Всевышний Аллах в Священном Коране говорит: «О верующие, обязательным является для вас пост, так как был обязательным тем, которые были до вас, чтобы вы были богобоязненными».
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Всякое благое дело сына Адама умножится, а наименьшее воздаяние за доброе дело будет десятикратным, но оно может возрасти и до семисот раз».
Всевышний Аллах сказал в хадисе Аль-Кудси:
«…Поистине пост совершается ради Меня, и Я воздам за него. Постящийся отказывается от еды, питья, удовлетворения своих желаний ради Меня. Постившийся имеет две радости: одну при разговении, другую при встрече со Всевышним». В другом хадисе говорится: «Аромат, исходящий изо рта постящегося, для Всевышнего лучше запаха миска» (Муслим, Бухари). Передают от сына Аббаса, что он сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: “Если бы моя умма знала, что заключает в себе месяц Рамазан, то они бы желали, чтобы весь год был Рамазаном”».
Пост месяца Рамазан обязателен для следующих категорий людей:
1. Совершеннолетние (ребёнку пост необязателен).
2. Мусульмане (кафиру пост необязателен).
3. Разумные (сумасшедшему пост необязателен).
Намерение
Намерение – это знание и уточнение того, какой пост человек собирается держать; его желательно проговорить. Если мусульманин делает намерение ночью, то нужно сказать: «Я намерился держать пост-фарз месяца Рамазан завтра ради Аллаха», а если совершает намерение днём, то пусть скажет: «Я намерился держать пост-фарз месяца Рамазан сегодня ради Аллаха».
Пост засчитывается только с намерением. Место намерения – сердце.
Разрешается делать намерение с ночи до полудня в следующих постах:
1. Месяц Рамазан. Для поста месяца Рамазан достаточно сделать простое намерение, не определяя – фарз это, ваджиб или сунна, не определяя месяц Рамазан. Если сделал намерение для соблюдения поста-сунны, оно засчитывается и для фарз-уразы.
2. Пост-назру (обет). Для поста обета делается простое намерение или намерение на пост-сунну.
3. Желательный пост. Достаточно сделать простое намерение или намерение на пост-сунну. Пророк (мир ему и благословение) приходил во время зуха (перед обедом) и спрашивал: есть ли что поесть? Когда отвечали, что нет, он говорил, что в таком случае он постится (Муслим).
В следующих постах определять намерение и делать намерение ночью является условием:
1. При возмещении постов Рамазана.
2. При возмещении желательных постов, которые были нарушены.
3. Посты-каффараты (искупления), то есть каффарат клятвы, убийства человека, посты, которые соблюдаются при вступлении в хадж способом «таматту» или «киран».
4. Назру (обет), не связанный с определённым временем.
Желательные действия во время поста:
1. Вставать перед началом утреннего намаза, чтобы поесть.
2. Прекратить принятие пищи, когда до утреннего азана останется примерно 10 минут.
3. Разговляться сразу, как только наступит время вечернего намаза.
4. Искупаться от осквернения до рассвета.
5. Воздерживать язык от обмана, сплетни, поклёпа и нецензурных слов.
6. Ценить время месяца Рамазан, побольше читать Коран, зикр, салаваты.
7. Не злиться из-за мелочей.
8. Воздерживать свой нафс от страстей.
Обстоятельства, при которых можно прекратить пост:
1. Болезнь, если пост вредит больному.
Пожилые люди, которые не имеют сил держать уразу, могут не возмещать пропущенные посты, но им необходимо (ваджиб) давать фидья (штраф, обязующий накормить бедного человека двумя порциями пищи за каждый день пропущенного поста). Если захочет, он может дать каждому мискину (бедняку) полсаха пшеницы или муки (сах – мера, равная 3 кг 60 г) или один сах ячменя или фиников, или же может оценить полсаха пшеницы и дать деньгами.
2. Сафар (путешествие) на расстояние, при котором укорачивают намаз.
