.М.
1924. Рахматуллин Бадри, у него на квартире Ильфан Каримов и преподаёт мусульманское вероучение детям .
1889. Устинова Евдокия Емельяновна, мещанка - деревянный одноэтажный дом, два флигеля, службы, баня.
1911. Домовладелец Сайдуллин.
1889-1919. Дом Зайнетдина Агафурова.
1889. Дом принадлежал Тепляковой-Бурениной, жена статского советника, деревянный одноэтажный дом, флигель, службы, бани. Торговля в разнос фруктами - Баготей. Мне кажется, что это и есть основатель семейный фирмы Богатиевых. Дом в последующем приобретен Агафуровыми.
1889. Лихачев Павл Герасимович, деревянный одно-этажный, службы. Куплен Агафуровым, вероятно, в 90-х годах XIX века. Построен новый дом по проекту Чирковского.
1911 - уже принадлежит Камалетдину Агафурову.
1919 - 2 июля последнее упоминание о хозяевах, Садретдин Камалетдинович упоминается в списках кандидатов в гласные городской Управы на 1919-1925 гг. 8 июля начинается эвакуация из города. При такой активности при белых Агафуровы могли быть только расстреляны.
1919. В конце октября в доме открыт татаро-башкирский техникум, 20 курсантов, при техникуме общежитие.
1922-1924. Центральная татаро-башкирская библиотека (отведено 3 комнаты) и Мусульманский татаро-башкирский педтехникум. Данные на 13 сентября 1922 года и 1 января 1924 г.
1889. Дом принадлежал Солнопековым Александре и Глафире Гаврииловнам и Мазетной Елизавете Васильевне, деревянный двухэтажный, флигель, службы, баня.
Торговля в разнос фруктами. Два татарина: Галмази и Мухамеджин Саверьян. Дом приобретен Агафуровыми.
1889. Толстой граф Иван Андреевич, коллежский советник - полукаменный двухэтажный дом, службы и баня.
1918. В ноябре в доме русско-татарской (читальни) библиотеки временно размещается Канцелярия Екатеринбургского Мусульманского Нацационального Управления.
14 декабря -канцелярия Национального Управления. (Совершенно точно, что ни мужская мусульманская ни женская школы не могли располагаться в этом доме, их адреса перечислены отдельно)
1889. Федотов Николай Иванович, купец - деревянный одноэтажный дом и двух-этажный флигель. Проживал муатзин мусульманского молельного дома - Шагимарданов Хатхил Ислам.
1911. Дом принадлежит Агафурову К.(Камалетдину)
1889. Кропачев Александр Павлович, комменции советник, деревянный одноэтажный дом, три флигеля, службы, баня, сортировка и упаковка шерсти и кудели.
1911 - принадлежит Камалетдину Агафурову.
1923. 16 марта. От заведующего Бюро татаро-башкирского Губсовнацмена ГубОНО Гадеева.
"Ввиду ликвидации мусульманской клерикальной школы г.Екатеринбурга (Усольцевская, 42)
имущество передается в распоряжение вновь организуемого т/б Советского II -го Детского дома".
1924-1930 - Татаро-башкирский детский сад (№4).
1889. Панова Анфиса Михайловна, мещанка - деревянный одноэтажный дом, двухэтажный флигель, изба и службы.
1919. Абдрашитов Ахмет Галей Ахмет-Закирович, торговец - по спискам кандидатов в гласные на 1919-1925гг. Список 3 Блока Политических и Общественных организаций г.Екатеринбурга по 1 округу.
1889. Ермолаева Александра Дмитриевна, купеческая жена, деревянный одноэтажный дом, службы и баня.
1919. Ахметзянов Мухамедзян, торговец, кандидат в Управу от Объединенного Комитета продовольственных участков ("Екатеринбургская Городская Управа").
1914. Сбор белья, организованный С.С.Агафуровой проходит на углу Покровского проспекта и Усольцевской, 59.
1889. Блинов Алексей Кононович, чиновник - полукаменный двухэтажный дом, службы, две избы, баня, лавка.
Торговля фруктами вразнос - Шакир.
Студёная - Допризывников (нач.20-х XX в.) - Маршала Жукова (нач.80-х XX в.).
"Магометанская молельня - Студеная ул., дом бр.Агафуровых" с подвальным помещением дом, службы, бани.
Агафуровы к началу XX века приобрели на Студёной два дома - № 6 и № 8.
