В месяце Рамадан есть одна величественная ночь ‒ Ляйлятуль-кадр, когда поклонение Господу, как и любые благие деяния, даже самые приземленные, бытовые, более значимы по Божественному воздаянию, чем те, что совершались на протяжении тысячи месяцев.
Каждый, кто осведомлен о значимости благословенной Ночи могущества, особо бдителен. Страх упустить эту ночь не даёт сомкнуть глаз. Аят: «Они свои постели оставляют и взывают к Господу своему в страхе и надежде» (Св. Коран, 32:16) в эти дни принимает более четкие контуры и находит свое отражение среди тех, кто считает себя последователем заключительного Божьего посланника (да благословит его Аллах и приветствует).
И неслучайно именно этой ночи посвящена целая сура Священного Корана!
Св. Коран, 97:1-5
Воистину, Мы [говорит Господь миров] низвели его [Священный Коран] в Ляйлятуль-кадр (в Ночь Могущества).
И откуда тебе [Мухаммад] знать, что такое Ляйлятуль-кадр (Ночь Могущества)?!
Ляйлятуль-кадр лучше, чем тысяча месяцев!
Спускаются [в пределы планеты Земля] ангелы в эту ночь и ар-рух [ангел Джабраил (Гавриил)] по разрешению Господа их, в каждом деле. Мир. (Или: «В каждом деле в эту ночь [устанавливается] мир, спокойствие»).
Она [эта ночь, длится] до рассвета.*
Пояснение и комментарии к суре:
1. То, что в свое время последнее Писание ‒ Священный Коран ‒ был низведен из Хранимой Скрижали на первый небесный уровень из семи существующих именно в эту ночь, говорит о ее неописуемой величественности и особости пред Всевышним Творцом [См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 300].
2. Повторение «Ляйлятуль-кадр» трижды неслучайно. Такой прием в арабском языке указывает на уважение и значимость.
3. «Ляйлятуль-кадр» означает «Ночь Могущества». Ученые высказывали различные предположения, почему этот временной отрезок назван именно так. Вот некоторые из них:
■ «могущественность и величественность ее в том, что Священный Коран был низведен именно в эту ночь»;
■ «…по той причине, что невероятно огромное количество ангелов спускается в эту ночь на Землю»;
■ «…проявление благодати, милости и прощения Господом миров в эту ночь несравнимо с таковым в другие ночи по своей значимости»;
■ «…верующий, проводящий эту ночь в молитвах, приобретает, по милости Всевышнего, необычно большое количество сил и жизненной энергии».
Слово «аль-кадр» может быть переведено и как «теснота». Учитывая данное значение, теологи говорили: «В эту ночь на землю спускается столь огромное количество ангелов, что им становится просто «тесно».
Другой перевод ‒ «ограниченность». Толкование отсюда следующее: осведомленность и знание о том, какая из ночей очередного месяца Рамадан будет именно Ляйлятуль-кадр, ограничены Всевышним. В Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) даны только примерные ориентиры.
Порой «Ляйлятуль-кадр» истолковывают как «Ночь Предопределения». Это в том случае, если слово «кадр» читать как «кадар». С учетом такого истолкования исламские ученые предположительно поясняли: «То, как данная ночь будет проведена молящимся и с какими молитвами (сердечным настроем) он будет обращаться к Богу, может значительно повлиять на последующий год жизни данного человека, идя в параллели и единстве с изначальной всеосведомленностью Творца» [См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 300, 301].
4. «Ляйлятуль-кадр лучше, чем тысяча месяцев!» ‒ когда в этих месяцах и среди многих тысяч дней в них нет самой этой ночи, нет Ляйлятуль-кадр.
Аят прямым текстом дает понять, что совершение любого благого дела в эту благословенную ночь, более вознаграждаемо пред Богом, чем совершение этого же благого поступка или действия, даже произнесение доброго слова, на протяжении тысячи месяцев. В этом ‒ проявление величайшей милости Творца к людям, часто забывающим о Нем, забывающим о вечности и о самих себе.
5. «Спускаются ангелы в эту ночь» ‒ как спускаются с небес на землю, так и становятся ближе к верующим.
6. «…И ар-рух [ангел Джабраил (Гавриил)]». Всевышний, сначала сказав обо всех ангелах, а затем выделив отдельным упоминанием из этого огромного числа одного, указал на особое положение ангела Джабраила (архангела Гавриила) пред Собою [См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 32 т. Т. 30. С. 332].
7. «В каждом деле» ‒ то есть ангелы спускаются как для низведения и выполнения велений Всевышнего, так и для того, чтобы установились, утвердились все те дела, что должны произойти в последующем году [См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 32 т. Т. 30. С. 333, 335].
