Дочь мударриса по имени Иманкул, сына Махмуда, из аула Чебенли [Тойгузино] Мензелинского уезда [Уфимской губернии] и жена Габдулгалляма, сына Нигматуллы, сына Мунасиба, знаменитого мударриса из деревни Иж-Бобья [Сарапульского уезда] Вятской губернии, мать Мухлисы-ханым, избранной после революции членом Духовного управления на съезде мусульман.
Ниже следует краткое изложение сведений, переданных мне одним из тех, кто близко знал эту почтенную женщину:
«Бадрульбанат была выдана замуж за бедного шакирда Габдулгалляма, сына Нигматуллы, переехавшего из аула Береске Казанского уезда, чтобы стать имамом в деревне Иж-Бобья, и переселилась в Иж-Бобью, когда ей не исполнилось еще и шестнадцати лет. До этого она училась турецкому, арабскому и персидскому языкам у своего отца и своей матери, Хуббиджамал, дочери Рахимкула. Хуббиджамал-абыстай была знаменита своим мастерством преподавать и писать. Все окрестные девочки учились у нее. В ее времена еще не было печатных книг, поэтому все учебники, начиная с букваря, она переписывала сама и учила по ним. Все списки ее книг «Путь праведных», «Цель просвещенных», «Хвала Аллаху, не имеющая границ» и многих других погибли в пожаре 1905 года в Иж-Бобье. Бадрульбанат получила от своей матери хорошие для своего времени знания. Приехав в Иж-Бобью, она собрала всех девочек своего прихода и начала их учить. Девочки получили хорошее образование, а их матери, собравшись, приступили к изучению необходимых религиозных знаний, вопросов богослужения и обязательных религиозных предписаний и узнали много полезного для себя.
Бадрульбанат не любила бездельничать и лениться. Она была не из тех женщин, которые спят днем, поэтому, закончив уроки с девочками и их матерями, она принималась за домашнее хозяйство и знала домоводство лучше всех. Она сама кроила и шила одежду своему мужу и своим детям, сама вязала носки и шали.
Бадрульбанат, подобно своему мужу Габдулгалляму-хазрету, была достойной личностью, придерживалась принципа подчиняться требованиям шариата, быть добропорядочной и предусмотрительной. Она была старательна в исполнении обязательных намазов, неизменно совершала праздничные намазы и выстаивала молитвенные бдения, проявляла усердие в чтении Корана от начала до конца и в чтении благотворительных молитв.
Она обладала чистым и красивым голосом, очень спокойной манерой говорить, и на женских посиделках проникновенно читала из Священного Корана напевом знаменитого казанского кари, Вали-кари, очаровывая присутствующих.
В последние годы ее жизни я сам слышал от самой почтенной госпожи Бадрульбанат рассказ о следующем событии:
– Все мои дети умирали в раннем возрасте. Это оставило в моем сердце такой след, что я очень сильно переживала, ходила унылой и печальной. Я просила Всевышнего Аллаха даровать мне счастливых и жизнеспособных детей и тайно молилась об этом. И вот, находясь в таком взволнованном и беспокойном состоянии, я увидела сон. Во сне ко мне по воде плывет ветвь финиковой пальмы с тремя финиками на ней. Пока я стояла и смотрела на нее, стоявший рядом человек сказал мне: «Бадрульбанат! Эти финики плывут к тебе. Достань их из воды и ешь!» Я достала те финики и съела все три плода. Проснувшись, я очень удивилась тому, что увидела и съела финиковые плоды, о которых никогда и не думала. Я рассказала этот сон своему уважаемому мужу Габдулгалляму-хазрету. Выслушав меня, хазрет сказал: «Если Аллаху будет угодно, у нас будет трое детей, и каждый из них совершит хадж, – вот толкование твоему сну!» И действительно, вскоре после этого сна у нас родились и выросли трое детей: Губайдулла, Мухлиса и Габдулла. Когда они были маленькими, хазрет ласкал их и, глядя на меня, говаривал с улыбкой: «Вот они, твои финики!» Двое из них, Губайдулла и Габдулла уже совершили хадж. Третья, Мухлиса, если Аллаху будет угодно, тоже удостоится чести совершить хадж, и тогда, если Аллаху будет угодно, сбудется толкование моего сна, – на этом закончился услышанный мною рассказ.
Имам и мударрис Габдулгаллям-хазрет скончался в 1319 (1901) году. После его смерти почтенная госпожа Бадрульбанат со своим сыном, имамом и мударрисом Губайдуллой, совершила хадж и навестила в Медине могилу Пророка Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! В 1341 (1923) году после наступления благословенного месяца рамазана6 она заболела и слегла. Но даже во время поста7 она совершала на ногах пять обязательных намазов. Находясь в здравом уме и терпеливо покоряясь судьбе, она покинула это мир 27 рамазана8 в возрасте 84 лет. Ее могила находится на кладбище в Иж-Бобье. Да пребудет с ней милость Всевышнего Аллаха, его всепрощение и отпущение грехов!»
Ризауддин Фахруддин "Известные женщины" (Из журнала "Бельские просторы")