Мусульманские общины Свердловской области (1941-1956).

Главная / Статьи / Мусульманские общины Свердловской области (1941-1956).

Несколько небезынтересных фактов...

С началом Отечественной войны власти до 1 сентября в области поспешили закрыть 9 церквей и 2

часовни. Можно догадываться, не имея фактического материала, об отношении к мусульманам.

17 сентября 1941 года в Постановлении «О закрытии ряда церквей в области в период военного

времени» Бюро Свердловского Обкома признает ошибку. К концу года отношение к верующим

меняется. В свет выходит обращение Областного Совета Союза воинствующих безбожников к

председателям райсоветов СВБ, подписанного Председателем Союза Козловым. Вот несколько

выдержек из него.

«Партия большевиков никогда не скрывала и не скрывает своего отношения к религии. Но

призывая к борьбе против религиозных пережитков, она всегда предостерегала против

преследования религии, против административного произвола по отношению к ней и боролась

за свободу совести, что нашло яркое выражение в статье 124 Сталинской Конституции,

полностью обеспечивающей свободу совести в СССР.

Это не значит, что надо отречься от антирелигиозной пропаганды. Но сейчас от нас

требуется сугубо осторожный подход к вопросам антирелигиозной пропаганды и агитации.

Всякое оскорбление религиозного чувства в данный момент является опаснейшей ошибкой,

выгодной только врагам нашей Родины. Антирелигиозники должны проявить максимум

гибкости и политического такта в деле антирелигиозной пропаганды.

Согласно указания ЦС СВБ СССР, что в настоящий момент в обстановке Отечественной войны

необходимо изменить содержание работы СВБ, перестроить тематику антирелигиозной

пропаганды и агитации, всецело подчинив ее задачам военного времени, делу разгрома

германского фашизма.»

После потрясения, испытанного советским народом, вернуться к прежней политики в отношении

религии – об этом не могло быть и речи.

В 1945 году на территории Свердловской области, как казалось, действовала только одна мечеть в

дер.Новый Бугалыш, где насчитывалось 170 верующих с муллой Сафиным, назначенным ЦДУМом.

Во второй половине 1945 и в 1946 году самовольно открываются еще две мечети в

дер.Контуганово Бисертского района и в дер.Ср.Бугалыш Сажинского района, их деятельность

была приостановлена, верующим объяснили порядок открытия молитвенных домов. В этот же

период с ходатайством от открытии мечетей обращаются мусульмане дер.Шокурово Нижне-

Сергинского района, дер.Гайны Ачитского района и дер.Татрахмангулово Красноуфимского

района. Ходатайства не приняты, что объяснено неправильным оформлением бумаг. Вторичной

попытки не последовало. За разъяснением порядка открытия мечетей также обращались 2

представителя мусульман города Свердловска и представитель дер.Уразаево Бисертского р-на.

Уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Совмине СССР по Свердловской

области Ф.Березин отмечает, что «сдерживающим фактором к подаче ходатайств об

открытии молитвенных зданий служит отсутствие лиц, имеющих достаточное духовное

образование и пригодных в муллы, а также недостаток среди пожилого населения грамотных

лиц, которые сумели бы надлежаще оформить ходатайства». В конце своего отчета Березин

делает прогноз, что стремление к открытию мечетей будет нарастать.

В 1946-47 г. поступило 10 ходатайств об оформлении и открытии мечетей: из Серова, Свердловска,

Н.-Сергинского района, Бисертского, Красноуфимского, Манчажского, Ачитского, Сажинского. Все

они отклонены по причине отсутствия свободных помещений.

В 1950 году во многих населенных пунктах, где проживают татары отмечается курбан-байран, без

нарушения трудовой дисциплины. В дер.Татарская Еманзельга Сажинского района забили 4

баранов из личного скота. Придраться было не к чему.

1947 год. Какое постановление?

В 1947 году 21 января зарегистрировано единственное мусульманское общество в дер.Новый

Бугалыш Сажинского района Свердловской области. В деревне сохранилась мечеть на 300

человек площадью около 150 кв.м. Муллой с самого открытия мечети к 1954 году был Габдрахман

Сафин, родившийся 1886 года, в 1916 году закончивший медресе. Муллой был с 1920 года.

