Исламское искусство

Главная / Проекты / Исламское искусство

«Исламское искусство берет начало непосредственно из исламской духовности, и в то же время формируясь под воздействием особых характеристик носителя или сосуда коранического откровения: семитского кочевого мира, чьи позитивные аспекты универсализировал ислам. Однако связь искусства с формой исламского откровения отнюдь не умаляет той истины, что источник этого искусства заключен во внутреннем содержании и духовном измерении ислама. Те, кто на протяжении столетий создавали произведения исламского искусства, творили либо благодаря своей способности получить видение архетипического мира средствами, даваемыми исламским откровением, в особенности барака Мухаммада мир ему и благословение Господа, либо благодаря тому, что прошли обучение у испытавших это видение. Ибо надличностный характер исламского искусства не мог появиться на свет чисто индивидуальным вдохновением или творческим порывом. Универсальное создается только Универсальным. Если исламское искусство открывает путь во внутренние глуби исламской традиции, то причина здесь в том, что оно само есть послание оттуда, адресованное тем, кто способен уловить его освобождающий смысл, а так же творить климат мира и равновесия для всего общества, в согласии с природой ислама, создавать среду, постоянно напоминающую о Боге. Разве не говорится в Коране: «Куда бы вы не обратились, повсюду Лик Бога» (11:109)?»

Из книги «Исламское искусство и духовность»

Каллиграфия - искусство изображения слова, доведенное до высшей степени совершенства.

Утонченная, изысканная, плавная и волшебная арабская вязь. Она каким-то образом ласкает взгляд и окутана особым шармом и мистическим смыслом. Неискушенный человек увидит в ней лишь эстетическую составляющую, хотя это лишь ее дополнительная функция, но отнюдь немаловажная. А какие еще смыслы заключает в себе арабская графика и какой отпечаток оставляет на личности?

Арабская  каллиграфия(или исламская) – это область декоративного художественного искусства, вобравшая в себя элементы доисламского наследия. Характерная для каллиграфии условность художественного языка позволяет относить мусульманскую каллиграфию к области орнамента. Вне контекста и содержательной стороны можно говорить о двух функциях каллиграфии –  художественно-декоративной и религиозно-мистической.
По-арабски каллиграфия называется «хатт» (خط) или «хутут» (خطوط). Первоначально арабская каллиграфия возникла на базе копирования Корана, который считается творением Аллаха, поэтому написанное слово само по себе получило сакральный смысл.
В начальный период ислама было известно два основных типа арабского письма: монументальное и курсивное. Монументальное письмо опирается на использование прямых линий и характеризуется уравновешенностью и величавостью. Курсивное — использовалось в ежедневных общеупотребительных записях и в дальнейшем стало основой для почерка «насх» (النسخ). 

 

В арабских странах степень владения каллиграфией была показателем образованности и духовного совершенства человека. Это неудивительно, потому что любой образец средневековой арабской каллиграфии - произведение художника, математика и тонкого стилиста в одном лице.

"Красота человека - в красоте его письма, а еще лучше, если оно у мудрого" (известный восточный афоризм).

По словам каллиграфа Хамида Насыра: « Писать слова из Священного Корана- величайшее благословение. Кораническая каллиграфия дает успокоение и удовлетворение духа. Она источник великого одобрения. Во времена глубокой скорби, в середине ночи, когда я стою напротив своей тени, приходит спонтанная мысль… И вот мой экспрессивный идеализм, где идеал-ничто кроме священного стиха Аллаха, рождает Его видимым светом Нур, и мои печали уходят прочь».

Действие арабской графики, как сакрального религиозного инструмента давно известно, ведь искусство изображения слова тесно связано с написанием священного Корана. А  если мы говорим о письме, как искусстве, следует указать  то, что искусство налагает незримый отпечаток на все поведение человека в дальнейшем, реализуясь во многих поступках и действиях, порой отстающих на значительный промежуток времени от момента непосредственного восприятия того или иного художественного произведения, влияние которого в них сказывается. Говоря о исламском искусстве и о арабской каллиграфии в частности, замечено, что с изображением коранических аятов, хадисов или мудрых высказываний, это дает очень огромный положительный эффект. Действие средств искусства на человека может быть вызвано долговременным или перспективным. Это подчеркивает большие возможности для использования искусства в целях получения стойкого и длительно действующего эффекта, применяя его в воспитательных целях, а также в целях ,так сказать, общего оздоровления и профилактики.

Шестерка арабских почерков.

Распространение Ислама сопровождалось и можно сказать «иллюстрировалось» развитием арабского письма, распространяясь и видоизменяясь в зависимости от региона, от Атлантики до Западного Китая. Зародившись в Западной Аравии, арабское письмо постепенно приобрел законченные формы, которые были канонизированы в шесть основных каллиграфических курсивных почерков: насх, сульс, мухаккак, райхāн, таукū‘ и рикā‘. По преданю, шестерку почерков – по-арабски “ситта”, изобрел знаменитый каллиграф Ибн Мукла в начале 10 века. Ибн ал-Баввāб продолжил его традицию, а завершил формирование стилей Йакут ал-Мустасими в конце 13 века.