8. «Она [эта ночь, длится] до рассвета» ‒ Ляйлятуль-кадр начинается сразу после захода солнца и заканчивается с рассветом, то есть с началом времени утренней молитвы Фаджр
В некоторых тафсирах приводится повествование о том, как однажды посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) упомянул четырех сынов Израиля, которые провели в поклонении восемьдесят лет.
Сподвижники были поражены этим рассказом. И тогда ангел Джабраил (мир ему) низошел и обратился к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «О Мухаммад, твои сподвижники были восхищены тем, что эти люди неустанно поклонялись Всевышнему на протяжении долгих лет и ни в чем Его не ослушались. Поистине, Он определил для вас лучшее». А затем прочитал аяты: «Воистину, Мы [говорит Господь миров] низвели его [Священный Коран] в Ляйлятуль-кадр (в Ночь Могущества). И откуда тебе [Мухаммад] знать, что такое Ляйлятуль-кадр (Ночь Могущества)? Ляйлятуль-кадр лучше, чем тысяча месяцев!»
Так же передается, что среди сынов Израиля был человек, всю ночь выстаивавший в молитвах, а потом весь день до вечера боровшийся с врагами на поле боя. Это продолжалось 1000 месяцев. И Всевышний Аллах из милости к умме пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) ниспослал аят: «Ляйлятуль-кадр лучше, чем тысяча месяцев!» (Св. Коран, 97:3) [См., например: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан ан аль-‘азым]
Среди каких ночей искать Ляйлятуль-кадр?
Ляйлятуль-кадр ‒ Ночь могущества (предопределения)
Очень часто торжественные и праздничные мероприятия как на государственном, так и на местном уровнях, приуроченные к этому знаменательному событию, проводятся именно в двадцать седьмой день месяца Рамадан как Ночь могущества.
Однако все же более правильно искать ее в одну из нечетных ночей последних десяти дней месяца, ожидая, что каждая из них может явиться той самой благословенной Ночью. Подтверждением этому являются слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
Ищите Ночь могущества в нечетные ночи последних десяти дней.
Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр С.195, хадис №3247 «сахих»
В хадисе сказано: «Ищите». Как же ее искать?
Во-первых, абсолютное большинство исламских ученых говорило о том, что Ляйлятуль-кадр присутствует в каждом году и именно в месяце Рамадан.
Во-вторых, о том, какая именно ночь месяца Рамадан является Ночью могущества, до ее наступления однозначно известно только Творцу, Господу миров (и возможно, тем из числа ангелов, кому Всевышний дал знание об этом)
В Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует) есть немалое количество хадисов, в которых указываются предположительные временные границы нахождения этой благословенной ночи. Вот некоторые из них:
► Ищите Ночь могущества [молясь, выстаивая молитвы и совершая благие дела] в последних десяти днях месяца Рамадан.
Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари.
В 14 т. Т. 4. С. 301, хадисы № 2020, 2021, 2022
► Ищите Ночь могущества в нечетные дни последних десяти дней месяца Рамадан.
ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 472, хадис № 7725, «сахих»
► Кто будет искать Ночь могущества, тот пусть ищет ее среди последних семи дней.
Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари.
В 14 т. Т. 4. С. 301, хадис № 2015
► Ночь могущества ‒ это ночь двадцать седьмого дня.
Хадис от Му‘авия,
св. хадисов Абу Дауда
► Ночь могущества ‒ это ночь двадцать четвертого дня.
Хадис от Биляла,
св. хадисов Ахмада
► Ночь могущества ‒ это ночь двадцать седьмого дня или двадцать девятого. Ангелов [спустившихся на землю] в эту ночь будет больше, чем мелких камешков [на всей этой планете].
Хадис от Абу Хурайры,
св. хадисов Ахмада
Имам Ибн Хаджар, комментируя название главы «Поиск Ляйлятуль-кадр в нечетные дни последних десяти дней» из свода имама аль-Бухари, в которой великий мухаддис упоминает несколько хадисов из числа приведенных выше, заметил:
«Такое название этой главы как бы указывает на то, что Ляйлятуль-кадр находится в месяце Рамадан в последних десяти днях и именно в нечетных из них».
Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 306.
Каковы признаки Ночи Могущества (предопределения)?
Ляйлятуль-кадр ‒ Ночь могущества (предопределения)
1. У этой ночи есть свой необычный блеск, сияние.
2. Эта ночь, по местным климатическим условиям, будет ни холодной, ни жаркой. То есть ночная температура будет средней для данного климата, местности и времени года.
3. Она будет спокойной, безоблачной и без осадков.
4. Звезды в эту ночь не падают.
