Со времени, когда я впервые совершил намаз, меня стали интересовать вопросы его происхождения и предназначения. По прошествии с того момента трех десятков лет и накопив за это время разнородной информации, так или иначе касающиеся этих вопросов, попробуем скомпоновать ее в общую панораму истории о намазе. Прежде чем начать говорить о намазе и его предназначении, стоит начать с самого слова "намаз".
История его происхождения уходит вглубь человеческой истории на десятки и сотни тысяч лет. Да именно с той далекой эпохи и начались формироваться вопросы, на которые мы пытаемся ответить из поколения в поколение. Сам намаз и его толкование с точки зрения исламской теологии не вызывают много вопросов и на них есть ответы как в Коране так и многочисленных комментариях к нему. Но вот ответы на вопросы касающиеся происхождения слова "намаз", позволяют видеть нечто больше, подобно тому, как мы видим объект, сквозь увеличительное стекло.
В языкознании, есть такой раздел, называемый этимологией, который подобно тому же увеличительному стеклу, позволяет видеть пути происхождения слов с многочисленными "остановками" и "развилками". Эти пути формировались, как мы уже говорили, сотни тысяч лет и если сегодня любого современного человека переместить на любой отрезок этого времени, то он несомненно скажет: - "Я здесь уже был". Если же мы пройдем тем же путем до времени самого появления намаза как одного из столпов Ислама, то тогда скажем: - "так вот к чему вела эта дорога".
Но прежде чем как мы это скажем, отправимся туда, куда отправлялись все пророки человечества за откровениями от Всевышнего. Этим местом являются вершины гор, которые и по сей день влекут человека. Тот, кто хоть раз в своей жизни восходил на гору и смог наблюдать панораму горизонтального круга, никогда в своей жизни не забудет те чувства, которые низошли на него после трудного, опасного и изнурительного подъема. И как же тут не упасть на колени и не восхвалить Творца за то, что Он наградил его великолепием взгляда на окружающий мир и чувствами, которые заставляют радоваться сердцу и трепетать.
С тех пор когда человек впервые поднялся на вершину горы, туда где обитают чудесные чувства, где сердце наполняется жизненной силой, где душа обретает удовлетворение, где сознание расширяет свои горизонты, он решил увековечить это святое место, место встречи с Богом. И воздвиг на вершине той горы храм, каждый раз когда посещая его, приносил Господу дары в благодарность за чудесные чувства.
Наступил ледниковый период и испытание для человека. Путь к храму души стал затруднен, но человек все же обращал свой взгляд к вершине горы и просил Творца дать ему огонь и тепло. И Творец дал человеку огонь и тепло, прямо с вершины горы. И потекло тепло по склонам священной горы, прогоняя напрочь холод, сковавший сердца людей.
Теперь, как мы и говорили, посмотрим на эту картину с точки зрения этимологии слова "намаз". Обычно это слово толкуют с персидского, как "молитвенное место". В таком варианте оно распространено и в тюркоязычной среде. В нахском языке это слово произносится как "ламаз", которое мы этимологизируем как "лам" (гора) и "зе" (смотреть, наблюдать). Выражение "ламзе ваг1ан", сегодня можно интерпретировать как "пошел на молитву", но в дословном переводе будет "на гору смотреть, наблюдать пошел".
От сюда мы можем сделать предварительный вывод, что слово "намаз" имеет корни в нахском языке. Это подтверждает и слово из грузинского языка "ламази" (красиво), которое как мы видим тоже вошло в грузинский язык из нахского языка. В русском языке мы обнаруживаем устаревшее слово "лямзить" (красть), которое подтверждается греческой легендой о краже Прометеем огня с горы Олимп и передаче его людям. Более детальный подход к этимологии слова из нахского языка "лам", показывает, что оно состоит из слова "ла" (земля) и "ма" (божество, величие).
Слово "лам" (гора) имеет и производное "лами" (лестница). Если мы обратим внимание на конструкцию согласных в слове "земля", то видим тоже прочтение что и в слове "ламаз", только в обратном порядке.
Слово "лам", мы видим в слове "Иерусалим" (ивр. Ерушалим).
Здесь стоит акцентировать наше внимание и на ивритское слово "шалом" (мир, приветствие). Оказывается, у этого слова есть "родственники", один из которых русское "шлем". Какое же родство между ними? Это родство покажут слова из нахского языка "ша" (лед) и "лам" (гора). И вот, глядя на вершину умиротворившегося, успокоившегося вулкана, мы видим развитие семантики слов "ша" и "лом". В арабском языке развилась семантика от нахского "са" (свет, дух, мое) и "лам", от которого идет всем известное приветствие "салам", и от которого, и образовалось слово Ислам.