Ситта явились классическим образцом для каллиграфов вплоть до 16 столетия. Характерной особенностью всех названных курсивов была четкая ритмика элементов букв, ясность написания, обеспечивающая удобство чтения при строгом соблюдении пропорций.

На основе шести почерков позднее сформировались оттоманские и иранские почерка: та‘лūк, наста‘лūк, шикастах, дūвāнū, иджāза, рук‘а, сайāкат.

 

КУФИ, НАСХ и СУЛЬС


Три вышеназванных почерка являются основными почерками традиционной арабской каллиграфии. КУФИ - самый ранний почерк - геометризованно-монументальный. Тяготеет к прямым линиям, четким геометрическим формам. Господствовал до XII в. И сегодня он канонизирован как почерк, которым пишут названия сур Корана. НАСХ («переписка»), строгий горизонтальный почерк, использовался, как следует из названия, для переписки текста Корана и хадисов. СУЛЬС («одна треть») включает криволинейные и прямолинейные элементы, которые соотносятся в пропорции 1/3, что придает почерку особую гибкость.

Знакомство иранцев с исламской каллиграфией началось с этих трех почерков. В стране особое распространение получили школы «насха» и «сульса», поскольку именно они использовались в архитектуре: для украшения мечетей и священных для мусульман зданий.

                                                                              куфи

                                                                      насх

                                                                     сульс

ТАЛИК


Творчески перерабатывая арабские почерки, иранцы разработали свой, особый вариант «насха» - ТАЛИК («скорописный» или «быстрый в исполнении»). «Талик» отличался большим числом закругленных, как бы природных линий, в отличии от жестких, геометризованных арабских почерков. Важно отметить, что в арабской культуре каллиграфия, в основном, использовалась в религиозных целях. Персы же, помимо всего остального, так составляли официальные, административные документы – отсюда и потребность в «скорописи».

 

                                             талик

 

НАСТАЛИК


В период владычества Тимуридов (сер. XV в.) знаменитый каллигграф Мир Али Табризи предложил совершенно новый, также скорописный почерк, с тех пор ставший одним из ведущих в Иране – НАСТАЛИК. Как легко догадаться, получился он путем соединения «насха» с «таликом». Очень многие быстро переняли него: особенно часто «насталиком» писали книги и поэтические сборники, любовные письма и административные предписания. До сих пор стихи Хафиза, Саади, Руми и других знаменитых поэтов издают именно с использованием «насталика» . Он действительно очень красив, и недаром заслужил звание «невесты исламских почерков». 
Следует также упомянуть, что «насталик» подвергся серьезным изменениям при Мир Эмаде, во времена Шаха Аббаса (нач. XVII в.). Именно переработанный им почерк используется иранцами и сегодня, по прошествии 400 лет. Кроме того, «насталик» очень популярен в Средней Азии, Пакистане и Индии.

                                                                            насталик

МУХАККАК

 Расцвет куфической каллиграфии пришелся на эпоху Омейядов в Дамаске. Именно тогда каллиграфы создают различные варианты первоначально плотного и тяжеловесного куфического почерка. Но уже во времена Аббасидов были предприняты первые усилия по систематизации искусства каллиграфии. В первой половине 10-го столетия Ибн Мукла определил основные правила, формы и пропорции, которым с тех пор должны были следовать каллиграфы. См. Шестерка почерков. Один из шести классических почерков - мухаккак – крупный почерк с жирными линиями и с широкими диагональными росчерками. Почерк мухаккак менее скруглен, но более угловатый, нежели сульс. Из шести каллиграфических стилей, а также из куфического, в более поздние времена каллиграфы не только арабского мира, но Ирана, Турции и в остальных областях исламского мира детально разрабатывали и развивали другие шрифты.

                                                                    мухаккак

 

 

ПОЧЕРК РАЙХАН

 Рихан, рихани, райхан, райхани – различные названия одного и того же почерка. В переводе слово обозначает «базилик», от глагола «благоухать». Этот почерк представляет собой стиль мухаккак, редуцированный до размеров насхаРихан активно использовался для переписки Корана вплоть до конца 11/17 века, когда ему на смену пришел насх.

 

                 райхани

 

СТИЛЬ ТАУКИ'

Стиль тауки‘ – разновидность каллиграфического почерка сульс, но его буквы скруглены и находятся в более тесном расположении. Другой особенностью этого стиля является слитность с последующими буквами срединных или начальных букв, обыкновенно пишущихся отдельно – алиф, даль/заль, ра/зайн/лам, вав. Есть примеры стиля тауки, когда все буквы, все слова написаны слитно; иногда конечная буква слова связывается с начальной следующего слова. Стиль тауки' использовался персидскими мастерами для оформления последней страницы книги, дляколофона, где указывается дата и место создания, а также имя переписчика.

                           тауки'

 

ПОЧЕРК РИКА'

 Почерк рика‘ представляет собой уменьшенный вариант почеркатауки, для него характерны те же основные особенности. Этот стиль, который первоначально был приспособлен для корреспонденции, а также для передачи эпических повествований, в более позднее время стал широко использоваться для колофонных страниц Корана, то есть, завершающих рукопись. И особенно для Коранов, которые предназначались для обучения Священному Писанию. Этот стиль широко использовали оттоманские каллиграфы, которые переименовали его в иджаза или хатт ал-иджаза

                                                         рика'