Курбан-байрам, ‘Ид-аль-адха, Праздник жертвоприношения — самый главный праздник Ислама. Проводится 10, 11, 12, 13 числа месяца зуль-хиджжа — двенадцатого лунного месяца мусульманского календаря.
История праздника восходит к пророку Ибрахиму (мир ему!), которому Господь уготовал тяжкое испытание: принести в жертву своего сына Исмаила (мир ему!). Причем Исмаил (мир ему!) добровольно согласился на заклание. Они отправились в долину Мина. Ибрахим (мир ему!) уже занес над сыном жертвенный нож, как ангел удержал руку Ибрахима (мир ему!). Господь ниспослал ему агнца, которого Ибрахим (мир ему!) и принес в жертву. Тем самым Аллах возвестил Ибрахиму (мир ему!), а через него и всему человечеству, что Ему неугодны кровопролития и войны. Испытанию же Ибрахим и Исмаил (мир им обоим!) были подвергнуты потому, что им предстояло исполнить очень важную миссию: построить Священную Каабу на месте первого храма на земле, на том самом месте, где совершал ритуальное обхождение (таваф) еще первый человек и первый пророк Адам (мир ему!). В память об этих событиях мусульмане закалывают жертвенных животных, мясо которых раздается неимущим.
Праздник связан с окончанием обрядов хаджа. 9 зуль-хиджжа, когда паломники совершают один из основных обрядов хаджа — стояние на горе Арафат, мусульманам, не совершающим хадж, рекомендовано держать пост. Арафат — это гора, где впервые после изгнания из Рая встретились Адам и Ева. Мольбы (ду‘а), вознесенные на Арафате в этот день, особенно ценны и принимаемы Всевышним.
Утром 10 зуль-хиджжа, когда солнце поднимется на высоту копья (30-40 минут после восхода), мусульмане собираются в мечетях на праздничный намаз. После коллективного намаза в два рака‘ата (в два молитвенных цикла) и проповеди (хутбы) имама, по традиции, читается Коран и возносятся мольбы (ду‘а) за усопших и живых, за то, чтобы молитва и предстоящее жертвоприношение было принято. Затем наступает время заклания жертвенных животных. Достаточно от себя и своей семьи принести в жертву одного барана. Закол обязательно должен сопровождаться словами «БисмиЛлях, Аллаху акбар!». Кроме того, возносится следующая мольба (ду‘а): «Инна саляти ва нусуки ва махйайа ва мамати лиЛляхи раббиль-‘алямина ля шарика лях. Аллахумма такаббаль мин ...(имя совершающего жертвоприношение) (Поистине, моя молитва, и моя жертва, и моя жизнь, и моя смерть ради Аллаха, Господа миров, у которого нет сотоварища. О Аллах, прими от...)». Жертвенное мясо делится на три части: одна оставляется семье, вторая идет на угощение гостей и третья раздается нуждающимся. То есть часть, розданная бедным, должна быть не меньше одной трети. Время заклания жертвенного животного начинается после праздничной молитвы 10 зуль-хиджжа и продолжается до захода солнца 12 зуль-хиджжа. Если животное заколото до или после этого времени, то курбаном (жертвой) оно не является, а остается просто животным, заколотым по Шариату. Шкура жертвенного животного выделывается и либо отдается малоимущим, либо используется семьей. Продавать шкуру и мясо жертвенного животного, а также расплачиваться ими нельзя.
Начиная с утреннего намаза 9 зуль-хиджжа и заканчивая предвечерним намазом 13 зуль-хиджжа, правоверным предписано после каждого обязательного намаза возглашать «ташрик-такбир»: «Аллаху акбар. Аллаху акбар. Ля иляха илля Ллаху. Аллаху акбар. Аллаху акбар. Ва лиЛляхиль-хамд (Аллах превелик. Аллах превелик. Нет бога кроме Аллаха. Аллах превелик. Аллах превелик. И Аллаху восхваление.)».
Сунна предписывает в день праздника, перед тем, как отправиться в мечеть на молитву, совершать полное омовение, облачаться в новую праздничную одежду, мужчинам умащаться благовониями. По обычаю мусульмане вкушают пищу до наступления рассвета, затем никакой пищи не вкушают, как будто бы находясь в состоянии поста, и первой пищей, принятой ими после этого, будет мясо жертвенного животного.
В дни праздника принято ходить в гости, приглашать к себе родственников и друзей, дарить подарки, прощать старые обиды, щедро раздавать милостыню, возносить мольбы за усопших и живых.
1. Кто обязан совершать жертвоприношение?
Это должен быть мусульманин:
1) свободный,
2) разумный (дееспособный),
3) совершеннолетний (половозрелый)
4) не являющийся путешественником (путешественник — это человек, уехавший из своего дома на расстояние не менее96 кми на срок не более 14 дней),
5) имеющий имущество в размере нисаба (когда у человека есть, помимо того, что он тратит на свои основные нужды — пищу, одежду, жилье, лекарства, хозяйственные орудия, средства передвижения, — имущество, эквивалентное 85 граммам золота).
2. Каким должно быть намерение (ният)?