Историко-сравнительное языкознание и этимология нахского языка позволяет видеть историю человечества, несколько с иной точки зрения. Так выясняется, что фоносемантика слов "пирамида" и "Прометей" имеют общие корни и ведут нас именно к вулкану. Это становиться ясно этимологизируя слово из нахского языка "пхьармат" (Прометей), которое состоит из слов "пхьар" (мастер) и "мат" (место). Дело в том, что слово "пхьар" (мастер), восходит к слову "пхьуьра" (вечер, время разжигания огня), а оно в свою очередь, имеет звукоподражательную основу от звуков раздувания огня. Эта же звукоподражательная основа и в слове fier (огонь) из романо-германских языков. От сюда и слово ferum (железо), и не исключено, что и слово "фараон" имеет ту же основу. Слово "пхьуьра", стало основой для ивритского слова "пурим", тюркского "байрам", и русского (славянского) "пир".
Если арабское слово "салат" (ритуал Богослужения), которое является эквивалентом слова "намаз", сопоставим со словом "салют", то это нам даст образ извергающегося вулкана. Этот же образ мы видим и в турецком слове, титуле "султан". ("султаном" называют перо украшающий тюрбан).
Культ вулкана прослеживается и в азиатской культуре , где образ огненного дракона взят от образа стекающей с вулкана лавы. Этот культ лег в основу этнонима "сармат", в нахской редакции "ц1армат" ("ц1ар" -огня, "мат"-место). Об этом свидетельствует и штандарт Сарматов с изображением дракона.
В русском языке слово "церковь" , в нахской этимологии мы интерпретируем как "ц1ер" (огня) и "ков" (врата). В общем смысле эта конструкция указывает на огороженное место для огня, то есть вулкан.
И так, что же дают нам эти этимологии?
Эти этимологии дают нам понять, что Египетские, Мексиканские, Боснийские, Китайские пирамиды, на самом деле есть ни что иное как памятники вулкану. Эти этимологии дают нам понять, что все рукотворные холмы и башни со святилищами и жертвенниками на их вершинах, возведенные человеком в разное время и разных уголках света, есть памятники вулкану. Эти этимологии нам дают возможность понять, что горы и вулканы, стали предтечей формирования социальной лестницы и религиозного сознания.
Краткий экскурс в историю нахского языка позволил нам ответить на вопрос о происхождении слова "намаз" и теперь нам предстоит понять саму суть, одного из пяти столпов религии Ислам. История появления этого столпа известна и нет смысла повторять ее. Но стоит заметить, что храмовая гора в Иерусалиме стала той "базой", с которой последний пророк вознесся на небеса и получил откровения об этом ритуале богослужения.
Сегодня, по прошествии четырнадцати веков существования религии под названием Ислам, мы пытаемся ответить на вопрос о предназначении этого ритуала. Вероятно кто-то из образованных мусульман, хорошо знакомых и историей Ислама и быть может, наизусть знающих Коран скажут: - "что он может сказать нового, чего не знаем мы?
Нет, я не собираюсь принести новшество в Ислам и да оградит меня от этого Создатель.
Я лишь предлагаю посмотреть взглянуть на этот столп с точки зрения.., "слесаря по ремонту и обслуживанию автомобиля"
Для начала сравним наше тело с автомашиной. Завод-изготовитель автомашины, разработав и сконструировав его узлы и агрегаты, выпустив авто с конвейера, приложил к ней для водителя, инструкцию по профилактике и тех.обслуживанию. Согласно этой инструкции водитель обязан соблюдать все нормы эксплуатирования, тестирования, профилактики и обслуживания автомобиля. В случае если владелец машины придерживается всех норм прописанных в инструкции, завод-изготовитель гарантирует ему определенный срок эксплуатации. Производитель в этой инструкции предлагает:
-- Использовать горюче-смазочные материалы предусмотренные заводом- изготовителем автомобиля.
-- Соблюдать температурный режим работы двигателя и нагрузку.
-- Соблюдать общую нагрузку на автомобиль.
-- Соблюдать скоростной режим как по гладкой дороге так и бездорожью.
-- Следить за соответствующим давлением в шинах.
-- Следить за датчиками контролирующие норму работы всех систем.
-- Своевременно проводить ТО.
-- Содержать автомобиль в целом в чистоте.
-- Предохранять автомобиль от ударов, столкновений и т.д
Как мы и говорили, если владелец машины будет придерживаться этих основных норм, то и производитель гарантирует обещеный срок эксплуатации машины.
