Дэрдемент/Därdemänd
Будущий золотопромышленник, издатель, меценат и поэт Мухамметзакир (Закир) Мухаммедсадыкович(Садыкович) Рамиев родился 23 ноября 1859 г. в с. Зирган (Жиргэн) Стерлитамакского уезда Оренбургской губернии в семье преуспевающего купца. Отец Закир Рамиева, Мухаммадсадык в 1862 году приобрел мыловаренный завод в Оренбургской губернии, а через семь лет открыл свой первый прииск по добыче золота. Впоследствии он стал одним из самых успешных золотодобытчиков на юго-восточном Урале. К концу жизни имел около 20 шахт и приисков.
В 1872 г. семья переехала в с. Юлук Орского уезда в Оренбургской губернии.
Грамоте Закира и его брата Шакира учила мать — и татарской и русской. Потом они учились в начальной мусульманской школе, после нее две зимы в городе Орске, после чего — в медресе в деревне Муллакаево, что находилась в 70 километрах от родительского дома. Оттуда Закир уехал почти на два года в Турцию. Учился в Стамбуле, посещал занятия в университете, общался с поэтами и писателями. Там он перевел несколько рассказов с турецкого и пробовал сочинять стихи.
После учебы в Турции Закир Рамиев возвращается на родину и некоторое время живет в Орске — центре необжитого уезда. Здесь он занимался торговлей, а летние месяцы проводил на золотых приисках отца. На второй год по возвращении из Турции он женился на Махубджамал — дочери купца Бурнаева. У них родились восемь детей.
Первое стихотворение З. Рамиева «Каләмгә хитаб» (Обращение к перу), напечатанное под псевдонимом Дэрдеменд, относится к 1906 г. Оно было опубликовано в газете «Казан мөхбире» (Казанский вестник). Последующие сочинения поэта печатались на страницах газеты «Вакыт» (Время) и журнала «Шура» (Совет). В 1910 г. на татарском языке вышла небольшая книжка Дэрдеменда для детей «Балалар өчен вак хикәяләр» (Небольшие рассказы для детей). Являясь крупным книжным издателем и обладателем хорошо оснащенной типографии, Дэрдеменд своих книг больше не издавал.
От многих поэтов-современников Дэрдеменд отличался высоким уровнем философско-образного мышления и утонченностью. Его произведениям свойственны образность, изящество слога, меткость сравнений. Благодаря изяществу мысли, Дэрдеменд достигает глубины обобщения даже в стихах, состоящих из нескольких строчек. Классический тому пример — этапное стихотворение «Кораб» (Корабль), состоящее из 12 строк. Г. Ибрагимов в 1913 г. в объемном очерке-исследовании «Татар шагыйрьләре» (Татарские поэты) писал: «Дэрдменд появился в мире татарской литературы на удивительном “Корабле”. Вокруг сразу заговорили: “Вот на литературном небе взошла новая звезда”. Потому что действительно все почувствовали новый дух — особую литературную культурность, мастерское владение пером, изящный стиль, афористичность. Возьмем, к примеру, его стихи “Кораб”, “Без” (Мы), “Өметләр” (Надежды), “Бүзләрем мана алмадым” (Не сумел я окропить савана), “Бәллү” (Колыбельная). Например, “Колыбельная”, вобравшая в себя все эти совершенства, занимает первое место в нашей печати красотой стиля и удивительной гармонией. Расцвет его поэтической деятельности начался с 1908.
В первом своем произведении — "Корабль" — Рамиев воспевал татарскую нацию в аллегорическом образе парусного корабля, плывущего неизвестно куда "по волнам будущего". Из-под пера поэта выходили исключительно классические произведения. Но их было немного. Стихи он писал только в редкие минуты душевного покоя. Первый более или менее полный сборник произведений поэта «Дәрдмәнд әсәрләре» (Произведения Дэрдеменда) был издан в Казани в 1929 г.
Закир Рамиев вместе с семьей проживал в Оренбурге, занимался творческой и благотворительной деятельностью. В его доме собирался цвет татарской интеллигенции. Он был интеллектуалом, много читал, путешествовал по Европе, создавал свои поэтические произведения. Он сотворил собственный поэтический мир. Его поэзия — камерная, негромкая. Дэрдменд — поэт печали.