Пророк (с.) произносил такое намерение: О Аллах! Это от Мухаммада и его семьи»!
3. Обязательно самому или можно поручить другому?
Возможны три варианта.
1) человек совершает жертвоприношение сам;
2) поручает другому и сам присутствует при жертвоприношении;
3) уполномочивает другого, но сам не присутствует.
4. Как совершить жертвоприношение женщине?
Женщина должна попросить какого-нибудь мужчину-мусульманина совершить жертвоприношение от ее имени.
5. Требования к жертвенному животному.
К жертвенным животным относятся:
1) верблюды (в возрасте от 5 лет),
2) быки и коровы ( в возрасте от 2 лет),
3) бараны, овцы и козы в возрасте от 1 года).
Животные не годятся для обряда, если они:
1) слепы на один или оба глаза,
2) истощены,
3) хромы настолько, что не могут сами дойти до места жертвоприношения,
4) у них отсутствует половина или более уха, глаза или хвоста,
5) у них нет зубов.
Отсутствие зубов, рогов, хвоста и т. д. от рождения, отсутствие небольшой части рога, уха, хвоста, кастрированность — считаются допустимыми недостатками.
6. Когда совершается жертвоприношение?
Начиная от времени окончания праздничного намаза в данной местности и заканчивая заходом солнца третьего дня праздника (то есть с 8.00. 24 сентября и до 18.47 26 сентября).
7. Если раньше?
Если человек совершил жертвоприношение раньше времени окончания праздничной молитвы, то его жертвоприношение не засчитывается. Это будет просто мясо животного, заколотого в соответствие с Шариатом.
8. Если не успел в срок?
Если человек не успел совершить жертвоприношение вовремя, то он обязан раздать стоимость жертвенного животного в качестве милостыни (садака).
9. Достаточно ли одной овечки за семью?
От главы семьи и его подопечных достаточно принести в жертву одну овцу. Если есть финансовые возможности, можно приносить в жертву и большее количество животных. Хоть от каждого члена семьи отдельно.
10. Как совершается жертвоприношение?
1) Недопустимо бить и толкать жертвенное животное, ведя его к месту забоя.
2) Рекомендуется дать ему напиться.
3) Недопустимо закалывать или разделывать животное на глазах у другого животного.
4) Недопустимо показывать животному нож.
5) Недопустимо каким-либо образом пугать животное.
6) Животное укладывается на левый бок головой в направлении Мекки.
7) Ноги связываются, кроме задней правой.
8) Читается следующая молитва: «Инна саляти ва нусуки ва махйайа ва мамати ли-Лляхи раббиль_‘алямина ля шарика лях. Аллахумма такаббаль мин.... бин(т) ..... (Поистине, моя молитва, и моя жертва, и моя жизнь, и моя смерть — все это ради Аллаха Господа миров, у которого нет сотоварища. О Аллах! Прими от такого-то сына (дочери) такого-то).
9) Животное закалывается остро наточенным ножом со словами «БисмиЛлях. Аллаху акбар (Именем Аллаха. Аллах превелик)!». При этом перерезаются основные артерии, трахея и пищевод наиболее безболезненным способом.
10) Кровь максимально выпускается.
11) Разделка животного не начинается, пока не исчезнут последние признаки жизни.
11. Как делится жертвенное мясо?
Жертвенное мясо делится взвешиванием на три части: не менее одной трети должно раздаваться нуждающимся, треть идет на угощение и гостинцы родственникам и гостям, треть оставляется своей семье. При желании мусульманин с достатком может раздать нуждающимся все мясо, оставив себе лишь незначительную часть для снискания благодати (табаррук).
12. Как подготовиться к празднику?
Предписывается произносить нечетное количество раз особое славословие праздника Курбан-байрам («ташрик-такбир»): «Аллаху акбар. Аллаху акбар. Ля иляха илля Ллаху ва Ллаху акбар. Аллаху акбар. Ва лиЛляхиль-хамд (Аллах превелик. Аллах превелик. Нет бога кроме Аллаха. Аллах превелик. Аллах превелик. И Аллаху хвала)!». «Ташрик-такбир» произносится после каждого обязательного намаза, начиная с утреннего намаза 23 сентября и заканчивая предвечерним намазом 27 сентября. Мужчины произносят такбир вслух, женщины — про себя.
В день праздника мусульманину рекомендуется вкусить до рассвета пищу, затем находиться как бы в состоянии поста до того времени, когда можно будет уже отведать пищу из жертвенного мяса. Мусульмане надевают самую лучшую одежду и отправляются в мечеть на праздничную молитву. Мужчины умащают себя благовониями. По дороге мужчины декламировать праздничный ташрик-такбир. Рекомендуется приходить в мечеть пораньше. Желательно не только совершить под руководством имама праздничный намаз, но, оставшись после намаза, слушать праздничную проповедь.
В праздничные дни (24, 25, 26 и 27 сентября) принято проводить время с семьей, навещать родственников и друзей, ходить в гости, дарить подарки, оказывать благотворительную помощь нуждающимся. Запрещен в эти дни добровольный пост.