3. Сильный голод и жажда, при которых человек думает, что если не поест или не попьёт, то может умереть.
4. Беременность, при которой пост вредит женщине или ребёнку.
5. Кормление грудью, если пост вредит женщине или ребёнку.
6. Менструация и послеродовое очищение.
7. Можно прекратить пост-сунну без причин на это, но будет необходимо (ваджиб) возместить его в другой день.
8. Сражение с врагом.
Тому, у кого есть пропущенные посты, желательно как можно быстрее возместить их, но откладывать возмещение разрешается. Разрешается возмещать пропущенные посты подряд и раздельно. Если пост не восполнен до наступления следующего Рамазана, то нужно держать пост месяца Рамазан, а после возмещать пропущенный.
Действия, из-за которых нужно возмещать пост месяца Рамазан без каффарата (штрафа):
1. Если нарушил пост по шариатским причинам: например, сафар, болезнь, менструация, послеродовые выделения, сумасшествие.
2. Если по шариатской причине съел то, что обычно не едят: например, лекарства, муку, тесто, соль, бумагу, грязь.
3. Если проглотил камешки, железо,ЗОЛОТО, серебро, свинец.
4. Если заставили есть и пить.
5. Поел, ошибочно думая, что ещё есть время до утреннего азана, или вечером подумал, что наступило время вечернего азана.
6. Если чрезмерно полоскал рот и нос, и вода прошла во внутренности.
7. Преднамеренно вызвал рвоту и вырвал полным ртом.
8. Случайное проглатывание снега или дождя.
9. Преднамеренное вдыхание дыма.
10. Проглатывание того, что осталось между зубами, в размере горошины.
11. Если поел, забыв о том, что держит пост, а вспомнив, продолжил употребление пищи, думая, что его пост был нарушен.
12. Если нарушил пост из-за того, что не сделал намерение ночью.
13. Вышел в путешествие с середины дня, а после поел.
14. Если целый день воздерживался от еды и питья, не делая при этом намерения на пост.
15. Если капнул масло или воду в уши.
16. Если ввёл лекарство в нос.
17. Если лечил рану в животе или на голове и лекарство дошло до желудка или ноздрей.
Тому, кто нарушил пост из-за вышеперечисленных причин, нужно воздержаться оставшийся день, проявляя этим уважение к месяцу Рамазан.
Действия, из-за которых нужно возмещать пост с каффаратом:
1. Сознательное употребление пищи или воды.
2. Принятие лекарства без шариатских причин.
3. Сознательный половой акт.
4. Сознательное проглатывание дождя, попавшего в рот.
5. Проглатывание зерна, даже если прожевал его.
6. Проглатывание семечка кунжута.
7. Употребление соли.
8. Курение.
9. Употребление глины, если это стало обычаем, но если человек не привык есть глину, то каффарат не требуется.
Разъяснение каффарата
Каффарат имеет три ступени:
1.Освобождение раба, будь он верующим или нет. Так как сегодня рабов нет, то этот способ искупления невозможен.
2. Пост два месяца подряд, но так, чтобы не выпал на праздничные дни или дни ташрика. Если не в силах держать два месяца поста, то нужно переходить к третьей ступени.
3. Кормление шестидесяти мискинов (бедных людей) примерно такой же пищей, которую человек сам обычно употребляет.
Соблюдение порядка является ваджибом.
Необходимо, чтобы среди людей, которых человек обязуется кормить, не было его родственников и близких, например отца, матери, жены, детей.
Можно дать каждому мискину полсаха пшеницы или муки или один сах ячменя и фиников.
Разрешается оценить полсаха пшеницы и отдать садака деньгами каждому мискину.
Использованная литература: Мавлана Шайх Шафикурахман Надави, «Фикхул Муяссар»; Усман, «Дуррату Насихин».
Материал: Мухаммад-Фарук Азимов
https://assalam.ru/