— Планируется ли в текущем году визит президента Реджепа Тайипа Эрдогана в Россию?
— Следующий официальный визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана пройдет в рамках Совета сотрудничества высшего уровня (ССВУ) между Российской Федерацией и Турецкой Республикой, который в 2015 году принимает РФ. При этом не исключены иные визиты Эрдогана в Россию в этом году. В ходе этого визита или этих визитов в Россию президент Эрдоган определенно будет встречаться со своим коллегой Президентом (Владимиром) Путиным.
— В конце минувшего года стало известно о намерении России строить новый газопровод, который называют "Турецким потоком". Как заявлял официальный представитель "Газпрома" Сергей Кузнецов, компания работает с партнерами в Европе в области строительства инфраструктуры для приема газа, но сама этого делать не будет. Какие планы у Турции и ее компаний по участию в строительстве этого газопровода, в частности по сотрудничеству с другими странами-потребителями газа?
— Энергетика остается одной из важнейших сфер наших двусторонних отношений. Турция является вторым по размеру рынком для российского газа в Европе после Германии. Более того, мы строим первую АЭС в Аккую в сотрудничестве с нашими российскими партнерами. Один только этот проект, который стоит 20 миллиардов долларов, показывает исключительный уровень доверия и взаимной воли развивать нашу кооперацию в энергетической сфере. Мы ожидаем продолжения нашего энергетического сотрудничества и устойчивого курса развития в ближайшие годы.
Что касается проекта "Турецкий поток", предложенного Россией, это новый пункт в нашей повестке дня и работа над ним все еще находится на предварительной стадии. В принципе, мы готовы работать над всеми предложениями, которые будут в наших общих интересах. С другой стороны, мы верим, что этот проект должен быть оценен и сконструирован как комплексный энергетический проект с различными, но взаимозависимыми компонентами, принимаемый с учетом энергетических нужд всего региона. Конечно, европейский спрос на газ будет главным определяющим фактором. Делегация из "Газпрома" недавно посетила Турцию для предварительного обсуждения. Мы будем в более выгодном положении для разговора о спецификациях предложенного проекта после завершения технико-экономического обоснования.
— Полуостров Крым чуть меньше года назад стал российской территорией. Какие экономические, культурные и политические отношения связывали Турцию и этот регион ранее и изменилось ли что-то в связи с новым статуса Крыма? Можно ли ожидать, что турецкие бизнесмены проявят интерес к Крыму с точки зрения инвестиций в свете особых отношений Турции к крымским татарам? Возможно ли восстановление транспортного сообщения между Крымом и Турцией?
— И Россия, и Украина являются нашими соседями и региональными партнерами. Как вы знаете, мы всегда придавали большое значение сохранению безопасности и стабильности в нашем регионе. Турция считает, что суверенность, территориальная целостность и независимость Украины должны оставаться неприкосновенными и уважаемыми.
В связи с географической близостью и историческими связями множество наших родственников живет на Крымском полуострове. Как минимум несколько миллионов турецких граждан ведут свои корни из Крыма. Мы надеемся, что крымские татары, которые пострадали в одном из величайших трагических событий XX века, смогут жить в мире и достоинстве на своей исторической родине бок о бок с другими общинами на полуострове в будущем.
Согласно фактической ситуации на полуострове, воздушное сообщение между Стамбулом и Симферополем прекращено. Что также отразилось на наших торговых отношениях. Как только нормальные условия вновь возобладают, мы хотели бы возобновить воздушное сообщение. Мы также рассчитываем, что торгово-экономические отношения с Крымом будут возобновлены.
— Разрешением украинского конфликта занимаются многие европейские страны, участвуя и инициируя переговоры в разных форматах. Может ли Турция со своей стороны что-то сделать для урегулирования кризиса на Украине?
— Мы глубоко обеспокоены тем курсом, по которому развивается ситуация на Украине, в частности недавно усилившимися столкновениями и ростом количества погибших мирных жителей на востоке Украины. Мы искренне надеемся, что любая формула, предложенная для выхода из кризиса, будет достигнута как можно раньше. Мы будем продолжать поддерживать предложения мирного разрешения этого конфликта. Более того, мы повторяем, что будем продолжать поддерживать инициативы по прекращению огня как основы продления мира и предупреждения повторения последних атак. Турция приглашает все стороны еще раз к искреннему и конструктивному диалогу в рамках Минских соглашений и поиску на основе международного права политического разрешения кризиса, который, помимо прочего, является угрозой региональной безопасности и стабильности.
— Турция еще в 1987 году формально подала заявку на вступление в Евросоюз. Какая в настоящее время стадия у страны по вступлению в союз, что мешает, что способствует процессу?
— Отношения Турции и ЕС были инициированы в рамках режима ассоциации в 1963 году, Турция получила статус кандидата на членство в союзе в 1999 году и соответствующие переговоры начались в октябре 2005 года. Турция проводила и намерена продолжать проводить реформационный процесс с представлением самых высоких стандартов для ее граждан и для соблюдения законодательства ЕС. Несмотря на усилия Турции, ускорение переговоров о вступлении и преодоление политических и субъективных факторов — это основные трудности, с которыми сталкивается этот процесс.
При этом мы со всей важностью относимся к нашим двусторонним отношениям и рассматриваем турецко-российское сотрудничество как решающе важное для благополучия наших наций и наших соседей. Мы способны добиться дальнейшего развития и институционализации двусторонних отношений на взаимовыгодных условиях, достигнутых в недавнем прошлом. Россия является нашим надежным партнером, и мы считаем важным продвигать вперед двустороннюю кооперацию.
