История Руслана Елина – молодого бизнесмена из Екатеринбурга многим покажется необычной. Около двух лет назад он понял, что ислам – это религия, без которой он уже не представляет свою жизнь. О том, что двигало его поступками, о том, какие события предопределили этот выбор, и о противоречиях, которые неминуемо появляются в повседневной жизни, поведал сам Руслан…
В поисках духовного наставника
Ещё несколько лет назад я не видел разницы между религиями. Кажется, я просто не предавал этому значения.
Но однажды я понял, что существует что-то, что влияет на нашу жизнь: на то, чего мы достигаем, к чему стремимся каждый день, на наше поведение… Это было какое-то внутреннее противоречие, которое заставило задуматься о том, что мир гораздо глубже, чем кажется – и нужно что-то делать, чем-то заниматься, чтобы его познать.
Наверное, сегодня, таких как я, немало – я пытался понять этот мир и себя с помощью наиболее популярных способов.
Для начала записался на бизнес-тренинг, где помимо рассказов о личной эффективности упоминали ещё и о медитации. Я съездил на одну из таких практик – и меня буквально «затянуло». Мало того, что я постоянно углублял свои знания в этой области, позже я ещё и несколько раз ездил в Индию и Непал на такие вот практики. Но когда прошел этап сильной заинтересованности, я остановился и подумал: «А что дальше? Ведь наставника, который бы смог вести меня, на которого я, действительно, мог бы ориентироваться – как не было, так и нет…»
В этот момент мне в руки случайно попадают книги известного узбекского специалиста по нетрадиционной медицине Мирзакарима Норбекова. Я съездил к нему на несколько семинаров – и мне понравилось. Большое внимание на этих лекциях он уделял именно исламу. Он не говорил о религии как о таковой, нет. Он просто рассказывал о тех жизненных принципах, по которым живет каждый мусульманин.
В 2008 году на один из его семинаров я поехал уже в Узбекистан, где нас повели на своеобразную экскурсию по святым местам. Места там, действительно, сильные - очень много мусульман, они читали молитвы, но, надо сказать, что для нас это было совсем непонятно. И в одном из этих храмов имам пел Коран. Нас туда завели, посадили, чтобы мы послушали, как он поет. Не сказать, что это было сверхмузыкально или красиво, но что-то меня очень тронуло.
После того, как я вернулся домой, прошло какое-то время, и я понял, что оказался в неком «тупике». Да, я продолжал практиковать, но уже знал, что обращаться к кому-то с вопросами, не дававшими покоя, бессмысленно. Люди, которые с нами занимались, дали нам столько, сколько могли, и больше ждать было нечего.
Но теперь во время медитаций (а я занимался прилежно) я начал просить Всевышнего, чтобы он дал мне наставника. И через месяцев 8 или 10 мне позвонила какая-то женщина из Петербурга: «Вы Руслан?». Я отвечаю: «Да…».
Как оказалось, ей нужен был другой человек, но разговор завязался, и я стал расспрашивать, что это за организация. Женщина ответила, что они занимаются исламом. И меня это привлекло. Также она сказала о наставнике, у которого много учеников, на что я ответил, что тоже хотел бы к нему попасть.
Прошло около двух месяцев, и я уже забыл об этом звонке, когда мне сообщили, что наставник готов со мной встретиться. Я тут же собрался и отправился в Бухару, хотя тогда у меня не было никакого представления о том, куда я еду, и нужно ли мне это на самом деле.
В Бухаре меня, как и обещали, встретили, привезли к наставнику. Как только я на него посмотрел – тут же вспомнил, что это тот самый имам, который читал Коран в мечети.
В свое время этот человек занимал достаточно высокие должности в духовном мире, и теперь к нему «не зарастает народная тропа»: кому-то он помогает вылечить болезни, кого -то наставляет на верный путь, кроме того, он ведет активную социальную жизнь – старается много делать для развития исламского движения.
При первой встрече он начал задавать вопросы мне, я спросил его о том, что важно для меня – и он без какого-то многословия объяснил, что все в руках Всевышнего. После этого он стал и моим наставником тоже.
Вот тогда, в Бухаре, я первый раз читал намаз, но чувствовал себя абсолютно «не в своей тарелке», потому что и смысла не понимал, да и вообще ещё ничего не понимал…
И когда я в очередной раз обращался к наставнику с вопросами и просьбой указать на решение моих проблем, он говорил мне, чтобы я читал намаз и просил у Всевышнего то, что мне нужно. Ради этого я научился читать намаз, но не пятикратные молитвы, а только отдельные просьбы.
Всё было так тонко сделано Всевышним, что я даже не осознал толком, как оказался тут, как стал читать уже и пятикратный намаз. Получается, когда начинаешь выполнять предписания, понимаешь больше и больше.
Имам посоветовал мне изучать основополагающие материалы в исламе – это три источника: История пророка Мухаммада, хадисы – примеры поведения пророка и его сподвижников и, конечно, Коран.
Когда я приехал домой, скачал в интернете эти книжки, начал читать – понял, что тексты абсолютно не укладываются в моей голове… Эта литература мне была непонятна даже с точки зрения построения фраз…
Но прошло какое-то время и, видимо, благодаря чтению намазов, понимание пришло. И тут я всерьез задумался: «Как же я раньше жил и не понимал всего этого...»