Как успешные золотодобытчики, открывшие немало новых месторождений, братья Рамиевы к началу XX века владели двадцатью золотыми приисками на территории нынешнего Башкортостана и Челябинской области, принимали участие во многих промышленных проектах России, бывали за рубежом на различных выставках, в деловых поездках. В местах, где промышляли Рамиевы, для России было добыто более 40 тонн золота, а на их долю приходилось около пяти тонн.
Закир Рамиев активно участвовал в общественной жизни Оренбурга и обширной губернии. Несколько раз избирался в Оренбургскую Городскую думу, был членом губернского бюро кадетской партии. В 1906 году его избрали депутатом I Государственной Думы, где он входил в мусульманскую фракцию. Рамиевы были активными участниками национального движения в России. Выступали за равноправие татар, башкир и других народов с титульным населением страны. Принимали участие в создании партии «Иттифак аль-муслимин» (Союз мусульман). З. Рамиев участвовал в работе второго подготовительного закрытого съезда в Санкт-Петербурге в январе 1906 г. Закир Рамиев входил в состав бюро Оренбургского мусульманского благотворительного общества «Жәмгыяте хәйрия», с 1912 г. возглавлял Общество помощи нуждающимся учителям и шакирдам губернии. Дочь поэта Зайнап Рамиева-Валиева в 1910-е гг. входила в руководство Оренбургского мусульманского женского общества.
Братья Рамиевы часто оказывали единовременную денежную помощь крупным медресе, были членами попечительского совета медресе «Хусаиния». После февральских событий 1917 г. он участвовал во Втором Всероссийском съезде мусульман, где был избран членом Назарята (министерства) финансов будущего временного национального правительства.
В июле 1917 года он участвовал в Казани в работе Всероссийского мусульманского курултая. В конце ноября состоявшийся в Оренбурге Общебашкирский курултай объявил о создании Башкирской республики. Первым делом республика объявила все недра и «надземные богатства» на своей территории государственной собственностью — прииски Рамиевых, разумеется, тоже.
При жизни Мухамметзакир Рамиев был довольно широко известен среди родных его душе татар как создатель совместно с братом Мухаммадшакиром газеты «Вакыт» («Время») и журнала «Шура» («Совет»), издатель книг татарских писателей, как покровитель десятков национальных школ в Оренбургском крае, студентов-татар, учившихся в высших учебных заведениях России и зарубежных стран, строительства мечетей. С конца XIX в. братья Рамиевы активно участвовали в создании национальных школ на местах, обеспечении их хорошими учителями. В поселках и селах большинства приисков их жены организовывали школы, кружки рукоделия для девочек. В большинстве сел создавались библиотеки.
Мечтой братьев было издание газеты на родном языке. Г. Ибрагимов в 1922 г. писал: «Рашид кадий (Ибрагимов), Хади Максуди, золотодобытчики Рамиевы лелеяли идею создать одну газету под каким-нибудь названием. В начале февраля 1906 г. Рамиевы получили разрешение на издание газеты «Вакыт» (Время). Закир Рамиев был издателем, на пост редактора был определен писатель Ф. Карими. Солидарность и творческая дружба между Каримовыми и Рамиевыми зародилась намного раньше. В 1899 г., когда Шакир Рамиев намеревался совершить путешествие по странам Европы, ему в качестве спутника-переводчика предложили Фатиха Карими. А когда ахун Бугульминского уезда Г. Каримов, отец писателя, решил взяться за печатание книг, обосновавшись в Оренбурге, именно братья Рамиевы и купец из Оренбурга Г. Хусаинов протянули ему руку помощи при покупке дома и типографии.
Первый номер газеты вышел 21 февраля 1906 г. Вскоре она превратилась в самую читаемую, авторитетную в татарском обществе газету. «“Вакыт” — национально-либеральная газета. Выпускается в Оренбурге. Была закрыта в 1918 г., после выхода 2 309 номеров. Осторожна в политических проблемах, в вопросах религии и нации указывала направление национальной периодике, следовавшей за ней. Уделяла много внимания проблемам образования, языка и литературы, культуры, приветствовала распространение музыкального искусства, последовательно защищала обучение в государственных школах.
В декабре 1907 г. Рамиевы получили разрешение и на издание журнала «Шура» (Совет). Первый номер увидел свет 10 января 1908 г. Выходил он два раза в месяц. Редактором был Риза Фахретдин. По оценке исследователя И. Рамиева, это был «самый видный среди татарских журналов». В редакциях газеты и журнала работали известные журналисты и писатели той эпохи: Б. Шараф, Г. Баттал, Ш. Камал, Д. Валиди, К. Бакир и др.
