“Сердце – Богу, рука – делу” (Наследие Мухаммад-Закира Чистави)

Главная / Статьи / “Сердце – Богу, рука – делу” (Наследие Мухаммад-Закира Чистави)

Мухаммад-Закир почти полвека был имам-хатыбом мечети в г. Чистополе Казанской губернии. Там же он содержал медресе "Камалия". Это весьма крупное по тем временам учебное заведение дало путевку в жизнь сотням молодых людей, прибывших сюда из различных уездов и губерний России для получения исламских знаний.

Шейх Чистави уроженец деревни Сасна, ныне входящей в Балтасинский район Республики Татарстан. Он учился в знаменитом Маскаринском медресе, и по окончании его стал имам-хатыбом Чистопольской мечети.

Шигабутдин Марджани, один из виднейших просветителей и общественных деятелей того времени, в своем знаменитом труде "Полезные сведения по истории Казани и Булгара" приводит такие данные: "Мулла Закир, сын Абдул-Вагапа, сын Абдул-Карима ас-Саснави. Родом из большого села Сасна Малмыжского уезда, сын купца. Получив образование в Маскаре у муллы Габдуллы, сына Яхъи, и в Сасне у муллы Тазетдина, сына Габдур-Рашида эль-Иштиряки, стал имамом в этом городе (в Чистополе. - ред). Получал поддержку муллы Махмуда, сына Мухаммеда, сына Садыка, сына Мустафы эль-Дагестани, заслужил его доверие".

Закир был хорошо сложен и ловок. В молодости, как и его братья, он пользовался в округе славой борца. Будущий имам не стоял в стороне от мирских дел - он активно занимался торговлей и стал купцом второй гильдии, что позволило ему приобрести значительное состояние. Это говорит о том, что Мухаммад-Закир умело сочетал духовные и мирские стороны жизни. В своей жизни Мухамед-Закир никогда не стремился уйти от повседневных забот. Он посвящал много время торговле, обустраивал усадьбу, помогал жене по хозяйству. Больше того, Шейх, будучи образованным и ясно мыслящим человеком, построил на свои деньги медресе, и с 1847 г. стал преподавать в нем.

Позднее, в своем "духовном завещании" (1893) Мухамед-Закир Камалов подтвердил, что в этом медресе на протяжении 46 лет на собственные средства он обучал богословским наукам юношей со всех уголков России. Ишан предписывал не выходить за рамки, которые были утверждены при его жизни, и преподавать только религиозные дисциплины и языки. В числе которых он перечислил татарский, арабский и персидский. Судя по официальным данным, в 1874 г. в этом медресе обучалось 45 мальчиков, а в 1883 г. их число уже достигло 60.


Наследие Мухаммад-Закира Чистави имеет такое же общемировое значение. Мы можем гордиться этим человеком. Он был и предпринимателем, и торговцем, построил четыре здания, две мечети. Был образцовым имамом. В 1846 году был назначен имамом и до самой смерти в 1893 году вел работу в мечети, занимался строительством новых мечетей, открыл медресе, обучил сотни шакирдов, среди которых был и Ризаетдин Фахритдин,  Фатих Карими, Галиаскар Гафуров-Чыгтай, Гаяз Исхаки и др.

В Дагестане составлена сильсиля – цепочка преемственности, где указаны Мухаммад-Закир Чистави и его мюриды. К его ученикам относится известный дагестанский исламский ученый и просветитель Сайфулла-кади Башларов, называвший своего Учителя «океаном благодати». К числу учеников Мухаммад-Закира Чистави принадлежит и Галимджан Баруди – первый муфтий Духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири.

Мухаммад Закир Камал  был образцом и в личном плане. В 65 лет, имея четырех детей, он женился во второй раз, после чего у него появилось на свет еще четырнадцать детей, из которых выжили и выросли десять. Это ли не результат праведной жизни! Чтение намаза, выполнение норм шариата, жизнь по Корану – такой образ жизни дали богатырское здоровье. Закир ишан не только был искусным проповедником, но и на собственном примере демонстрировал окружающим безупречный, с точки зрения исламской этики, образ жизни.

Как известно, основной принцип Накшбандийа: “Сердце –  Богу, рука – делу”. Многие из татарских поэтов-суфиев несмотря на свою учёность и высокое положение в обществе, занимались простым крестьянским трудом, а земледелие воспевалось в их стихах как самое достойное и благородное занятие. Жизнедеятельность Мухаммад Закира  также ярко демонстрирует нам этот же принцип.

Мухаммад Закир ишан в своем арабоязычном сочинении «Руководство наставников» отмечал, что «качествами истинного шейха являются: отстранённость от бренного мира, отсутствие к стремлению достижения высокого положения в обществе; кроме всего прочего он должен довольствоваться малым: в еде, питье, разговорах и сне,  приложить большее усердие  в молитвах, подаяниях (садака) и посту». А также среди лучших качеств суфийских наставников он выделял соответствие их поступков словам, ибо знания, по мнению Мухаммада-Закира Камала, должны подкрепляться мыслями, образом жизни и действиями.

http://islam-v-chistopole.ru/