Мечеть обслуживала деревни Новый Бугалыш, Средний Бугалыш, Усть-Бугалыш, Татарская

Еманзельга. Попытки мусульман открыть мечети в своих деревнях, в каждой из которых их

насчитывалось от 60 до 80 человек, встречали простое возражение. Достаточно мечети в Новом

Бугалыше. В зарегистрированной общине насчитывалось 200-300 мусульман, хотя татар

проживало 2300 человек. Вот таблица посещаемости мечети, составленная Рупасовым:

Отношения Сафина с колхозом складывались довольно непросто. Уполномоченному

докладывали следующее: будучи колхозником (плотником), он мало вырабатывал трудодней, без

разрешения правления колхоза заготовил на колхозной земле 2 воза сена, которые благополучно

были изъяты; уклонялся от уплаты подоходного налога и самообложения, часто ездил в

Свердловск, Ревду, Первоуральск для продажи продуктов со своего личного хозяйства, при этом

попутно совершал религиозные обряды. Рупасов, излагая эту версию, уверен, что подобная

личность чуть ли не полезна, ибо способна дискредитировать в глазах односельчан Ислам. Правда

к концу года выясняется, что председатель Бугалышского сельсовета допускал грубости по

отношению к мулле и предъявил ему требование об уплате самообложения в размерах больших,

чем допускалось законом.

13 апреля 1954 года Сафин встречается с Рупасовым, прося его помочь в строительстве ограды

вокруг мечети. Ответ прост: нет средств.

25 мая, в связи с приближением праздника «ураза-байрам», Рупасов ставит перед председателем

горисполкома вопрос о необходимости предотвратить сборище верующих мусульман 2 июня на

городском мусульманском кладбище. Председателю горисполкома возможный резонанс кажется,

вероятно, невероятным. Мер не принято, по докладу уполномоченного. В итоге 2 июня на

мусульманском кладбище г.Свердловска по ул.Репина, ураза-байрам праздновало более 1000

человек. Это действительно, кажется невероятным.

Рупасов выглядит личностью достаточно ничтожной, в плане каких-либо решений, с другой

стороны, образцовым чиновником – безответственность и некомпетентность. Ноябрьское

постановление замечательно в силу того, что, позволив выявить незарегистрированные

религиозные общины, ибо их представители сами приходили с надеждой зарегистрироваться,

позволяло их не регистрировать.

24 августа Рупасов пишет докладную записку о деятельности мусульман города и лично вручает

ее первому секретарю Свердловского горкома партии. Вскоре выходит постановление

горисполкома «О незаконных действиях групп верующих на Шарташском и мусульманском

кладбищах». Деятельность мусульманской общины в катаверне запрещена. 25 ноября

Сайфутдинов Гарей и Зиганьшин Ахмет просят Рупасова пересмотреть вопрос. У него один довод:

помещение используется не по назначению. Это не первая попытка что-либо изменить. До этого

они пытались найти понимание у уполномоченного по части регистрации свердловской общины, в

чем им неоднократно отказывал горисполком, равно как и в строительстве мечети, равно как и в

покупке барака (разговор состоялся 30 марта) для справления службы, равно как и в возвращении

старого здания мечети. Рупасов, похоже, очень методично и доходчиво объяснял им порядок

возбуждения ходатайства и рекомендовал обратиться с этим вопросом в исполком городского

Совета. Остается не без оснований предположить, что там ссылались на уполномоченного Совета

по делам религиозных культов при Свердловском облисполкоме. 10 ноября 1954 года выходит

постановление ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди

населения». В отчетах уполномоченного выражена мысль о том, что религиозные деятели в

целом приветствуют постановление.

В декабре 1954 года Рупасов - осуществляет поездку в Сажинский район с целью проверки

деятельности зарегистрированной общины, при этом выявляет, что жизнь не стоит на месте – и в

других деревнях района действуют незарегистрированные мусульманские общины: в

дер.Средний Бугалыш руководит общиной Сиражев Маннаф, в дер.Усть-Бугалыш - Хабибуллин

Нажар, в дер.Татарская Еманзельга – Мухаматулин Габдулхар и Низаметдинов Зиатин. «Эти

данные мною сообщены в Облфинотдел для установления у этих служителей культа доходов

от исполнения религиозных обрядов и обложения их подоходным налогом», - завершает свои

выкладки Рупасов.

К концу года в области насчитывалось 50-55 незарегистрированных религиозных общин, среди

них около 20 мусульманских: в Сажинском районе, Манчажском, Ачитском, Красноуфимском,

Нижне-Сергинском, Бисертском, в городах Свердловске (более 2000 мусульман), Красноуфимске,

Серове, Карпинске (от 60 до 200 верующих).

