Родился в 1874 в деревне Письмян (Мусино, Токмаклы) Бакаевской вол. Уфимского уезда и губ. –
не ранее 1942) – религиозный и общественный деятель, педагог. Родился в семье имама. Окончил
начальную школу в Стерлитамаке (свидетельство городского училищного совета от 30.10.1891 г.),
затем медресе «Усмания» (Уфа), обучался в Казани. Учительствовал в Бирском уезде. Во время
Русско-японской войны ДДДИИ МВД назначен муллой при штабе Приамурского военного округа
(1904-06). «За храбрость, выдающуюся энергию и необыкновенно благотворное влияние на
бойцов-мусульман, удостоился Высочайше пожалованных боевых наград и благодарностей»,
награжден орденом святой Анны 3-й степени. Возвращался на Родину кружным морским путем, в
течение 3 лет путешествовал по Ближнему Востоку, Египту и Малой Азии: 11 месяцев слушал
лекции в каирском ун-те Аль-Азхар, месяц обучался в Бейруте, посетил Мекку, Медину,
Иерусалим и Стамбул. По возвращении работал зам. директора оренб. медресе «Хусаиния»,
преподавал здесь арабский язык и этику (ахляк). Затем поступил на должность учителя
мусульманской начальной школы (мектебе) в Екатеринбурге. В 1910 г. избран прихожанами
местной соборной мечети на должность 1-го муллы, а указом Пермского губернатора правления
от 26.08.1910 г. утвержден к ней в званиях имам-хатыба и мударриса. В 1911 г. проживал в г.
Екатеринбурге по ул. Ломаевской, 2 (ныне ул. Февральской революции). Пермский губернатор
22.06.1912 г. выразил согласие на официальный допуск его к преподаванию мусульманского
вероучения и других дисциплин в мектебе Екатеринбурга. Одновременно за ним было
установлено негласное наблюдение полиции в связи с сомнениями в его политической
благонадежности.
10 марта Департамент Духовных дел МВД направляет Пермскому губернатору письмо с просьбой
проверить обоснованность жалобы, поступившей от жителей Екатеринбурга, на муллу
Рахманкулова. 22 марта Губернатор секретным письмом просит генерал-майора Фортвенглера,
уполномоченного по охране в Екатеринбургском и Верхотурском уездах, путем опроса
инспекторов школ, полицмейстеров и чинов жандармского подвода, выяснить, что происходит в
мусульманской общине и мектебе Екатеринбурга и какова роль Рахманкулова.
Два новых факта появляется в биографии Рахманкулова. Но прежде, выборка из несколько
путанного отчет ротмистра жандармского управления Ивановского, написанный 23 апреля 1916
года на имя Уполномоченного Главноначальствующего Пермской губернии в Екатеринбургском и
Верхотурском уездах. Негласным путем Ивановский выясняет, что Рахманкулов первоначальное
образование получил в Уфе и Казани, а после русско-японской войны два раза побывал в Турции –
в 1906 и 1909 годах. Сведения, о которых речь пойдет дальше, предоставлены человеком,
который вхож в мусульманскую среду, с другой стороны, они носят явно тенденциозный характер,
доброжелателем доносчика не назовешь. Есть подозрение, что донос на Рахманкулова сделан
теми же людьми, которые пытались оклеветать и Агафуровых.
« Рахманкулов подбирает согласный с его взглядами состав других учителей, а преподающих по
старому методу удаляет. В своих речах в мечети, (последняя имела место 22-го Апреля), мулла
Рахманкулов постоянно указывает на необходимость сплочения всего мусульманства, и о
принуждении к этому всеми способами и силою противящихся этому объединению. Эти речи
Рахманкулова на местное мусульманское население, в особенности на пожилой элемент,
производят крайне неприятное впечатление, тем более, что свои главные выводы он подкрепляет
фразами на мало понятном для неграмотных арабском языке, чем и возбуждает
подозрительность последних.
При докладе, в мечети же, о ходе по сбору пожертвований в пользу воинов и их семейств,
Рахманкулов горячо говорил на тему о том, что все народы живущие в России, в том числе и
мусульмане, неся одинаковые с русскими жертвы в войне должны в будущем иметь равные во
всем с ними права.
Рахманкулов в особенно близких отношениях состоит с местными купцами бр.Агафуровыми и
Богатиевыми. В доме последних нередко происходят мусульманские собрания для обсуждения
каких-то секретных вопросов. Эти собрания посещают грамотные мусульмане, как то кассир
Агафуровых Гадий Тагиров, и другие.