5. Наутро после этой ночи солнце взойдет чистым, без лучей, диском, мягко-красным. Свет его будет нежным, неослепляющим, подобным свету полной луны в безоблачную ночь.
[См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 472, хадисы № 7727, 7728, «хасан»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 306; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 32 т. Т. 30. С. 337; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1624, 1625].
Конечно же, для того, кто не хотел бы упустить эту величественную ночь, наиболее предусмотрительным будет уделять определенное внимание каждой из последних десяти ночей месяца Рамадан: как минимум, полагаясь на милость Всевышнего, совершать дополнительную молитву, по завершении которой обращаться к Творцу всего сущего с мольбой-ду‘а и делать хоть одно, пусть не столь значительное, но благое деяние во имя Него, искренне и бескорыстно.
Даже если очередная ночь не окажется Ночью могущества, все равно наши молитвы, по милости Творца, будут приняты и услышаны, ведь это было ночью, а тем более в одну из ночей благодатного месяца Рамадан.
В одном из трудов известного мусульманского ученого приводится притча:
Жил некогда человек, воспитавший и обучавший большое число учеников. Достигая определённых духовных высот, ученики видели, что их учителю предначертано быть в числе «несчастных». Видя, это, они постепенно покидали его. И остался лишь один ученик, который был верен своему учителю.
«Как же так, разве есть у него какие-то неправильные стороны?» Ведь он полностью отдан религии, во всем стремиться следовать пророческому наследию», ‒ вопрошал он.
В один из дней учитель спросил: «Все ушли, остался лишь ты. Почему?»
Ученик ответил: «Видя предписанное вам в потустороннем мире, они предпочли вас покинуть. Что же касается меня, то истину я познал с вашей помощью. Как же я могу оставить вас?»
Тогда учитель промолвил: «На протяжении сорока лет я вижу, что мне предписано. Но скажи мне, есть ли другие врата, в которые я могу постучаться? Есть ли кто-либо, способный изменить моё положение, кроме Всевышнего?
Удивительно то, что после произнесенных слов «несчастный» было изменено на «счастливый»
Гюлен Ф. Кырык тести [Надломленный кувшин]. Стамбул:Заман китаб, 2002. C.124
Что делать в Ляйлятуль-кадр (как ее встречать)?
Ляйлятуль-кадр ‒ Ночь могущества (предопределения)В Священном Коране есть еще одно упоминание о Ляйлятуль-кадр [См., например: Аль-Хамсы М. Тафсир ва баян. C. 496]:
Воистину, Мы [говорит Всевышний, указывая на Свое величие, но никак не множественность] низвели его [Священный Коран] в благодатную Ночь. И Мы, поистине, предостерегаем (оповещаем) [людей теми назиданиями, что указаны Нами в Священном Писании, а также разъяснением ожидающего их в Судный День, в вечности]. В эту Ночь [Ляйлятуль-кадр] будут различаться [распределяться, становиться явными, определенными] все мудрые дела [окончательно решенные и утвердившиеся]. По Нашему приказу. Поистине, Мы ниспосылаем [низводим]. И это ‒ проявление милости Господа твоего. Воистину, Он ‒ Всеслышащий и Всезнающий.*
Св. Коран, 44:3-6
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:
Кто выстаивал ночную молитву [В первую очередь имеются в виду молитвы Таравих, Тахаджуд и Витр] в Ляйлятуль-кадр, веря в воздаяние и делая это только ради Всевышнего, тому будут прощены предшествовавшие грехи.*
хадис от Абу Хурайры,
св. хадисов аль-Бухари, Абу Дауда, ан-Насаи и ат-Тирмизи
Что касается самого пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), то ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передала, что «посланник Всевышнего в последние десять ночей месяца Рамадан дольше молился (ночь превращал в нечто живое), будил свою семью [для молитвы], становился более строг к себе [совершал много благого]». [См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин {Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»}: В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 117, хадис № 2/1224; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 316, хадис № 2024]
Каждая ночь последних десяти дней проводится так, будто именно она ‒ Ляйлятуль-кадр!
Больше позитива, энергии в делах, одновременно с умением прислушаться к своему сердцу, заглянуть в самые потаенные закутки. Читать Священный Коран, делать зикр, молить Всевышнего и просить у Него благословения (тавфик) в последующих намечаемых делах, благодати (баракят), обращаясь на языке, на котором нам легче всего излагать свои мысли, чаяния и пожелания.
