Когда Дамира в первый раз потеряла работу – она думала, что это всего лишь предрассудки её начальства, но когда её «попросили» и со второй – поняла, люди не могут принять её принадлежность к исламу.
Дамира татарка. У неё два высших образования – по специальности экономист и бухгалтер. Несколько лет она работала на должности заместителя директора одной крупной государственной компании. Но как только надела платок, её попросили уйти.
Вот так женщина оказалась на учете в Центре занятости населения. Через пару месяцев ей снова предложили работу – и, несмотря на платок, взяли. Начальник был доволен новой сотрудницей, которая стоила нескольких прежних, и даже разрешал Дамире читать намаз (молитву) во время рабочего дня. Но женский коллектив Дамире покоя не дал. И, в конце концов, работодатель, на которого каждый день давили, был вынужден попросить женщину уволиться. Несколько лет ей пришлось перебиваться какой-то мелкой работой, которую она могла выполнять на дому…
С проблемой трудоустройства сталкиваются практически все мусульманки России, которые избрали хиджаб.
Общественное мнение не в пользу
На Урале татары и башкиры – коренное население. Сотни лет они исповедуют ислам и к этому, казалось бы, все давно привыкли – конфликтов на межрелигиозной почве нет.
Но наше общество уже несколько лет мыслит стереотипами, откуда следует, что женщина в платке или хиджабе – это ненормально. Кто-то думает, что она попала в секту, кто-то считает её потенциальной террористкой, кто-то уверен, что муж заставляет её таким образом всецело подчиниться своей воле. Мало кто задумывается об истинных мотивах женщины в решении покрыть голову…
Зачастую споры на тему ношения хиджаба в других странах идут вокруг образовательных учреждений – что было и в России, что обсуждалось во Франции, в Турции. И весной 2011 года носить «полную вуаль» во всех общественных местах Франции стало наказуемо.
В нашей стране пока к этому относятся не так строго, но устроить свою жизнь в современном обществе мусульманкам всё сложнее.
У девушек есть несколько выходов из этой ситуации: первый – удачно выйти замуж (что и старается сделать большинство), второй – создать собственное частное предприятие, третий – работать в сфере рынка «халяль» (разрешенная исламом продукция), ну, и четвертый – ехать в те районы, где к этой религиозной традиции относятся спокойнее.
В России таким городом была Казань. Но уже перед универсиадой стало ясно, что «гайки закручиваются» – многих мусульманок в короткий срок уволили с работы.
Смирение или благополучие?
При этом есть мнение, что изначально ислам предполагает, что женщина вполне может зарабатывать, а не только заботиться о семье…
Эльдар Агзямов, мусульманин, 31 год:
«В исламе мужчина обязан делать все хозяйственные дела: готовить еду, стирать одежду, прибирать, строить, кормить – всё, кроме воспитания детей. Но слабость знания и особенность менталитета сегодня так сильны, что об этом предпочитают не говорить. Если ты попробуешь кавказца, например, заставить мыть пол – он скорее всего оскорбится, а в исламе для мужчины – это обязанность. У современных девушек тоже своя психология, хотя во времена пророка женщины занимались бизнесом. Так, первая жена пророка Мухаммеда успешно владела караванами…»
В крупных кадровых компаниях Екатеринбурга нам ответили: соискательниц, которые приходили бы в платке на собеседования или заранее указывали бы на принадлежность к той или иной религии, не было.
Это можно объяснить боязнью современных девушек получить отрицательный ответ (так как многие из них при непосредственном общении с работодателем уже столкнулись с неприятием их внешнего и внутреннего мира).
Поэтому у мусульманок есть и пятый выход – снять платок. Дома ты соблюдаешь религиозные традиции, а на работе будь добра стать обычным человеком. Лицемерие или вынужденная мера – у каждого своё мнение на этот счет.
Но, ситуация на самом деле ещё сложнее, так как далеко не каждая мусульманка, действительно, готова работать…
Розалия Ахматова, председатель Союза мусульманок Урала:
«Мы, конечно, не раз сталкивались с этой проблемой. И стараемся девочкам помогать всеми силами. Так я спрашиваю: что девушка умеет делать, на какую работу готова пойти? И зачастую получается, что у людей большие амбиции, а работать, как следует, они не хотят. Некоторые и вовсе считают, что мусульманские организации обязаны находить им не тяжелую, но денежную работу»…
В чужой монастырь со своим уставом…
Нужно также понимать, что сегодня есть масса организаций, где существует дресс-код, и о платке в этом случае речи быть не может. Зачастую, это школы, больницы, государственная служба, суды, банки. Но, как говорят сами работодатели, к каждому случаю нужно подходить индивидуально…
Анна Самсонова, директор общеобразовательной школы:
«Конечно, я бы настороженно отнеслась к ситуации, если бы к нам в школу пыталась устроиться женщина в платке. Но, тем не менее, я понимаю, что главное – это профессиональные качества человека. Так, нам не хватает учителей английского языка, и тут бы я с удовольствием взяла даже девушку в хиджабе. Но окончательное решение приняла бы после беседы с человеком. Думаю, родители наших учеников не имели бы ничего против такого преподавателя».
Андрей Гизатуллин, директор строительной компании:
«Сегодня очень мало, действительно, квалифицированных специалистов. И я, как руководитель, прекрасно понимаю, что разбрасываться толковыми людьми не следует. Если женщина ходит на работу в платке, думаю, это не так страшно. Хуже, если она не разбирается в своей работе. Поэтому вывод, например, я сделал бы по итогам испытательного срока и общения с человеком, конечно. Что касается, банков, думаю, многим бизнесменам, наоборот, было бы приятнее, если перед ними была девушка, почитающая религиозные традиции, а значит, нравственно лучше и честнее».
Но, как на самом деле поведет себя работодатель, предугадать невозможно. И кто знает, может наши респонденты, скорее исключение из правил…
Аниса – ещё одна мусульманка в платке, несколько лет назад тоже была уволена с любимой работы. Но опускать руки не стала – пошла в бизнес-школу и сейчас она успешный предприниматель, дизайнер и общественный деятель в одном лице. Аниса занимается халяль-продукцией – у неё получилось открыть свой магазин в Екатеринбурге.
Дамире же повезло намного меньше, она с большим трудом, с помощью старых связей смогла оформить себе пенсию, чтобы хоть как-то свести концы с концами.
Стоит только представить, сколько женщин в пенсионном возрасте могут остаться просто без средств к существованию, только потому, что в молодости им отказали в работе из-за платка. Тогда эта проблема сразу принимает другие масштабы.
Дамира сегодня говорит: «На всё воля Аллаха, ни на кого зла я не держу».
Жаль только, что общественное мнение сегодня от этого не поменяется…
Наталья Шадрина
Екатеринбург - Проект Союза журналистов России и Института многообразия в СМИ
http://www.ruj.ru/_im/ekaterinburg.php?ELEMENT_ID=5169#.VBABb8J_taY