1910-1911 гг. - Зайнетдину Агафурову принадлежат дома по Студёной - №№ 6 и 8. Невозможно понять по какому адресу находилось мусульманское женское училище: 27 февраля 1915 года в Екатеринбурге торжественно открывается женское высшее начальное училище, для которого братьями Агафуровыми рядом с молитвенным домом построено, по мнению журналистов того времени, прекрасно оборудованное здание, которое оценивается в 20 000 рублей. «Это прекрасное, высокое, светлое помещение, имеющее много комнат. Оно устроено по последнему слову техники».
Постановка школьного дела всецело создана по инициативе исключительно и на средства братьев Агафуровых. Первая мусульманская школа в Екатеринбурге открыта ими 20 лет назад. С этого времени братья Агафуровы беспрерывно обеспечивали дальнейшее существование школы и, кроме того, употребляли немало средств на другие культурно просветительские мероприятия. За 20 лет на школьное дело Агафуровыми потрачено более 100 000 рублей.
1889. Колыгин Василий Ефимович, крестьянин - деревянный одноэтажный дом, флигель, службы и баня.
1909. 17 декабря в 5ч. 30 м. утра в доме З.Х.Агафурова Студёная, 6 - пожар. Загорел потолок 1 этажа и пол второго. Пожарная команда потушила пожар за 1/2 часа. Убыток 150 р. Причина - неисправность печи
Студёная, 8 (или Студёная 8-15, или Б.Съезжая 15).
1889. Товарищество Печенкина и Ко. Каменный с подвальным помещением дом, службы, бани.
В 1889 году в доме проживает мулла Хаким Абдул Латифов (скончался в 1910).
1917. 12 февраля к д.Агафуровых, по Большой Съезжей подкинут мальчик в возрасте 2 недель...
Подкинувший знал, что мальчика Агафуровы не оставят - мальчик был отдан в Верх-Исетский воспитательный дом.
Из воспоминаний Самигуллы Касимова.
"В августе (1917) мы получили повестку от гарнизонного комитета г.Екатеринбурга с вызовом делегата на имеющий быть съезд воинов мусульман Урала, а также и представителей рабочих организаций на этот же съезд. Поскольку в Камышлове не было рабочих организаций наша татаро-башкирская рота от своего имени выбрала одного делегата. Я как избранный делегат в назначенному дню прибыл в г.Екатеринбург (Свердловск) и по указанному адресу улица Антона Валека дом 15 (бывшая татарская школа) небольшое одноэтажное здание, где уже собрались несколько представителей от рабочих организаций, а также представители от уральских гарнизонов". Именно здесь Касимов познакомился со старшиной саперной роты из екатеринбургского гарнизона Сахибгареем Саидгалеевым.
1918. Из объявления в "Уральской жизни": "15 сентября "Гарафа", 16, 17, 18 сентября "Гаифе
Курбан" мусульманские праздники. Молебствия Гаид будет совершаться 16 сентября в 6.30 утра
(Студёная, 8)".
1919. 29 июня - Гайды-Фитр в мечети Студёная, 8.
1920. После революции, в 1920 году улица переименована в Допризывников. В 1920 году в документах дом фигурирует как "магометанский молельный дом". 4 сентября 1920 года подписан договор о принятии мусульманским обществом города от Екатеринбургского Совета рабочих и Крестьянских депутатов в бессрочное бесплатное пользование. От мусульман договор подписали И.Валитов, Мухаметхи Мустаев, Хисматдинов Хосерни и Г.П.Х.Валеев. Составлена опись имущества, подписи принявших - 50 человек. Временным муллой был Аминов Сабирзян.
1922. (А.Валека, 15, или Б.Съезжая, 15) - Мусульманская школа 1 ступени, или 46-я Советская школа. В справочнике - 2 мусульманских школы, другая на Шейнкмана, 14 - Мусульманская школа "семилеток".
1924. Открыта мусульманская школа, впрочем, в 1925 году она уже закрыта.
Допризывников 8 и Антона Валека (до 1919 г. Большая Съезжая) 15 - это один и тот же дом.
В 1925 году в этом же доме проживал мулла Гифран Рахманкулов с семьёй в 9 человек, занимая всего лишь одну комнату.
В 1929 году в одной из комнат проживает Муазин Миннибаев Мингазетдин (1887 г.р.)
1927-29 гг. Дом ещё в ведении Совета мусульманского религиозного общества.
