Говоря о возрождении духовно-нравственных традиций любого народа, необходимо
начать с корней, окинув хотя бы мимолетным взглядом историю. Татары не являются
исключением. Когда шло Великое переселение народов на запад, предки современных
татар — булгары — выйдя с Алтая, дошли до верхнего Причерноморья. Уже там
было образовано государство Великая Булгария. Именно тогда состоялись первые
контакты с арабами, которые принесли Ислам в земли Дагестана. Именно тогда булгары
познакомились с Исламом. Со смертью правителя Великой Булгарии Кубрат-хана булгары
разделились на три части. Одна из них ушла на Северный Кавказ и известна сейчас под
именем балкарцев. Другая — двинулась на Балканы. Их мы знаем сегодня как болгар.
Третья же часть дошла до Волги и основала там государство Волжская Булгария.
Находясь на пересечении торговых путей, Булгария славилась гостеприимством
своих городов, богатством своих купцов, мастерством своих ремесленников.
Булгарские купцы торговали в Китае и Персии, Византии и Скандинавии, Руси и
Европе. «Серебряные Булгары» — так называли на Востоке и Западе столицу государства
город Булгар. Серебряные изделия булгарских ювелиров очень ценились. Тонкая
искусно выделанная кожа — гордость булгарских мастеров — называлась «булгари» и
не имела себе равных в мире. Приехавших в булгарские города — Булгар, Сувар, Биляр
и другие — поражало искусное деревянное зодчество: великолепные изящные мечети,
величественные дворцы, высокие палаты, просторные жилые дома — все было добротно
построено и украшено витиеватыми узорами. Прекрасно оборудованная для приема
кораблей пристань, широкие чистые мощеные улицы и обширная базарная площадь
приятно удивляли чужеземцев.
В эти земли и пришли три сахаба — три сподвижника Пророка, имена которых
народная память пронесла через века — Абдаррахман ибн Зубейр, Хантал ибн Раби
и Зубейр ибн Джа'да. Благодаря их проповеднической деятельности практически все
булгары стали мусульманами. И когда много позже, в 922 году, посольство багдадского
халифа прибыло в Булгарию, то они с удивлением увидели множество мечетей и медресе,
услышали азан, который в этой далекой северной земле призывал правоверных на
пятикратную молитву. Поэтому официальное принятие Ислама Волжской Булгарией в
922 году было, что называется, лишь юридическим оформлением давно сложившегося
фактического положения дел.
Именно булгарам выпало первыми принять на себя удары кочевой Степи, когда
начались монгольские завоевания. Дважды булгары останавливали монгольские войска
в районе Жигулевских гор. Но силы были слишком неравны. Упорное сопротивление
городов Булгарии привело монголов в ярость и вся неповторимая деревянная архитектура
Серебряных Булгар была варварски уничтожена, как и большинство произведений
ювелирного искусства. Уже ослабленная схваткой с булгарами, монгольская армия
вторглась на территорию русских княжеств. Упорное сопротивление Булгарии и Руси
настолько обескровило монголов, что позволило чешским и венгерским рыцарям
остановить кочевые полчища и не пустить их дальше в Европу в битве при реке
Аламоуц...
Шло время. Сменялись эпохи, общественные системы, политические режимы.
Потомки булгар — современные татары бережно пронесли через все века своей великой
и трагической истории мусульманскую Веру, тот религиозный чин, который принесли
им сахабы от самого Пророка. Каждый народ, по очень глубокому наблюдению одного
просветителя, можно охарактеризовать качеством, которое больше всего свойственно
ему. Татар тоже характеризует определенное качество. Это — книжность. Из поколения
в поколение вплоть до сегодняшнего дня в татарских семьях как священную реликвию
хранят книги, свитки, тексты, написанные арабскими буквами. Некоторые из них от
древности невозможно взять в руки: они рассыпаются. Но даже в таком состоянии
хранятся на самом почетном месте в доме. Именно эта книжность и явилась, наверное,
причиной того, что самый первый в мире печатный Коран появился в Казани. Именно
эта книжность и явилась причиной того, что татары были самым грамотным народом
Российской империи. Именно через свою книжность татары сохранили свою религию,
свою культуру, свою историю, свою духовность.
«Любовь к Отечеству — это часть Веры» — гласит изречение Пророка. Свято
следуя этому, свою Веру, свою любовь к Отечеству доказали поколения российских
мусульман за века созидательного труда и в годины военных испытаний. Доказали ее те
татаро-башкирские полки, которые первыми вошли в Париж во время наполеоновских
войн. Доказали батыры — сыны татарского и башкирского народа, которые плечом к
плечу со всеми верными сынами Отечества героически отстояли Сталинград в Великую
Отечественную. Многие из них шли в бой, храня у сердца как святыню написанные
арабской вязью молитвы. Многие помнили и произносили их наизусть. Даже в самые
страшные годы тотального атеизма татары хранили религиозные каноны и установления,
прилагали все усилия, чтобы исполнять хотя бы малую часть их в своей повседневной
жизни.
И тому мы находим немало примеров и в истории Ислама на земле Среднего
Урала. В шестидесятые-семидесятые годы за неимением мечети или молитвенного
дома, мусульмане Свердловска собирались на старом татарском кладбище на Васькиной
горе (бывший кинотеатр «Комсомолец»). Каждую пятницу собирались там старики на
соборную службу — Джумга-намаз. Даже в сорокаградусные морозы снимали тулупы
и шапки, одевали тюбетейки и выстаивали службу. Затем брали палки, выколачивали
застывшие на морозе овчинные тулупы, одевались и расходились по домам, получив
духовную пищу, совершив поклонение Творцу, одухотворенные и вдохновленные. И вела
их духовная, историческая память народа, впитанная с молоком матери «книжность». Как
сказано в татарском народном эпосе «Идегей»:
Что останется, если земля уйдет?
Народ без земли останется!
Что останется, если уйдет народ?
Страна без людей останется!
Что останется, если страна уйдет?
Матери молоко останется!
Открывается ли где-нибудь мечеть, начинаются ли религиозные праздники, многие
мусульмане и мусульманки старшего поколения, видевшие в детстве в родных деревнях
страшные сцены разрушения минаретов, закрытия мечетей, не могут сдержать слез, когда
с минаретов звучит и плывет над домами и улицами азан — призыв к мусульманской
молитве. В нем слышатся звуки азана Серебряных Булгар — исторической гордости
татарского народа, видятся минареты Ханской мечети древней Казани, вплетаются голоса
разрушенных минаретов и поруганных мечетей времен безбожного мракобесия, сияют
ажурные купола сегодняшней мечети Кул Шариф.
Клянусь четой и нечетой,
Клянусь мечом и правой битвой,
Клянуся утренней звездой,
Клянусь вечернею молитвой.
Нет, не покинул я тебя.
Кого же в сень успокоенья
Я ввел, главу его любя,
И скрыл от зоркого гоненья?
Не я ль в день жажды напоил
Тебя пустынными водами?
Не я ль язык твой одарил
Могучей властью над умами?
Мужайся ж, презирай обман,
Стезею правды бодро следуй,
Люби сирот, и мой Коран
Дрожащей твари проповедуй.
А. С. Пушкин. Из цикла «Подражания Корану».
Гиндуллин Радифулла хазрат