Теперь, представим что наша душа это водитель нашего тела, а инструкцией к тестированию, профилактике и "тех. обслуживанию", является ежедневный пятикратный "намаз", ниспосланный нам Создателем.
В частности в этой "инструкция" предписывается:
1. Содержать в чистоте намерение и помыслы.
2. Содержать тело и одеяние в чистоте.
3. Следить за нормой объема грудной клетки.
4. Следить за нормой объема брюшной полости.
5. Следить за концентрацией взгляда.
6. Следить за тоном речи.
7. Совершать 17 поясных поклона.
8. Совершать 34 земных поклона.
9. Своевременно выполнять ежедневные инструкции (намазы).
Что мы имеем в результате сравнения машины с телом человека? Это сравнение показывает нам, что если мы будем придерживаться всех норм "инструкций", наша душа будет иметь надежное транспортное средство, как залог для последующей жизни.
Рассмотрев данную точку зрения мы перейдем к следующей, которая позволит увидеть предписание с практической стороны. Для этого нам понадобятся знания о строении нашего тела.
Конечно, мы должны понимать, что тело человека в тысячи раз сложнее, чем любая машина сделанная руками человека. Но в базовых, общих принципах они и имеют схожесть. Если, к примеру, человек употребляет в пищу некачественный продукт, то это как минимум ведет к расстройству желудка и здесь срабатывает защитная функция организма (рвота, диарея). В машине, функция очистки ГСМ (горюче - смазочных материалов) снабжена фильтрами очистки. Защитная функция приема пищи в теле человека снабжена вкусовыми рецепторами, которые тестируют пищу на пригодность.
Если человек вкусил горький продукт, то вкусовые рецепторы дают сигнал к мозгу, а он команду к мышцам гортани и она перекрывается, не давая недозволенному продукту проникнуть в организм. Человеческое тело снабжено пятью анализирующими устройствами (чувствами), позволяющее анализировать контакты с внешней средой.
Все эти врожденные контролирующие системы человеческого тела имеют одно единственное предназначение, защиту.
Представьте человека, не имеющего никаких чувств. Если он слеп, то провалится в пропасть, Если глух, то не услышит приближение зверя. Если не имеет вкуса, очень быстро отравится. Если нет обоняния, задохнется в дыму. Если нет осязания, сгорит заживо или замерзнет. Как видим, Творец предусмотрел для человека все, но помимо этого Он дал ему еще интеллект, чтобы он различал добро и зло. Ну а чувства сострадания и милосердия, нельзя ни с чем сравнить. По видимому, эти чувства являются функциональными особенностями души, и присущи только ей. Для распознания дозволенного и не дозволенного и записи всех деяний человека, Творец наделил человеческое тело свидетелями, прикрепленные к развилке сонной артерии. Это так называемые каротидные клубочки известные сегодня анатомической науке. В самолетах, это так называемые бортовые самописцы. В религиозных источниках, это ангелы сидящие на плечах у человека. Читаем о Них в Коране: "И всякому человеку Мы прикрепили птицу к его шее и выведем для него книгу в день воскресения, которую он встретит разверстой: "Прочти твою книгу! Довольно для тебя в самом себе счётчика!" (сура 17, аяты 13, 14).
"Мы сотворили уже человека и знаем, что нашёптывает ему душа; и Мы ближе к нему, чем шейная артерия. Вот принимают два приёмщика, справа и слева сидя. Не произнесёт он и единого слова, иначе как у него готовый надсмотрщик" (сура 50, аяты 16-18).
Из общих характеристик человеческого тела и рукотворной машины, пожалуй следует выделить их общую черту. Как и машина, человеческое тело подвержено старению и выходу из строя, к концу определенного срока и задача "тех. документации", максимально продлить срок службы.
Как и для машины, для человека прописано время для тестирования тела и профилактики, В Коране об этом говориться следующее: "Воистину, намаз предписан верующим в определенное время". (4:103)
Полевые наблюдения позволяет констатировать факт, что время совершения намаза, при нормальном количестве жидкости в организме, совпадает со временем позывов мочевыводящего пути.
Системы тестирования и профилактики тела, четко прослеживаются при чтении суры "фатихьа" (открывающая). В частности, время позволяет читать эту суру на одном выдохе, хоть это и не обязательное условие. Сделав полный вдох, перед ее чтением, позволяет тестировать и контролировать, как и объем легких, так и объем брюшной полости. Если, к примеру, Вы переели, то Вам трудно будет сделать полный вдох и тем более с легкостью прочитать эту суру. Тем более трудно будет ее закончить по правилам чтения, когда последние слова произносятся протяжно, как бы на самом конце выдоха. Обычно, при правильном чтении суры "фатихьа", в части ее завершения, подтягиваются и напрягаются брюшные мышцы живота. Эти тесты и профилактика мышц грудной клетки и полости живота, при чтении молитвы, дают человеку возможность содержать пропорции грудной клетки талии в эстетических нормах.