28 сентября 1929 Жилищно-арендный отдел в лице Заведующего коммунальным хозяйством предлагает Общине в
3-х месячный срок освободить помещение по ул.Допризывников 8/15, подыскав в этот срок
другое помещение, основанием служит договор, заключенный с общиной 12 октября 1926 года.
В декабре 1929 Горадмотдел требует новой перерегистрации общества. А вот в 1930 году начинают собираться собрания, которые должны узаконить ликвидацию религиозного общества вместе с его правом на пользование этим домом: 9 и 10 февраля 1930 собираются рабочие татаро-башкиры Уралмашстроя (85 чел.) и принимают решение изъять дом у "торговцев" и передать под детский сад (понятно, что никто с Уралмаша сюда ездить не будет, да и не ездил), 11 февраля – тат-баш рабочие Бараков Коммунстроя (42 чел.), эти уже хотят взять мечеть "из рук спекулянтов" и "обувателей до 28 февраля 30г. т.е. да праздника Уразабайрама", и передать татаро-башкирскому детскому саду. 12 февраля собираются 35 "рабочих и домохозяек" Октябрьского посёлка стр.орг.П.ж.д. (строит.ограниз.Пермской железн.дороги - Р.Б.).
29 февраля Президиум Горсовета, подведя итоги, принимает решение о немедленном закрытии мечети.
5 марта 1930 года Малый Президиум Уральского Облисполкома быстренько рассматривает ходатайство Горсовета и утверждает его, здание мечети официально передаётся детскому саду.
1956. Здание ещё не снесено. Возродившаяся мусульманская община обращается к городским властям вернуть дом под мечеть. Понятно, получает отказ.
1889. Пахомов Иван Тимофеевич, мещанин - полукаменный двухэтажный с подвальным помещением дом, два флигеля, службы и баня; магазин и мастерская ювелирных вещей.
1914. 16 декабря на собрании членов правления мусульманского благотворительного общество объявляется, что правление сняло квартиру под мусульманскую библиотеку в доме Пахомова по Студёной улице с платою 300 рублей в год .
1918. В двух словах. Начало апреля, между собой выясняют отношения Национальный мусульманский совет "Шуро" (своеобразный буржуазный орган самоуправления) и Исполнительный Комитет Екатеринбургского Совета рабочих мусульман (официально подчинён Исп.Ком.Ек.Совета Р.и С.Д). В итоге, "Рабочий" принимает постановление предложить "Шуро" прекратить деятельность, сдать дела, имущество и капитал совета. В это же время Екатеринбургский культурно-просветительный кружок обращается в Исполком Ек.СРиСД с ходатайством об отводе помещения для открываемого кружком мусульманского социалистического клуба. Итак, Ек.Сов.раб.мусульман (ЕСРМ) своим решением "упраздняет" местную национальную организацию "Шуро" и занимает помещение комитета - Студёная улица, д.14. "Шуро" представляет состоятельных татар города, дом или принадлежал кому-то из них или был арендован. Но другой вопрос, что законность самого Исполкома Ек.Сов.раб.мусульман под сомнением, не только его действия. 11 мая ("Уральская жизнь") появляется заметка ещё занятней:
Ек.Сов.раб.мусульман сообщает Агафурову, что его дома переходят в ведение Совета. Исполком Ек.Сов.Р.и А.Д., осведомившись об этом предписании, постановил разъяснить Сов.Раб.мус., что у него нет права делать подобного рода предписания помимо Ек.Сов.Р. и А.Д. Более того, Совет ждёт результатов мусульманского съезда в Москве, узаконит ли съезд существование такой мусульманской организации.
1918. "20 октября с 9 часов утра до 9 вечера, по ул.Студёной в д. №14 - выборы в мусульманское национальное управление". Речь идёт о выборах в "Махаллий Миллий Идар".
В июне 1918 года Исполком Сов.Раб.мусульман принимает решение открыть детскую площадку, использовав сад, находящийся в усадьбе Об.С.Р.Кр и Ар.деп., и "усадьбу мечети ул.Студёной и Б.Съезжей".
1889. Подкорытова наследники: Андрей и Илья Порфирьевичи Подкорытовы - деревянный одноэтажный дом, службы, баня и изба; лавочка.
1912. Рахматуллин Ш.Ш., торговая точка на углу Главного и Успенского проспектов в доме Жирякова (по Весновскому).
Рустам Бикбов