Сообщая о вышеизложенном Вашему Превосходительству долгом считаю доложить, что в делах
вверенной мне канцелярии о мулле Рахманкулове и остальных вышеупомянутых лицах имеются
еще следующие совершенно секретного характера сведения:
-Мулла Екатеринбургского молитвенного дома Гирфан Шайхиль Марданов Рахманкулов
принадлежит к числу ярых приверженцев ислама, причем состоит председателем мусульманского
благотворительного общества, которое преследует не прямые свои задачи оказания помощи
бедным, а ставит задачей открытие татарских школ с новым методом преподавания, по этому
поводу у Рахманкулова бывают часто собрания.
В 1911 году Рахманкулов получал из Константинополя много книг и журналов .
Деятельным помощником Рахманкулова является Гадий Тагиров главный кассир Торгового дома
Бр.Агафуровых; при содействии Тагирова был выбран муллою Рахманкулов.
В мае месяце 1911 года у Рахманкулова было собрание уездных мулл по поводу открытия новых
школ на средства земства.
Братья Садритдин и Гайнутдин Фахритдиновы Богатиевы в 1907 году состояли членами в
Екатеринбургской группе партии народной свободы».
Несмотря на этот отчет, 1 мая 1916 года генерал-майор Фортвенглер пишет Пермскому
губернатору письмо совершенно иного характера и тона, ссылаясь на сведения, предоставленные
ему инспектором народных училищ 1-го района Крыловым.
«Господину Пермскому Губернатору».
Вследствие предложения от 22 марта с.г. за № 256 при сем представляя отношение Помощника
Пермского Губернского Жандармского Управления в Екатеринбургском и Верхотурском уездах от
29 Апреля с.г. за № 706, сообщаю, что Инспектор народных училищ 1-го района Крылов заявил,
что ему известно, что мулла Рахманкулов окончил курс в Уфимском медресе, затем
учительствовал в Бирском уезде; во время войны с Японией был прикомандирован к штабу
Приамурского военного округа, во время службы в котором, ему Высочайше пожалован орден
Св.Анны 3 ст., по окончании войны путешествовал по малой Азии и Египту, при чем в Бейруте был
около одного месяца, а большую часть времени, около 11 месяцев, пробыл в Каире, где слушал
лекции в «Азгаре» (мусульманском университете) ( Аль-Азхар ). Что же касается личности муллы
Рахманкулова, то за все время состояния в должности Инспектора, он в деятельности означенного
муллы, как заведующего двумя Екатеринбургскими мехтебами, ничего предосудительного не
замечал, но наоборот, может сказать, что благодаря только исключительно стараниям муллы
Рахманкулова при Екатеринбургских мехтебах за счет мусульманского общества существуют два
русских класса (в своё время Рахманкулов, поддерживаемый братьями Агафуровыми, убеждает
мусульманско-татарскую общину создать русский класс при мусульманской школе Екатеринбурга,
т.е. ввести уроки русского языка для всех желающих. Для Агафуровых необходимость изучать
русский язык - это принципиальная позиция. Зайнетдин Агафуров убеждает старейшин общин
башкирских деревень Екатеринбургского уезда (ныне север Челябинской области) ввести в
башкирских школах, которые он курирует, изучение русского языка.
Для кого-то это - успешное
ведение тогровых дел, для кого-то - возможность выжить. Убеждённость Рахманкулова можно
отнести к тому, что ему самому не достаёт знания русского языка. В своё время Агафуровым на
должность муллы и заведующего мусульманскими классами рекомендовал Рахманкулова Гади
Тагиров (он будет расстрелян в 38-м), человек весьма образованный). Точно также никаких
неблагоприятных сведений о личности Рахманкулова не имеет и Полицмейстер, который
доложил мне, что за этим духовным лицом он имеет особое наблюдение, но решительно ничего
дурного за ним не замечал как в религиозном, так и в политическом отношениях, за исключением
следующего, возбуждающего сомнения факта: Когда через Екатеринбург по железной дороге
проезжал командующий разбитой около Сарыкамыша турецкой армии Шукри паша, то
Рахманкулов, вместе с местным купцом Богатиевым, заходили к нему в вагон и о чем то
беседовали.
К сему считаю необходимым присовокупить, что, узнав о том, что названный мулла периодически
ведет религиозные беседы с нижними воинскими чинами, я тотчас, по получении от Вашего
Превосходительства запроса, лично просил Начальника гарнизона организовать соответственное
наблюдение. До настоящего времени, по заявлению Начальника гарнизона, ничего
предосудительного не замечено. (…) Генерал-майор роспись (Фортвенглер)»
19 июня 1916 года Вице-Губернатор Н.Максимов пишет свой отчет в Департамент Духовных Дел.
Ссылаясь на доклад Фортвенглера, он добавляет:
«…долгом считаю добавить, что для проверки этих сведений есть только один способ: дать
поручение доверенному мусульманину, который смог-бы проникнуть в их среду и установить
истинное направление и характер деятельности муллы Рахманкулова.
