Наверное, сейчас нет такого человека, который бы открыто и аргументировано заявлял, что он не верит в Бога. Сейчас каждый верит в Бога, пусть хотя бы в такой форме: «все равно что-то есть». Но такую веру еще нельзя назвать религиозной верой, той Верой, которую несли людям пророки. Потому что без веры в бессмертие души, в посмертное воздаяние вера в Бога теряет большую часть смысла. А посмертное воздаяние тесно связано с понятиями награды и греха.
Когда мы покупаем какой-нибудь прибор, например, телефон или телевизор, то к нему обязательно прилагается инструкция, где написано, что можно с этим прибором делать, а что недопустимо. И любой разумный человек старается следовать указаниям инструкции. Человек, образно говоря, такой же прибор, такое же творение, только творение Бога. И, поскольку человек — разумное творение, то и инструкция в виде Откровения дана ему самому. И в этой инструкции написано, что ему можно делать, а что категорически недопустимо. Земная жизнь — это, образно говоря, испытательный полигон. Чтобы пройти испытания, нужно следовать инструкции. Если человек, решая ту или иную ситуацию в ходе этих испытаний, делает выбор, соответствующий инструкции, ему записывается награда, если наоборот — грех. То есть грех это нарушение инструкции, нарушение тех запретов, которые наложил на нас Творец.
Кроме того, оказывается, грех в Священном Коране назван «преступлением раба Божьего против самого себя». Ведь Господь создал этот мир, создал человека. По безграничным Своим Знанию и Милосердию Он через Откровение объяснил человеку, как ему следует жить, чтобы выдержать уготованные в этом мире непростые испытания, и обрести награду в виде вечного блаженства и счастья в мире вечном.
Почему первые люди были изгнаны из Рая и помещены в бренный мир? Ведь им было дано все для жизни и счастья. Они должны были исполнять только один запрет: не вкушать плоды только одного дерева. И первые люди не смогли побороть соблазн, свое суетное любопытство, свои страсти, и нарушили запрет. На земле Господь дал нам все: сушу и воды, различные виды пищи, дал нам могучий разум, с помощью которого человек обустраивает свою жизнь, улучшает ее условия. У человека есть все предпосылки для обретения земного счастья. Кроме того, Господь дал ему инструкцию, как правильно жить на земле. В этой инструкции человеку разрешено 99%, а запрещен всего 1%. Так сказать, запрещено есть плоды только одного дерева. Но и это оказывается ему не под силу. И этот один процент кажется ему неподъемной тяготой, непосильным лишением. И человек продолжает, подобно первым людям, нарушать запреты, подобно малому ребенку, который, несмотря на все увещевания взрослых, тянется рукой к электрической розетке.
Совершая грех, нарушая запреты Бога, человек совершает преступление не только против своей земной жизни, но, более всего, против своей вечной жизни. Потому что все его дела записываются. И за все его душе придется держать ответ уже сразу после смерти тела.
Что толкает человека на совершение грехов, даже если он знает, что это грех? Прежде всего, это нафс, или страсти. Пророк (савс) сказал: «Если человек проснулся поутру в безопасности от собственных страстей, в добром здравии и имея пропитание на сей день, то он подобен владыке, имеющем во владении весь мир». Все современные средства массовой информации, ориентир на общество материального потребления, культ денег направлены не на безопасность человека от собственных страстей, но, наоборот, на их разжигание, на потакание им. Алкоголизм, наркомания, азартные игры, нравственная распущенность — все, что запрещено Откровением, культивируется и выдается за соблюдение прав и свобод человека. На самом деле это свобода нафса, или страстей человеческих, и рабство самого человека. Потому что человека делает человеком духовность. А духовность — это осуществление связи человека со своим Творцом через исполнение Его приказов и запретов.
Кроме того, человека могут подталкивать к следованию собственным страстям и темные силы. В Исламе их называют «наущатели», или «шайтаны». Наущателем может быть или джинн, или человек. В Судный день человек не сможет оправдаться тем, что его подтолкнули к совершению греха шайтаны, потому что выбор, поддаваться наущению или нет, оставался за самим человеком. Вся религиозная система, ее вероучение, мировоззренческие принципы, обрядовая практика, шкала нравственных ценностей направлены на обуздание собственных страстей и противостояние наущателям.
Грехи подразделяются богословами на большие и малые. Большими считаются те, за которые в Откровении ясно и недвусмысленно обещано адское наказание. Малыми считаются те, за которые хотя и не обещано напрямую адское наказание, но которые в той или иной степени порицаются в Откровении. Частое совершение одного малого греха или совершение множества разных малых грехов по своим последствиям приравниваются к большому греху. Пророк (савс) сказал: «Совершение малого греха оставляет на сердце каждого человека крошечное черное пятнышко. Частое совершение таких грехов приводит к тому, что пятнышки от них образуют черную корку, которая замуровывает внутри себя сердце человека, и оно становится глухим и недоступным для голоса Веры».
Избавление от грехов обретается в первую очередь через правильное покаяние. Как правильно совершить покаяние? Грехи подразделяются на совершаемые только по отношению к Господу и совершаемые по отношению к людям. К первым относятся, например, невыполнение обрядов поклонения Творцу, таких как например, молитва, пост, паломничество или греховные дела, наносящие вред только самому человеку (небрежное отношение к своему здоровью, употребление недозволенных видов пищи и напитков, ношение порицаемой одежды). Ко вторым относятся любые вторжения в установленные самим Богом в Откровении права другого человека (убийство, прелюбодеяние, воровство, клевета, сплетня, оскорбление). Покаяние в первой категории грехов заключается в трех условиях: осознать греховность совершенного, искренне сожалеть и раскаиваться в содеянном, твердо и бесповоротно решить никогда больше не совершать этого греха. При покаянии в грехах второй категории добавляется четвертое обязательное условие: возместив моральный, физический и материальный ущерб, вымолить прощение у того человека, которому ваш грех принес вред. Без выполнения этого условия покаяние за такие грехи не принимается Господом.
Главным помощником человека в деле покаяния является частое поминание смерти. Пророк (савс) сказал: «Часто поминайте лишающую наслаждений!» А когда у него спросили: «Что же это?», он ответил: «Смерть». Если бы человек всегда помнил о том, что рано или поздно он умрет и ему придется отвечать за все нечестие, которое он творил на земле, то от совершения многих грехов он бы удержался.
Выполнение религиозных обрядов, чтение религиозной литературы, размышления над словами проповедей, следование религиозным канонам помогает человеку держать в узде собственные страсти, отстраняет от нанесения вреда творениям Бога, дает смирение и мудрость, позволяет надеяться на благую участь в вечной жизни.
Гиндуллин Радифулла хазрат