Как исламскому каллиграфу ветерану ВОВ Владимиру Попову из Казани идет лишь... 14-й год. Ведь увлекся он исламским искусством и тем самым начал новую жизнь… в 70 лет! С тех пор его работы побывали во многих городах мира
Kаждый год на 9 Мая он приезжает к однополчанам в Нижегородскую область. Там наконец-то произошло событие, которого так ждали: в воинской части, дислоцированной в Мулино, 14 марта состоялось торжественное открытие молельной комнаты. И удивительно: выделенная в клубе комната оказалась направленной… строго на Мекку.
От нижегородских мусульман приветствовали воинов заместитель председателя ДУМНО по учебно-воспитательной работе Абдулбари Муслимов и председатель Дагестанского общественного центра Седула Суражудинов. Командиру части Сергею Лузину был вручен тафсир Корана Абдуллы Юсуфа Али.
Встречи с солдатами-мусульманами 28-го отдельного дисциплинарного батальона МВО и представителями ДУМНО теперь станут регулярными. Раз в месяц сюда будет приезжать имам-хатыб Нижегородской соборной мечети Ахмет Абдуллин.
А сотрудничество Владимира Попова с издательством «Медина» длится уже не первый год: культурологический альманах «Мавлид ан-Набий» второй раз украшается туграми Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), созданными специально для этого издания, а также 25 туграми посланников Аллаха.
Самую высокую оценку творчеству Владимира Попова дал директор Государственного Эрмитажа: «Вы удивительно красиво делаете очень важное дело – придаете новый межцивилизационный аспект традициям мусульманской каллиграфии. Да поможет Вам Бог! Искренне Ваш, Михаил Борисович Пиотровский».
Мы решили задать несколько вопросов самому мастеру.
– Как сочетаются опыт ветерана Великой Отечественной войны с каллиграфией?
– Каллиграфия – это прославление Создателя, и потому она всегда действует как свидетельство мира и призыв к миру! Да, я в 18 лет пошел на фронт, воевал как разведчик, участвовал во взятии Берлина, закончил боевой путь в Потсдаме, получил более 15 наград, включая медаль «За боевые заслуги», 2 ордена Отечественной войны II степени, орден Красной Звезды. Но я не стал милитаристом, а эти награды я надеваю только на 9 Мая и на встречи с ветеранами, ибо ненавижу войну и считаю, что каждый должен делать все от него зависящее, чтобы человек не применял насилия к другому человеку.
– А каким же образом именно каллиграфия, а не другие жанры искусства, способствует миротворчеству?
– Несомненно, многие жанры способны служить миру – таково в целом предназначение искусства. Я отметаю то псевдоискусство, которое внедряется так называемой поп-культурой, где царят культ извращения и насилия. В подлинном пейзаже, натюрморте, портрете художники всех времен и народов воспевали Красоту. А это, как мы знаем, один из сифатов (атрибутов) Творца. «Аллах Сам прекрасен и любит красоту!» В этом смысле изображение прекрасного в мире – всегда прояснение Божественного замысла. И хорошее искусство всегда в конечном счете ведет к Богу.
Но каллиграфия – уникальное духовное искусство. Оно выросло как росток из графики того языка, на котором говорили многие пророки, сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и на котором был ниспослан Коран. Звуковое воплощение Корана – это таджвид, чтение нараспев, это великое искусство. Каллиграфия – это мистическое чтение для глаз. Не все умеют читать глазами. В странах с традициями Ислама детей обучают азам каллиграфии – так воспитывают стремление к гармонии, и даже если ребенок не станет художником, то будет понимать каллиграфию и наслаждаться ею. Это очень важно – так очищается душа.
– Но у нас глубокие исламские искусства были утрачены…
– Да, это трагедия. Физически уничтожали носителей традиции. Например, в Дагестане просто убивали тех, кто владел арабским языком. Выпускник казанского медресе Бакы Урманче, обучившийся каллиграфии в молодости в Казани, ставший позднее классиком татарского искусства, скрывался в сталинское время в Средней Азии…
– Но как же вы в 70 лет освоили такую трудную эстетику и технику?
– Это чудо. Ведь до этого я всю жизнь проработал как реалист. Арабского я не знаю (контужен на войне и к языкам неспособен!) – пользуюсь советами знатоков. При этом, как видите, люблю фантазировать именно с арабскими буквами – такой гибкости и музыкальности нет нигде в ином языке.
– Вы обращаетесь к своему воинскому прошлому?
– Да, встречи с молодежью побудили написать и издать брошюру «Путь солдата. 1941–1945–2005 годы». Музею дивизии я подарил ряд полотен на военную тему (включая холст «Звезда ветерана»), выполнил Карту-схему боевого пути, провел 4 выставки (включая каллиграфию!).
Корень слова Ислам – СЛМ – имеет значение МИР, и оно многогранно. Потому я хочу средствами каллиграфии выразить именно это, ведь это суть Ислама.
Новому Президенту России – мусульманскую тугру!
В канун церемонии инаугурации избранного Президента РФ Дмитрия Медведева 7 мая в Московском Кремле известный каллиграф, ветеран Великой Отечественной войны Владимир Попов создал для нового президента личную тугру – принятый в исламской культуре графический знак на арабском языке.
«Традиция тугр известна была еще в Древней Руси. Вплоть до Петра русские государи ставили их на грамотах для дипломатической переписки с правителями исламского мира, – объясняет художник. – Это не экслибрис и не портрет, но графически выраженное «кредо», послание к людям. Сейчас для тугры Дмитрия Анатольевича Медведева я выбрал в качестве девиза и разместил рядом с его именем хадис Пророка Мухаммада (мир ему и благословение): «Примирение раздора между двумя лучше всех молитв и постов вместе взятых!»
Владимир Александрович Попов известен как художник-каллиграф и ветеран Великой Отечественной войны. В этом году ему исполнится 84 года. Он народный художник и заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, заслуженный художник Российской Федерации, участник взятия Берлина, награжден орденом Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны, многими медалями.
«Символично совпадение двух дат, – говорит ветеран-художник, – 7 мая в России будет утвержден новый президент, а 9 Мая мы вновь отпразднуем Победу 1945 г . над фашизмом. Я сам буду в эти дни в Мулино Нижегородской области, в той воинской части, в рядах которой я прошел войну.
Всем молодым, включая новоизбранного президента, я хочу сказать: нет ничего ужаснее, чем война! И нет более священного дела, чем предотвращение войн и укрепление мира!
В хадисе, который я поместил на тугре Дмитрия Анатольевича Медведева, выражена исключительная ценность миротворчества и усилий объединения, она даже выше ритуального поклонения Всевышнему.
Желаю воплощения этого хадиса во время президентского служения – на благо многонационального и многоконфессионального нашего Отечества, Российской Федерации!»
Джаннат Сергей МАРКУС,
культуролог
Из газеты «Медина аль-Ислам»