Закир Рамиев особенное внимание обращал на хорошее жизнеобеспечение работников редакции и поэтому платил им большое для той поры жалованье. Например, редактор газеты «Вакыт» Ф. Карими и редактор журнала «Шура» Р. Фахретдин получали ежемесячно по 130 рублей.
Начав издание газеты «Вакыт», Рамиевы сразу же приобрели в Оренбурге рядом с усадьбой Шакира большой дом для работников редакции. В одной из его секций в разные годы жили семьи сотрудников редакции. В остальной же части дома многочисленная семья редактора журнала «Шура» Р. Фахретдина. Рядом с усадьбой Закира Рамиева было куплено здание и переоборудовано под типографию. С 1 января 1909 г. «Вакыт» и «Шура» уже печатались там, что заметно улучшило полиграфическое качество изданий.
С печатью «Типография «Вакыт» начинали издаваться литературные, общественно-культурные, исторические книги и учебники. До конца января 1918 г. она принадлежала Рамиевым и выпустила более 150 книг.
Часть изданной в те годы в Оренбурге русской и казахской периодики тоже печаталась в «Типографии «Вакыт». Газета «Казах», имевшая большой авторитет среди казахов и внесшая значительный вклад в развитие самосознания своего народа, а также восемь книг на казахском языке — плод работы типографии Рамиевых. Там же печатались еще несколько татарских периодических изданий, в том числе и журнал «Карчыга» (Ястреб).
Тридцать пять книг Р. Фахретдина воспитательного, религиозного и исторического содержания увидели свет в этой типографии. Все дореволюционные произведения Ш. Камала публиковались сначала на страницах «Шура» и «Вакыт», потом были изданы отдельной книгой. Кроме одной, самой первой, изданной в типографии газеты «Нур» в 1909 г. Большинство рассказов Г. Ибрагимова тоже появлялись сначала на страницах этих издании. В типографии «Вакыт» печатались и некоторые произведения Ф. Карими, имевшего собственную типографию. Например, объемная книга «Истанбул мәктүпләре» (Письма из Стамбула), изданная в 1913 г. В типографии «Вакыт» также были изданы переводные произведения языковеда Н. И. Ашмарина, известного писателя Турции А. Мидхата, английского писателя К. Дойля, книги классиков русской литературы А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Андреева и др.
Содержа свою собственную типографию, братья не стремились к материальной выгоде, а ставили целью служение своему народу. Типография продолжала свою работу и после установления советской власти в Оренбурге.
23 января 1918 года власть в Оренбурге перешла в руки большевиков. Перестали выходить «Вакыт» и «Шура». Вместе с заведующим типографией Валиевым Закир Рамиев лично передал типографию Совету рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Старшего брата к этому времени уже не было в живых. Мухаммедшакир Рамиев тяжело заболел и умер в марте 1912 г. Через месяц, оставив в Оренбурге свой дом, имущество, богатейшую библиотеку, 59-летний Закир Рамиев переезжает с семьей в Орск, поближе к своим приискам, которые тоже были вскоре национализированы. В январе 1919 г. он участвовал в конференции по улучшению татарской письменности, проводившейся в Казани. Это был его последний приезд в Казань..
Он не замыкается в себе. Общается в Орске с молодым и довольно образованным комиссаром по национальным делам Абдуллой Давлетшиным, встречается с местной интеллигенцией. Осенью 1921 года после поездки в Оренбург на похороны умершей от тифа старшей дочери Уммугульсум Закир Рамиев тяжело заболел тифом и через неделю умер. Это случилось 9 октября 1921 года в городе Орске. Похоронен на кладбище казачьего села Ильяс в трех километрах от города, где обычно хоронили известных людей. Это село осталось сейчас в центре новой части города Орска. А на месте кладбища в 1941 г. был построен оборонный завод. Перестало биться сердце патриота, который на собственные средства построил десятки мечетей, школ и больниц на территории современного Татарстана, Башкортостана и Оренбургской области, который внес немалый вклад в развитие культуры, образования татарского и башкирского народов. Память о нем чтят не только в Татарстане, но и во всем татарском мире.