Очень часто среди практикующих намаз, возникает вопрос о поднятии рук перед чтением суры "Фатиха" и касанием фаланги большого пальца, мочек ушей. По этому поводу существуют комментарии авторитетных, мусульманских ученных, но интуиция подсказывает, что у этого действия должна быть и польза для тела. Так оно и выходит. Перед чтением суры Вы поднимаете руки на уровне головы и фалангами пальцев касаетесь мочек ушей. Сделанный Вами глубокий вдох заставляет ваше тело выпрямиться в осанке, а касание мочек ушей, дополнительно выпрямляет шейный отдел позвоночника, как бы подтягивая его вверх. Таким образом, Вы стоите перед Творцом как солдат перед командиром, но скромно опушенной головой, устремив свой взор в точку челобитья.
В итоге, за день мы получаем 17 таких упражнений. И вот мы задаем вопрос: Если человек, ежедневно по 17 раз, на протяжении всей жизни, будет выпрямлять и растягивать свой позвоночник, расширять свою грудную клетку, стягивать и напрягать мышцы живота, будет ли его тело в неформенном состоянии? Физиологи утверждают, что если придерживаться этих простых норм тестирования и профилактики, тело человека на протяжении всей его жизни, будет в нормальном физиологическом и эстетическом состоянии.
После чтения сура "Фатиха", молящийся, идет в так называемый поясной наклон и фиксирует свое тело в этом положении на 5-7 секунд, после чего вновь выпрямляется.
В итоге это действие он повторяет 17 раз в день. Что же происходит с телом в результате этих телодвижений? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо ответить на вопрос, который задает Создатель в Коране. "А кому Мы даем долголетие, то искривляем его в сложении. Разве ж они не уразумеют"? (36-68)
Так что же они или мы должны уразуметь? Мусульманские комментаторы по поводу этого аята дают некое философское объяснение, связанное с неизбежностью старения и искривления. Но если мы зададим этот вопрос из Корана физиологам, то они ответят:
"Человеческое тело принимает искривленную форму к старости из-за ослабления и отрафирования мышечной системы тела (скелета) и чтобы предотвратить искривление необходимо ежедневно проводить растяжку и зарядку мышц.
Что происходит с определенными мышцами тела при поясном поклоне? Если тело наклонить вперед на 90 градусов, так чтобы спина была ровной и, не опираясь на колени, а, только приложив ладони рук к чашкам колен, то все мышцы, начиная от макушки головы до пяток, будут растянуты. Особенно мышцы задней части ног.
В христианской молитвенной практике тоже существуют поясные поклоны, в которых молящийся, обязан в поклоне, рукой коснуться пола.
Проведенные наблюдения показываю, что из десяти мусульман совершающих поясной поклон, девять делают его без пользы. Среди христиан же практически не встречаем тех, кто в поклоне рукой дотягивается и касается пола. Кто-то скажет: "не важно, телодвижение, важно намерение и искренность". Тогда зададим встречный вопрос: нуждается ли Создатель в наших молитвах? Нет, не нуждается. Не нуждается и наш конструктор автомобиля ни в действиях владельца автомобиля ни в его намерениях. Сам владелец является нуждающимся и в своих намерениях и в своих действиях, ведь автомобиль должен обслуживать не конструктора, а владельца автомобиля.
Другое дело если владелец автомобиля будет выполнять все предписания конструктора, и через сто лет владелец представит конструктору автомобиль в целости и сохранности, то конструктор будет доволен, что владелец-водитель так бережно относился к его созданию.
Возможно, он подарит ему новый автомобиль.
Немного отступив от обсуждения темы, вновь рассмотрим поклон, но на сей раз земной.
Это действие челобитья имеет немаловажное профилактическое действие для всего тела в целом. Во-первых, молящийся ежедневно идя в земной поклон, максимально сгибает и разгибает ступни, от которых зависит его походка и стойкость. Во-вторых, тренирует и усиливает мышцы пальцев ног, от которых зависит равновесие в положении сидя на корточках. Усиливает мышцы сгибания разгибания ног.