В эти последние десять дней не следует забывать ценное наставление посланника Всевышнего: «Пусть в этот месяц вам будут присущи четыре качества. Часто вспоминайте о них. Два из них послужат причиной достижения довольства Всевышнего. Два других же необходимы для вас. Первое из этих четырех качеств ‒ это свидетельство Единобожия…» То есть частое повторение слов «ля иляха илля ллах» с осознанием того глубокого смысла, что кроется в них. [Ас-Самарканди Н. Танбих аль-гафилин [Пробуждение беспечных]. Египет:аль-Иман, 1994. C.323, хадис№632, «хасан»] «…Второе ‒ обращение к Всевышнему с «истигфаром» [то есть мольбой о прощении и произнесении слов «астагфируллах» («О Аллах, прости прегрешения мои и прояви милость Свою»)]…»
Также можно читать молитву-ду‘а на арабском языке. Например, ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) однажды спросила пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «С какой мольбой-ду‘а лучше обращаться к Всевышнему в Ляйлятуль-кадр?»
Пророк ответил: «Говори:
Аллаахумма иннакя ‘афуввун тухиббуль-‘афва фа‘фу‘анни.
اَللَّهُمَّ إِنَّكَ عَفُوٌّ تُحِبُّ الْعَفْوَ فَاعْفُ عَنِّي
«О Господи! Поистине, Ты ‒ Прощающий, любишь прощать. Прости же меня!».
Кто сильно желает и стремиться быть из числа уммы, о которой посланник Всевышнего молвил: «Моя умма ‒ она благословенна, над ней ‒ Божественная милость» ‒ проводят в ‘итикяфе в мечети последние десять дней Рамадана в поисках Ляйлятуль-кадр. [См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 102, хадис № 1620 «хасан», № 1621«сахих»]
Что такое ‘итикяф?
И‘тикяф – это особое, одухотворенное, направленное на пополнение жизненных и душевных сил пребывание постящегося в мечети с намерением находиться в ней.
Мечеть должна быть из тех, где есть имам и проводятся обязательные молитвы.
В Священном Коране упоминается состояние и‘тикяфа: “И не имейте интимных отношений с супругами, когда вы находитесь в мечетях в состоянии и‘тикяфа” (Св. Коран, 2:187).
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) соблюдал и‘тикяф ежегодно в последние десять дней месяца Рамадан, начиная с года его прибытия в Медину и вплоть до смерти. [См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 318, хадисы NoNo 2025, 2026; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1751].
Исламские ученые единодушны: и‘тикяф в последние десять дней месяца Рамадан для мужчин является сунной, то есть желательным действием. Безусловно, каждый человек должен самостоятельно и ответственно оценивать свои возможности, абстрагировавшись от рабочих, семейных забот, жизненной активности на 10 дней, не ущемляя права тех, кто находится под его опекой. Предполагается, что человек заранее все спланировал и его отсутствие в течение этого времени никому и ничему не навредит.
Суть нахождения в мечети с намерением и‘тикяфа состоит в том, что человек, особенно во время соблюдения поста, на некоторый период удаляется от мирских проблем, имеет возможность спокойно проанализировать последний год своей жизни, увидеть ошибки, погрешности и покаяться в тишине Божьего храма в состоянии умиротворенности души, находящейся еще в теле, попытаться постичь ту духовную атмосферу, в которой находились Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижники.
В состоянии спокойствия верующий может очерчивать, строить планы последующих месяцев и лет, моля Всевышнего о благословении и помощи в достижении намеченных целей.
Для того, кто проводит несколько или все десять дней в мечети, особенно важно оградить себя от никчемных разговоров и дел, посвятив эти дни очищению своего сердца от пороков, слабостей, недостатков. Ведь все истоки нашей жизни, дел, помыслов берут начало именно там, в сердце. И конечно же, нужно просить и молить Бога укрепить себя, это немощное перед жизненными бурями человеческое существо, в вере, набожности и усидчивости.
Учтите и, пока живы, не забывайте, что] не обратит на вас Господь внимания (не будет заботиться о вас, не придаст вам и вашим нуждам особого значения), если не мольба-ду‘а (молитва) ваша [обращенность к Нему умом, сердцем, устами, не столько говоря «дай», сколько прося ‒ «прости и помилуй»].*
Священный Коран 25:77
Во время и‘тикяфа желательным является чтение Священного Корана и приумножение религиозных познаний. В дни и‘тикяфа, даже если человек решил посетить мечеть ненадолго, будет лучше, если при входе в Дом Всевышнего он оговорит намерение провести эти минуты или часы в состоянии и‘тикяфа. [См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1752].
О Всевышний Аллах, если даруешь нам жизнь, то даруй нам силы и счастье быть среди постящихся в месяц Рамадан, выстаивающих молитвы, очищающихся и благодарящих в Ляйлятуль-кадр (Ночь Могущества). О Аллах, сделай нас достойными последователями Твоего посланника (да благословит его Аллах и приветствует)! Амин.