О посещении Рахманкуловым турецкого генерала на ст. «Екатеринбург» сообщено
Командующему войсками Казанского военного округа, как о факте слабого надзора при перевозке
военнопленных» (Любопытный след ведёт на ирбитское кладбище: "Когда я был мальчишкой,
еще наши аксакалы говорили нам, что это могила турецкого генерала, - рассказал IslamNews (В
Ирбите хотят выяснить личность пленного османского генерала) председатель местной общины
мусульман Рамиль Галиев.
– Нужны специалисты, которые смогли бы расшифровать надпись. Сколько я уже сюда приводил
мусульман, знающих арабскую графику, никто не смог прочитать надпись на памятнике").
Позднее наблюдение за имамом Рахманкуловым было снято, поскольку жандармерия
убедилась в том, что имам Рахманкулов «глубоко уважаем не только местными мусульманами,
как их духовное лицо, но даже и правительственными представителями всех ведомств, давших
наилучшие отзывы о нравственных, служебных и верноподданнических качествах этого имама».
Призывал прихожан «к поголовному обучению грамоте с целью умственного развития и
просвещения», реформировал обучение в екатеринбурском мектебе по новому звуковому
методу. В 1915 г. принял участие в организации Екатеринб. отделения Временного
мусульманского комитета по оказанию помощи воинам и их семьям (Петроград) и был избран его
членом. По указу от 19.08.1915 г. возведен в почетное звание ахуна. Делегат Всероссийского
мусульманского съезда 1917 г. В 1920-х гг. лишен избирательного права. В 1925 г. – преподаватель
мектебе Свердловского мусульманского религиозного общества с окладом в 70 руб. В 1930 г.
проживал в Свердловске по адресу: ул. Северная, 11а (ныне ул. Челюскинцев). После закрытия
городской мечети 10.03.1930 г. работал землекопом на 5-м участке коммунстроя, резчиком на
фабрике жестяных изделий мебельного комбината им. В.И. Ленина, сторожем. Ходатайствовал о
восстановлении избирательного права, но постановлением президиума УралОблика от 15.07.1933
г. ему было отказано в этой просьбе:
"Выписка №7188 из постановления Президиума УралОблика №5802 от 15 VII - 1933 г. Слушали:
ходатайство гр. Рахманкулова Гирфана проживающего Северный, 11 о восстановлении его в
избирательных правах.
Постановили: ходатайство Рахманкулова Гирфан лишенного как служитель культа (мулла) с 1910
по 1930 г. и с 30 г. занимающимся общественно полезным трудом в качестве сторожа, как не
проявивший лояльности к советской власти (не разборчиво).
Постановили в ходатайстве отказать". (ГАСО, ф.88, оп.6, д.6705, л.1
Переехал в деревню Сарт-Чишма Кармаскалинского района Республики Башкортостан, где
подвергся раскулачиванию. Затем работал заведующим продларьком 1-го горторга. 23.04.1942 г.
был арестован, но уже 30 мая реабилитирован. Был женат на дочери обывателя Каслинского
завода Сагиде Латыповне Рахманкуловой (1893–?), которая сначала работала педагогом в родном
г. Троицке, а после замужества до революции преподавала в женском мектебе Екатеринбурга.
Семья Рахманкуловых в 1929 году по документу - ГАСО, ф.575, оп.1, д.9, л.207:
Жена Сагида Латыповна - 36 лет (Сагида Ахмет-Латыповна (дев. Гизатуллина) Рахманкулова (1893-
1953, похоронена в г.Уфа) - уточнение Гирфана Рахманкулова).
дочь Марьям 16 учащаяся (1912 - уточнение Гирфана Рахманкулова)
Зайнаб 14 учащаяся (1915)
Ляля 12 учаящаяся (1917)
Равиль 10 сын (1919, 7 ноября по новому стилю - уточнение Гирфана Рахманкулова)
Диляра 7 дочь (1921 - уточнение Гирфана Рахманкулова)
Ровза 5 (Роза, 1925 - уточнение Гирфана Рахманкулова).
Из Книги памяти:
1. Рахманкулов Гирфан Шайхельмарданович
(варианты отчества: Шаихмарданович) Родился в 1874 г. Проживал: Башкирская АССР,
Кармаскалинский р-н.
Приговорен: в 1931 г.
Приговор: раскулачен
Источник: МВД Республики Башкирия
2. Рахманкулов Гирфан Шайхельмарданович
Родился в 1874 г., д. Сарт-Чишма, Кармаскалинский р-н БАССР; татарин; образование начальное;
б/партийный; 1-й горторг, зав. продларьком.
Арестован 23 апреля 1942 г.
Реабилитирован 30 мая 1942 г.
Источник: Книга памяти Республики Башкортостан.
Судьба Рахманкуловых достойна того, чтобы о ней помнили!
«Материалы по истории татар и башкир на Урале». Рустам Бикбов