Рустам Батров: Мусульманский орнамент был попыткой отразить характеристики Всевышнего

Главная / Статьи / Рустам Батров: Мусульманский орнамент был попыткой отразить характеристики Всевышнего

В Ресурсном центре по развитию исламского и исламоведческого образования КФУ открылся еженедельный лекторий «Islamica». С первой лекцией о тайнах исламских символов перед казанскими студентами выступил первый заместитель муфтия Республики Татарстан Рустам Батров.

Как отметили организаторы лектория, подобного рода мероприятия обладают значительной актуальностью, поскольку на сегодняшний день не хватает сбалансированного понимания ислама как со стороны религиозных деятелей, так и со стороны светских ученых. Главная цель заключается в том, чтобы услышать голоса ислама, которые есть в Татарстане, России и за рубежом.

Рустам Батров в своем выступлении посвятил основное внимание исламскому орнаменту – «одной из чарующих сторон мусульманского востока», по выражению лектора. Батров отметил, что зачастую на исламский орнамент смотрят как на какое-то экзотическое явление, истинное значение которого несправедливо игнорируется. Вместе с тем смысловое содержание орнамента может рассказать все об исламской культуре. Даже современные проблемы уммы, например, распространение радикализма, можно понять через исламский орнамент, поскольку искусство как таковое позволяет понять ментальные основания всего общества - через него можно понять, чем общество дышит.

При этом, как отметил лектор, представления об исламском искусстве наполнены кучей стереотипов, занавесом ложных домыслов. Доминирование западного мировоззрения привело к тому, что исламское искусство, как правило, объясняется через отрицание. Европейский исследователь при изучении произведений искусства мусульман обращает внимание на то, что в них отсутствует по сравнению с западными образцами. Самым распространенным стереотипом является представление о том, что мусульманам запрещено делать изображения людей. Поэтому, дескать, все силы художники-мусульмане направляли на каллиграфию. Вторым стереотипом является так называемая «боязнь пустоты». В исламском орнаменте обычно все застилается каким-то орнаментом, не остается пустого пространства. Европейцы не понимали сути такого оформления рисунка, а потому, недолго думая, назвали это «боязнью пустых пространств». Третьим стереотипом относительно исламского орнамента и искусства вообще является представление о том, что в нем нет законченных образов. Тройное отрицание показало то, чем же не является исламское искусство и орнамент, в частности. Однако к содержательному аспекту исламского орнамента долгое время никто из исследователей не решался подойти вплотную.

 

Рустам Батров: Мусульманский орнамент был попыткой отразить характеристики Всевышнего

Для объяснения сущностной характеристики исламского орнамента Рустам Батров решил напомнить присутствующим в зале основу основ вероучения, которое было ниспослано пророку Мухаммаду (сгв), - тезис о единобожии. Именно от него проистекает все здание мусульманской религии. При этом под единобожием понимается не то, что Бог один с точки зрения числа, а с той позиции, что нет ничего и никого подобного Ему. Этот самый принцип абсолютной инаковости Бога лежит в недрах исламского искусства. Соответственно, мусульманские орнаменты также пытаются отражать этот принцип.

 

Рустам Батров: Мусульманский орнамент был попыткой отразить характеристики Всевышнего

В исламе постулируется тезис о всеприсутствии Бога при одновременной несвязанности Его с пространством. Такой своеобразный парадокс порождал интеллектуальное напряжение в мусульманской культуре. Мусульманский орнамент был попыткой отразить эти характеристики Всевышнего. Как правило, в таком орнаменте всегда присутствует какая-то точка, вокруг которой организована вся орнаментальная композиция. Иногда вместо точки может быть пустое пространство. Идея пустоты отражает представления об абсолютной инаковости Бога. Весь орнамент выстроен вокруг точки или пустого пространства. При этом орнамент не вырастает непосредственно из центра. Он крутится вокруг него, он смотрит в этот центр, однако никоим образом с ним не соприкасается. Сам центр находится вне этого орнамента.

Поскольку в исламе отсутствует разделение на светское и религиозное, а также выдвигается утверждение о том, что человек обязан следовать божественным предписаниям всегда и везде, то отсутствие пустых пространств в орнаментах (так называемая «боязнь пустоты») символизирует именно это. При этом, по замечанию Батрова, сами орнаменты используются не только в мечетях, их можно встретить в самых разных, иногда и в совсем неожиданных местах. Мусульманская каллиграфия застилает все пространство, равно как и ислам проникает во все сферы человеческой жизнедеятельности. 

Подготовил Айдар Зиннатуллин

https://islamreview.ru/