Что это дает человеку? Для примера представим себе, что молящийся выбрал для себя условие, при котором он без усилия на руки идет на земной поклон (не опираясь на руки, а лишь слегка поддерживая тело) и также без усилий на руки, из положения сидя, встает и выпрямляется в осанке. В этом случае вся нагрузка ложится на мышцы ног, которые приобретают дополнительную силу. И так каждый день, и так на протяжении всей жизни. Вы встречали пожилого человека, который смог бы без помощи рук совершить земной поклон и встать как пятнадцатилетний юноша?
При соблюдении этого правила или нормы, как утверждают физиологи, человек способен с легкость управлять своим телом на протяжении всей жизни. Земной поклон дает еще одно очень важное профилактическое действие. Дело в том, что когда человек находится положении челобитья, усиливается давление на капилляры и сосуды головного мозга. При этом, сосуды и капилляры расширяются и более интенсивно питают мозг кровью, одновременно смывая с них (со стенок капилляров и протоков) холестериновые бляшки.
Стоит ли комментировать и перечислять все положительные моменты от телесной чистоты головного мозга? Думаю, не стоит. Скажем лишь, что закупорка капилляра или протока головного мозга, является причиной инсульта и как следствие этого, паралича.
Так же не стоит комментировать о роли головного мозга для тела в целом, от которого зависят все органы и системы.
В мозге человека есть некая система, которая требует определенных усилий для очищения. Это мысленная система, работающая даже во время сна. Любая мысль человека, обязательно сопровождается картинкой. О чем бы или о ком бы ни подумал человек, какое бы он слово ни сказал, в его памяти всплывают образы его мысли. Только мысль о Боге не может сопровождаться картинками и видениями, так как человек ни когда Его не видел и память человека о Нем, следовательно, пуста.
Теперь проведем эксперимент.
Сделав ритуальное омовение перед намазом и намерение совершить молитву ради Творца, приступим к совершению намаза с чтением определенных молитв. Практически до окончания намаза мы должны быть сосредоточены только на мысли о Боге. Но в нашей молитве мы почему-то моментами думаем не о Том, о Ком намеревались думать. В наше сознание то и дело лезут посторонние мысли. Перед нашим взором появляются картинки того, о чем мы думаем в этот момент. Как только, мы приходим в себя и вспоминаем, что стоим перед Всевышним и дали слово думать только о Нем, картинки наших посторонних мыслей исчезают.. Тут начинает мучить угрызение совести за нарушенное слово данное Творцу.
Вот что мы встречаем в Коране по этому случаю: "Те, которые богобоязненны, когда к ним приходит наваждение от сатаны, вспоминают, и вот - они видят" (7-200)
Проведя эксперимент, с практической стороны рассмотрим и метод профилактики органов зрения и приведения в порядок мысленной системы мозга. Начав с намерения и встав на намаз, мы направляем наш взор в точку челобитья. Совершая поклон и выпрямляясь, за тем идя в земной поклон, затем приседая и вновь совершив челобитье и за тем вставая на повторное действие, мы не ослабляем свое внимание на точке устремления взора.
Устремленный взор и концентрация внимания на точке челобитья, во время совершения намаза, проводит в действие работу окулярного механизма глаз. Происходит полная работа и зарядка микро-мышц хрусталика глаза, от которого зависит качество зрения, как в дальнозоркости, так и близозоркости. Если мы, в какой - то момент, ослабим концентрацию внимания с точкой устремления взора, то тут же потеряем контакт с ней. Потеря зрительного контакта с точкой опоры зрения и ведет к проникновению в сознание постороннего видения. В этом случае мы наблюдаем не точку опоры взора, а зрительное восприятие вкравшейся в сознание мысли, названном в вышеприведенном аяте "наваждением от сатаны".
И так каждый раз, намаз за намазом, на протяжении всей жизни. Это борьба с самим собой, борьба с собственной гордыней, лицемерием и невежеством. Это путь к милости Всевышнего, через осознание своей слабости и беспомощности. Это путь к очищению совести и укреплению чувства искренности. Если человек хоть раз в своей жизни совершит намаз без изъяна, то ему обещана великая награда от Творца. Как здесь не вспомнить и этимологию слова "намаз" и путь восхождения на вершину горы.
В этой работе мы не ставили задачу говорить о духовно- нравственной стороне намаза. Теологи об этом написали много книг, ссылаясь на Коран и хадисы пророка. Наша задача состояла в том, чтобы осветить этимологическую и физиологическую точки зрений. На мой взгляд, эти точки зрения дают больше возможности понять и духовно - нравственную сторону намаза. Ведь, как говорится: "Знание лучше, чем незнание".
Алдар.