Мой выбор – это отсутствие противоречий
Внутри себя я точно знаю, что сделал правильное решение. Вы спросите – почему всё-таки ислам? Наверное, потому что в этой религии я обнаружил три основных принципа.
Первый – это отношение наставника-имама к своему делу. Ведь раньше было так: я приезжал на очередные тренинги, платил деньги, тут же получал за это какие-то советы. В исламе всё по-другому. Если ты обратился к своему наставнику или просто к любому имаму с вопросом – эти люди 20 раз подумают, прежде чем дать тебе какой-то ответ. А если хоть немного не уверены, то и вовсе не станут отвечать, потому что осознают огромную ответственность, которая возлагается на них в этот момент.
Второй принцип заключается в единобожии. Я вспоминаю себя ещё до ислама – у меня всегда было ощущение, что Всевышний один, что нет ничего лишнего. Да, в исламе признаются и ангелы, и джинны, но поклоняться нужно только Богу.
А третий принцип - это осознание того, что помимо религии, человек не должен забывать и о мирских делах.
Я читал истории святых угодников в исламе – они тоже посвящали себя Богу, но при этом ходили на рынок, к примеру, и зарабатывали деньги, чтобы прокормиться, хотя люди шли к ним за помощью толпами…
Вот и получается, что в исламе я действительно не вижу для себя абсолютно никаких противоречий, а это самое главное.
Противоречие есть в другом: далеко не все мои знакомые и близкие могут принять мой выбор. Скорее, таких очень и очень мало. Как только я начинаю общаться с людьми и говорю об исламе, чаще всего встречаю сопротивление. Эти люди мыслят стереотипами. Конечно, не буду лукавить, я тоже не всегда был свободен от всех стереотипов, которые связаны с мусульманами. Но у меня хватало ума, чтобы понять: в каждой религии хватает и хороших, и плохих людей. Также я всегда знал, что везде хватает террористов, а всю эту пропаганду кто-то спонсирует …
Мне жаль, что тот же Коран обычно цитируют в отрыве от контекста: «убей неверного» - находят в книге такие слова те, кому это выгодно. Но там такой фразы нет в принципе, в чьем-то переводе, разве что. Коран вообще нельзя читать просто так, потому что сложно понять. Ведь Коран привязан к жизнеописанию пророка Мухаммада. А если ещё при этом читать хадисы, то будет ясно, почему в определенный момент Всевышним были сказаны именно такие слова.
Ещё один шаг на пути к вере
Как только я осознал эти, теперь уже простые истины, я решился ходить на пятикратный намаз в мечеть. Поначалу я чувствовал себя очень неуютно, ведь я же не был мусульманином до этого. Но постепенно, с помощью тех же намазов, это чувство ушло.
Первое время я ездил в мечеть в переулок Воронежский, но это для меня было далеко. Позже я случайно узнал, что есть мечеть и на Репина, 42. Приехал по адресу, увидел здание – зашел. Да, прихожанами этой мечети в основном являются представители Средней Азии, но никакого дискомфорта при этом нет. Теперь, если у меня возникают насущные вопросы, я уже могу обратиться и к муфтию, и к местным имам. Иногда они мне сами что-то говорят, подсказывают…
Сегодня мечети очень нужны нашему городу, ведь по пятницам людям приходится читать намаз даже на улице. Да и храм должен находиться в шаговой доступности, потому как далеко не у всех есть возможность приехать на машине. А пока только малая часть практикующих мусульман готова и может прийти в мечеть, а это неправильно.
Но, если говорить честно, я не ставлю перед собой цель – осуществлять призыв к вере. Потому что, в первую очередь, мне ещё надо с самим собой разобраться. Хотя если я вижу, что человек расположен к такому разговору, то почему бы нет.
Духовность и повседневная жизнь – для меня уже неотделимы
Что касается моей семьи, то, конечно, отделить религию от моей жизни просто невозможно.
В исламе это нереально, потому что жизнь как раз должна опираться на принципы, которые нам предписаны. Поэтому в семье нужно выстраивать такой же порядок. Но это очень сложно.
Хотя мои дети уже привыкли, что я читаю намаз, например. Я им не объясняю, что я делаю, но я говорю о том, что есть Бог, рассказываю о прописных жизненных истинах, которые и являются основами ислама.
Со старшим сыном у меня иногда получаются беседы. Он слушает и, наверняка, какое-то зерно у него зарождается… Он, кстати, тоже встречался с моим наставником в Бухаре, и думаю, сделал для себя определенные выводы.
Ели говорить о работе, то тут в связи с моим принятием ислама тоже всё не просто. Ведь ситуация, в которой я оказался, выглядит так: я жил определенной жизнью, опирался на какие-то принципы – прошло время, и религия поменяла мое мировоззрение. А значит, перемены начались и в жизни, и на работе. Хотя мне очень помогает то, что в хадисах прописано совершенно всё – оттуда я и черпаю знания о том, как себя вести в тех или иных обстоятельствах.
Но есть прошлое, от которого мне тоже нужно освободиться. И это освобождение у меня связано с некоторыми испытаниями, мне кажется, что Всевышний именно через это меня и учит.
Да, у меня сейчас непростой этап во всех сферах моей жизни, но главное, я чувствую, что сегодня я на правильном пути.