Мусульманское кладбище Екатеринбурга

Главная / Статьи / Мусульманское кладбище Екатеринбурга

Расположено в западной части Екатеринбурга, на углу ул. Репина, Металлургов и Черкасской. Площадь – 5,2 га. Является одним из старейших кладбищ города: землеотвод оформлен в 1879 г.,однако анализ дат, высеченных на надгробиях, позволяет говорить о том, что захоронения здесь начали производиться не позднее чем с сер. XIX в. На мусульманском кладбище имеется значительное количество мраморных и гранитных надгробий в виде плит с лаконичным орнаментальным декором и текстами, вырезанными в стиле «рокига», представляющими большую художественную ценность. Также на мусульманском кладбище находится мавзолей основателя династии Агафуровых Хисаметдина (1831– 83). По оценкам специалистов, в России сохранилось всего 10 татарских мавзолеев, подобных этому (что противоречит исследованиям Данила Сергеева, который утверждает, что никто из известных братьев Агафуровых - Камалетдин, Зайнетдин или Кашафутдин - на этом кладбище не похоронен.

Могила Камалетдина (по некоторым сведениям – Маньчжурия). 

Еще одна могила находится в Токио и неизвестно какое отношение имеет Мариам Агафур (17.11.1881 - 9.02.1953) к "нашим" Агафуровым: 

23.08.1912 его сын Зайнетдин Агафуров от лица мусульманской общины Екатеринбурга на собрании городской Думы поднял вопрос о прирезке к кладбищу 1800 кв. сажен. В ноябре Дума приняла решение о бесплатном отчуждении просимого участка. После закрытия молельного дома Екатеринбурга в 1930 г. мусульманское кладбище стало центром жизни мусульманской общины.

Начиная с 1930-х гг., имамами по пятницам в здании сторожки проводились пятничные намазы, в этот период до 1937 г. собраниями верующих руководили имамы М. Галимов и К. Мусакаев (см. Репрессированные имамы Свердловской обл.). В годы Великой Отечественной войны на мусульманском кладбище были похоронены 53 военнослужащих-мусульманина, умерших в госпиталях Свердловска. ("В 1940-е годы в г. Свердловске функционировали 12 кладбищ:

Ивановское, Кольцовское, Лютеранское, Михайловское, Мусульманское, Нижне-Исетское, Никольское, Сибирское, Уктусское-1, Уктусское-2, Шарташское, Широкореченское.

Захоронения умерших военнослужащих производились преимущественно на близлежащих от госпиталей кладбищах. Сохранились сведения о массовых захоронениях на Ивановском,

Лютеранском, Михайловском, Мусульманском, Никольском, Нижне-Исетском и

Широкореченском кладбищах. Единичные захоронения военнослужащих были произведены на Кольцовском и Уктусском-1 кладбищах. По-видимому, не было захоронений военнослужащих на Сибирском, Уктусском-2 и Шарташском кладбищах").

С середины 1950-х гг. – начало 1960-х гг. деятельностью общины руководили Гарей Зиганшин и Ахмет Сайфутдинов. Их усилиями в 1954 г. была отремонтирована и утеплена катаверна, использовавшаяся для молитв, к ней был сделан дощатый пристрой. Они неоднократно обращались к властям с просьбой построить новое ритуальное помещение, но получали отказ. По

данным уполномоченного СДРК по Свердловской обл. В.И. Рапусова, общая численность мусульманской общины Свердловска оценивалась в 3000 человек. Из 67 известных Рапусову активистов общины, которые регулярно собирались на мусульманском кладбище, все были мужчинами, большей частью старше 60 лет.

Всего на мусульманском кладбище на пятничные молитвы в этот период собиралось до 120 человек, на праздники Ураза- и Курбан-байрам – до 2000 человек. Так, 2.06.1954 г. на мусульманском кладбище Ураза-байрам праздновало больше 1000 человек. «На моление верующие стали собираться с утра и к 10 часам (к началу моления) было не менее 1000 человек.

Причем была и молодежь», – отмечал уполномоченный. 24.08.1954 г. в связи с этим В.И. Рапусов написал докладную записку о деятельности мусульман Свердловска, лично вручив ее первому секретарю Свердловского горкома партии. Вскоре вышло постановление горисполкома «О незаконных действиях групп верующих на Шарташском и мусульманском кладбищах».

Деятельность мусульманской общины в катаверне была запрещена. Вскоре, с 1960-х гг., на мусульманском кладбище перестали производиться захоронения.

С 1964 по 2006 г. смотрителем кладбища работала Гульзифа Ахметшина (р. 1928, уроженка Казани), которая следила за сохранностью и порядком на мусульманском кладбище.

Летом–осенью 2006 г. мусульманское кладбище дважды подвергалось нападению вандалов. В первый раз были повреждены несколько надгробий и разбито окно в доме смотрителя, во второй раз был подожжен сам дом. Чудом удалось избежать жертв.

Под свою опеку мульманское кдадбище взяла татарская молодежная общественная организация «Яшен», которая регулярно проводит там субботники. В декабре 2007 г. активисты «Яшен» установили над воротами кладбища мемориальную доску зеленого цвета, на которой золотыми буквами на русском, татарском и арабском языках представлена информация о мульманском кладбище в обрамлении аятов Корана. Мусульманские организации неоднократно пытались построить рядом с мусульманским кладбищем мечеть или религиозный комплекс: в 1993 г. благотворительный фонд «Якташ» занялся реализацией грандиозного проекта по строительству масштабного исламского комплекса на базе кинотеатра «Комсомолец» рядом с мусульманским кладбищем. Стоимость проекта оценивалась в 30 млн. долларов. С целью привлечения средств на

строительство комплекса были проведены переговоры с посольствами Саудовской Аравии, Кувейта и Турции. Однако комплекс так и не был построен. Переговоры в городской администрации тянулись с 1993 по 1997 г., но затем мэрия потеряла интерес к этому проекту.

Распоряжением главы Екатеринбурга № 839-Р от 3.04.2006 г. землеотвод под строительство мечети по ул. Репина и Металлургов площадью 2007,8 кв. м. удалось получить Свердловской обл. общественной организации «Азербайджан», но представители азербайджанской диаспоры также не преступили к строительству.

29.08.2008 г. письмом к главе Екатеринбурга с просьбой предоставить землеотвод под строительство образовательного центра для мусульман обратился председатель ЦДУМ Т.Таджутдин.

https://interpretive.ru

И, хвала Аллаху, лед тронулся. В 2012 году, на месте кинотеатра «Комсомолец», распахнула свои

двери новая большая мечеть (на 1.000 человек) имени имама Абу-Ханифы. Этот проект пока

временный. Уже готов дизайн-проект самой большой в Екатеринбурге мечети и расположенным в

нем медресе. Так что, молимся и ждем….