— Проблема с исламофобией в Европе обострилась после терактов в Париже. Каким в Турции видят путь дальнейшего диалога с ЕС в этой сфере с учетом той жесткой и солидарной позиции стран Евросоюза, которую они ранее выразили, а также принимая во внимание большое количество этнических турок и граждан Турции, работающих в Европе? Не опасаетесь ли вы гонений на них и ответных действий в Турции?
— Прежде всего, исламофобия является угрозой ценностям Евросоюза. Мы не хотим видеть какие бы то ни было экстремистские подходы в Европе, будь то террористические атаки или привилегированный подход к мусульманам. Европа была и должна оставаться мультикультурной.
Рост публичной поддержки в Европе политических партий экстремистской направленности с уклоном в ксенофобию и антииммигрантские настроения являются причиной глубоко беспокойства. Мы надеемся, что ЕС не сосредоточится на этой тенденции. В этом плане турецкое членство в Евросоюзе могло бы стать мощным посланием о том, как мусульмане и христиане могут мирно сосуществовать в Европе.
— Что Турция, как важный региональный игрок, может сделать для снижения напряженности на Ближнем Востоке?
— Создание прочного мира и стабильности в географии, которую мы делим с арабским миром, является одним из приоритетных направлений турецкой внешней политики. В то время, когда мир в целом и на Ближнем Востоке в частности проходит через крайне критический период, Турция придает большое значение тесному диалогу и сотрудничеству с арабскими государствами. В качестве одного из стратегических компонентов географии Ближнего Востока Турция предприняла важные шаги за последние годы по развитию и диверсификации своих отношений с арабским миром как на двусторонней, так и на многосторонней основе.
Турция поддерживает все усилия, направленные на решение миром и безопасностью палестино-израильского конфликта. Мы верим, что стабильность в регионе может быть обеспечена только посредством последовательного и всеобъемлющего урегулирования конфликта, что пользуется поддержкой подавляющего населения обеих сторон.
В связи с этим, мы глубоко обеспокоены недавними актами, серьезно нарушающими святость Храмовой горы и мечети Аль-Акса. Эти атаки, направленные на Храмовую гору, одно из самых святых мест исламского мира, приобрели новое и очень опасное измерение. Чудовищная гражданская война в Сирии, длящаяся последние четыре года, потенциально может вызвать далеко идущие последствия для мира и стабильности на Ближнем Востоке. Масштаб и сфера сирийского конфликта расширяются каждый день. Неуверенность в будущем Сирии добавляет полный хаос в стране и порождает различные угрозы не только для региональной, но и для глобальной безопасности. Турция всегда рассматривала сирийский конфликт в гуманитарном измерении. В связи с этим, я хотел бы подчеркнуть тот факт, что число сирийцев, живущих в Турции, превысило 1,6 миллиона человек и Турция заботится обо всех их потребностях.
Мы считаем, что все страны региона заинтересованы в разрешении конфликта в Сирии не менее, чем в противодействии экстремистской группе ИГИЛ и ей подобной. В этом плане Турция предложила создать бесполетные зоны и территории безопасности, чтобы получить конкретные результаты на местах. Помимо сферы безопасности, эти предложения позволят оказывать гуманитарную помощь нуждающимся в ней регионам. В целом мы считаем, что политическое решение в Сирии может быть основано только на Женевском коммюнике.
— Не опасается ли Турция снижения традиционно интенсивного турпотока из-за нестабильной финансовой ситуации в РФ и введения дополнительных требований к документам для въезда в Турцию?
— Турция остается лидером по посещению туристами из РФ. Мы не ожидаем каких-либо изменений этой ситуации в будущем. Да, есть некоторые прогнозы по поводу того, что в этом году поток российских туристов в Турцию несколько сократится из-за финансовых сложностей в России. Но турецкое правительство и частные лица предупреждены об этой ситуации и плотно работают со своими российскими партнерами, чтобы быть уверенными, что наши гости из России продолжат проводить свои выходные в Турции. Мы можем поделиться с вами хорошей новостью, что турецкое правительство уже приняло решение о некотором снижении стоимости перелета для российских туристов, которые поедут в путешествие в Турцию в ближайшие дни.
С другой стороны, я не жду, что документальные требования повлияют на поток российских туристов. На самом деле это не документальные требования, а вопрос действия паспорта. Согласно новым правилам, иностранцы для въезда в Турцию обязаны предоставить паспорт, действующий в течение четырех месяцев. Это требование действует в большинстве стран даже и на более длительный период. Как вы, вероятно, знаете, это правило должно было вступить в силу в прошлом году, но его введение отложилось до начала текущего с учетом того, чтобы это не коснулось туристов, которые все оформили на старый паспорт в прошлом году.
В последние годы поток иностранных туристов в Турцию продолжает расти. В минувшем году в гости к туркам приехали порядка 40 миллионов человек, что ставит страну на шестое место среди наиболее привлекательных для поездок стран. Недавно турецкая Анталия заняла третье место в мире по посещаемости после Парижа и Лондона. При этом Стамбул также остается желанным местом для визитов иностранцев. Кроме того, район Каппадокии (Ургюп-Гереме), Чешме, Кушадасы, Олюдениз, Мармарис остаются наиболее привлекательными для туристов турецкими курортами.
Беседовала Гусарова Мария
http://www.islamio.ru/