В 1956 году происходит новое оживление религиозной жизни татар области, что уполномоченный

объясняет деятельностью вернувшихся из мест заключения служителей культа и лиц религиозного

актива. Но вот эпизод, который не может не вызвать удивления. В городе Кушва по улице

Кузьмина д.128 стояла мечеть построенная в 90-х годах прошлого века. Площадь помещения была

8,5Х5,6 м, вместимость 100 человек. Помещение было инвентаризовано и поставлено на учет 1

января 1936 года и оценено в сумму 13300 рублей. Землепользователем числилось общество

нацмен, причем договора на пользование зданием заключено не было. Райфинотдел, начиная с

1952 года облагает это общество местными налогами в размере 224 р. 80 к. в год, в эту сумму

входит 97 р. налога на строение и 127р. 80к. на земельную ренту. Староста мечети Ахметзян

Ахмадеев рассказал уполномоченному о том, что при советской власти здание мечети не

закрывалось и мечеть действовала все время, здание содержалось за счет добровольных

пожертвований верующих, молитвенные собрания проводились по большим праздникам –

Курбан-байрам и Ураза, а летом – и по пятницам. Чтобы не платить налог за муллу, общество

приглашало его только в большие праздники. Муллой в тот период был Ибрагим Исмагилов.

Общество представлено в основном пожилыми, уже не работающими людьми, но есть и среднего

возраста с Гороблагодатского рудоуправления, и объединяет до 70 дворов или от 100 до 200

человек. Есть мусульманское кладбище. До приезда уполномоченного руководство райисполкома

и Кушвинского горисполкома даже не знало о существовании и деятельности мусульман города и

об использовании предоставленого татарам здания.

17 февраля 1955 года Постановлением Совета Министров за №259 «Об изменении порядка

открытия молитвенных зданий» Совету по делам русской православной церкви при Совмине СССР

и Совету по делам религиозных культов при Совмине СССР предоставлено право

зарегистрировать фактически действующее, но не зарегистрированное религиозное общество,

имеющее свое молитвенное здание. Уполномоченный предлагает обществу подать заявление о

регистрации на имя Облисполкома и о передаче ему здания мечети в бессрочное и бесплатное

пользование, при этом необходимо свидетельство техкомиссии о пригодности здания и наличие

остальных законно оформленных документов.

Вот что происходит дальше. 1 марта 1956 года Совет по делам религиозных культов разрешает

регистрацию общества. 23 марта уполномоченный регистрирует его. Но, по словам Рупасова,

кушвинское мусульманское общество почему-то не приняло от Кушвинского горисполкома

молитвенное здание и культовое имущество, не произвело обусловленный ремонт, не избрало

исполнительные органы и не нашло муллу, о чем он и уведомляет Совет. Совет на это отвечает,

что «до приведения в порядок здания мечети, избрания исполнительного органа и назначения

служителя культа на руки регистрационную справку не выдавать, а если последняя уже выдана,

потребовать ее возвращения». И регистрационная справка возвращена. До 1958 года кушвинские

мусульмане делают ремонт в мечети. И 15 апреля 1958 года 150 человек приходит на открытие

мечети.

В том же 1956 году незарегистрированных мусульманских обществ уже 35 с количеством около

4000 человек. Свердловчане вновь пытаются добиться возвращение здания мечети, в чем им

вновь отказано, здание давно занято детским садом. А 28 ноября 1956 года Зиганшин и

Сайфутдинов вновь пытаются убедить уполномоченного пересмотреть решение – безрезультатно.

Ко всему прочему 10 декабря того же года на имя уполномоченного поступает жалоба от группы

мусульман города, под которой 14 подписей. Жалоба на то, что избранные обществом в 1951 году

уполномоченные Зиганшин и Сайфутдинов злоупотребляют полномочиями, не отчитываются в

расходовании собранных средств, наносят оскорбления верующим. Жалобщики просят лишить

полномочий этих товарищей, произвести ревизию расходования собранных с верующих средств и

выбрать новых уполномоченных, на что Рупасов резонно отвечает, что сам не уполномочен

вмешиваться во внутренние дела общины, свои разногласия они должны решать сами, а в случае

необходимости обращаться в судебные органы или в прокуратуру.

«Материалы по истории татар и башкир на Урале». Рустам Бикбов