«Шамаиль» - в переводе с арабского означает «качества, достоинства». С персидского - «священная картина» или «образ». Этот вид изобразительного искусства называют своеобразным феноменом мусульманской культуры.
- Самое главное в создании шамаиля - пройти необходимое обучение. Учиться надо, как в институте - несколько лет. Браться за дело без специальной подготовки – неправильно. К сожалению, у нас сейчас многие этого не понимают. Всё, что написано, нельзя считать за каллиграфию. На самом деле там очень строгие каноны. Раньше у татар всё это строго соблюдалось, сейчас – не всегда, - рассказывает о тонкостях непростого искусства современный профессиональный каллиграф Рамиль Насыбуллин.
Мы встретились с художником в Российском Исламском Университете. Здесь он преподает в Центре арабской каллиграфии. Стены вуза украшают его шамаили. В аудитории на столе перед мастером новая РАБОТА, особые краски и инструменты.
- В некоторых чернилах в составе используют мышьяк, чтобы получился вот такой желтоватый цвет, а еще там есть шелковые нити, - демонстрирует необычную баночку художник.
Бумага для шамаиля разных сортов. На нее наносят особый клей или яичный белок, а перед этим вымачивают в специальных растворах. Инструменты - калямы, которыми работает каллиграф, тоже необычные - это заточенные палочки из специального сорта бамбука. Хотя, как признается мастер, лучше всего для дела подходит иранский камыш. Его обрабатывают различными препаратами.
- Шамаиль - не просто цветное полотно. Первоначально смысл каллиграфии - в совершенстве форм, как в архитектуре - важен чертеж, без этого дом не построишь. Это особая наука со своими законами, основанная на принципе «золотого сечения». Если пренебречь этим, теряется весь смысл работы, - поясняет Рамиль Насыбуллин.
У каждого народа художественный феномен развивался по-разному. Так, в Турции шамаилем называют особую технику религиозной живописи на обратной стороне стекла, подсвеченную фольгой. В Иране и Азербайджане - изображение шиитского святого или мусульманской святыни. А в Татарстане - религиозный знак на основе арабской каллиграфии в виде станковой картины. Причем, татарский шамаиль критики выделяют особо. Для мусульман Среднего Поволжья он стал еще и способом национального самовыражения.
В культуре казанских татар это искусство получило наибольшее развитие в середине XIX начале XX веков. Картины, выполненные тушью или красками, на стекле, холсте или вышитые на полотне, вешали в домах над дверями или в мечетях. Считалось, что они защищают хозяев. Причем, раньше татары называли их по-разному: «йорт догасы» - домашняя молитва, «аят аль-Курси», «ляуха» - дощечка с надписью, «накыш» - рисунок или вышивка. Это уже потом - в последние десятилетия их объединили под общим наименованием «татарский шамаиль».
Сегодня у многих татар сохранились такие произведения искусства, доставшиеся им от предков. Из поколения в поколение их передавали, как семейные реликвии. Одни были созданы профессиональными мастерами-художниками, другие - прабабушками или прадедушками, но от того не менее ценными. У кого-то дома хранятся уже более современные работы.
Акция «Шамаиль моей семьи», которую задумали в татарстанском ДУМ, направлена на то, чтобы самые достойные высокохудожественные образцы увидело как можно больше людей. С начала февраля объявлен Всероссийский конкурс шамаилей.
- Цель акции в том, чтобы пробудить у всех верующих татар республики интерес к национальному изобразительному искусству ислама, родословной своей семьи, возродить традицию украшения домашних интерьеров шамаилями. Мы призываем всех желающих принять участие в конкурсе. Приносить сами шамаили не нужно, надо только прислать их фотографии. Жюри отберет самые лучшие, мы свяжемся с авторами и заберем на время для участия в выставке. Кроме того, по итогам конкурса будет издан цветной буклет, - рассказал первый заместитель муфтия республики Рустам хазрат Батров.
Снимки семейных шамаилей можно присылать на электронный адрес ДУМ РТ: info@dumrt.ru 20 апреля шорт-лист с фотографиями участников обнародуют и объявят голосование. С 15 по 21 мая – начнется подсчет голосов.
В рамках акции пройдут и другие мероприятия по теме:
С 15 мая по 15 июля – выставка современных шамаилей;
21 мая - телемарафон «Шамаиль моей семьи» (ТНВ) и круглый стол «Искусство мусульманской каллиграфии в татарской культуре»;
С 20 марта по 21 мая - мастер-классы татарских каллиграфов на базе художественных и мусульманских учебных заведений;
20 апреля – запуск сайта о шамаилях и мусульманских каллиграфах;
21 мая - творческая встреча с турецким мастером Мухсин Демиреном;
С 15 мая по 30 августа – выставка исламской каллиграфии;
С 15 мая по 20 июля – выставка татарских шамаилей прошлого.
Кстати, для тех, кто загорелся узнать побольше о мусульманской каллиграфии и хочет попробовать свои силы в трудном, но красивом искусстве, есть бесплатные курсы. Их открыли в Центре арабской каллиграфии на базе Российского Исламского Университета. Занятия проходят ежедневно с понедельника по четверг с 14:10 до 18:00.
Авторы: Василя Ширшова, Ринат Назметдинов
http://sntat.ru/