Яков Силин: «Конфликт на национальной почве может уйти в поколения»

Главная / Новости / Яков Силин: «Конфликт на национальной почве может уйти в поколения»
09.04.2014

В книжном шкафу у заместителя председателя правительства Свердловской области Якова Силина — «Коран: смыслы и толкования», Библия и множество другой литературы межнациональной и межконфессиональной тематики. Пожалуй, именно так и должен выглядеть книжный шкаф человека, который возглавил рабочую группу по гармонизации межнациональных и этноконфессиональных отношений. В должности вице-премьера у Якова Петровича схожий функционал: он отвечает не только за связь с муниципалитетами, но и за мир между проживающими там народами.

Народов было 140 — стало 160

Как считает сам Яков Силин, эти две темы — работа с местной властью и гармонизация межнациональных и религиозных отношений — друг с другом связаны неразрывно.

— Жителю любого города или посёлка, если он верующий, важно и храм посещать, и детей в школу отвести. Это всё происходит в одном муниципалитете, — отмечает вице-премьер.

— Особенность рабочей группы — работа на постоянной основе. Появилась острая необходимость?

— Если мы хотим, чтобы общество было стабильным, чтобы люди понимали друг друга, надо этим заниматься. Посмотрите, что происходит в мире: кругом конфликты, обострение национализма в странах, в которых раньше это казалось невозможным. Россия — страна, в которой проживает огромное количество народов, даже в нашей области — 160. Не заниматься этими проблемами — это значит осознанно идти к разрушению государства. Нужно иметь механизм оперативного реагирования со стороны органов власти и общества на чрезвычайные события, да и профилактическая составляющая тоже должна быть. Нужно понимать, что если мы этот ящик Пандоры откроем, закрыть его не сможем поколениями! В этой работе нужны не разовые мероприятия, а система взаимодействия общественных организаций, органов власти и граждан.

— Количество национальностей в регионе увеличилось за последние годы?

— Да. После распада Союза фигурировала цифра 140, а сейчас — 160. Это очень много. Что ещё характерно: как у нас было 80 процентов русских (или тех, кто считает себя русским по национальности), так и сейчас примерно столько же. В тех 20 процентах произошло частичное замещение одних народов другими, многие уехали в свои вновь созданные государства. Но есть огромный приток и мигрантов, и эмигрантов, в основном из Средней Азии и Кавказа. Там нет работы. У нас лучше, комфортнее, условия жизни выгоднее, здесь, в конце концов, спокойнее. Россия вновь заявила о себе как о мощной державе, которая может защитить своего гражданина. И это очень много для человека значит. Едут сюда и потому, что здесь можно выучить язык и приобщиться к великой культуре, получить специальность и иметь хороший доход.

— Но нам это приносит немало проблем...

— И к этим проблемам наше общество, к сожалению, не было готово. Приезжие стали в открытую заявлять, кто они по национальности и по вере. И даже требовать: где нам справлять свои религиозные обряды? Где мы молиться будем? А местные жители, к примеру, не хотят, чтобы они здесь были. Но если мы будем закрытыми, от нас все отвернутся. Люди приезжают работать на наших объектах, по сути — на нас работать. И мы должны обеспечить их всем необходимым и заставить соблюдать наши законы и традиции. Кто не хочет эти правила соблюдать, тот должен

уехать из нашего региона, покинуть Россию. А если кто-то едет работать законно — надо принимать. Мы же сегодня часто вытаскиваем и обсуждаем одни лишь проблемы и говорим, что мигранты — это плохо. Почему плохо-то? На встречах с населением то и дело сквозит: зачем они сюда едут, они тут не нужны. А кто улицы будет убирать, на стройках работать? Если бы мигранты не приезжали, у нас отдельные территории в грязи бы уже потонули. Надо им спасибо сказать, но и свои условия выставить.

Яков Петрович показал сборник стихов, посвященный многочисленным народам России. Эту особенность нашей страны поэты прославляли во все времена. Фото Алексея Кунилова.

Лучшее лекарство от конфликта — профилактика

— Скажите, есть сегодня в Свердловской области муниципалитеты, которые можно назвать потенциальными очагами конфликта на национальной или религиозной почве?

— Многие наши населённые пункты могут стать потенциальным очагом такого конфликта. Приедет большое количество мигрантов, и если мы не проконтролируем это, возникнут проблемы. В масштабах полуторамиллионного Екатеринбурга приезд 500 человек мигрантов, например, и не заметят. А в масштабах небольшого поселения в 5–10 тысяч человек? Эти 500 человек, независимо от того, из какого региона они приехали, просто физически будут заметны. Им надо где-то жить, питаться, лечиться, отдыхать... Так или мы создаём условия и сами выгоду имеем, или принимаем в штыки и получаем конфликт.

— А какие методы профилактики таких конфликтов сейчас применяются?

— Было прямое поручение нашего губернатора — создать консультативные советы при главах муниципальных образований по взаимодействию с религиозными и национальными организациями. Эти консультативные советы созданы и приступили к работе. Есть уже и первые результаты.

— Какая работа должна проводиться с мигрантами?

— Главное — нужно знакомить людей с новой для них культурой и приобщать к ней. Вот в Серове официально проживают и работают около 800 узбеков и около 200 таджиков. Руководство города ещё ни разу не сказало мне о каких-то конфликтах. В одном из учебных заведений город провёл конкурс кулинарного творчества. Приготовили разные блюда кухонь 16 народов. Всё это сопровождалось рассказами, танцами, песнями, видеосюжетами. В огромном зале не только сидеть, стоять негде было! Какой потом может быть конфликт? Серов такие конкурсы три года подряд уже проводит. Посмотрите, что делает Новолялинский район. Конкурс «Большие танцы» — это целый национальный фестиваль. Много и других примеров — в Верхней Пышме, в Екатеринбурге, в Каменске-Уральском регулярно проходят подобные мероприятия.

— Кстати, о фестивалях. Почему решили перенести День народов Урала, который раньше праздновали в апреле?

— В апреле у нас вечно слякоть и грязь. Среди лета — погода хорошая, но народ в разъездах. А в начале осени — все из отпусков вернулись, дети в школу

пошли... Удобно, ведь наша задача — ещё и привлечь максимальное количество жителей. Концерт одного артиста — это скучно. А когда четыре, пять, шесть часов идёт концерт и там представлены номера разных исполнителей (и дай Бог, чтоб все успели)... Люди сидят до конца, не уходят! Культура многих народов — это богатство всех нас!

Многонациональные классы — это естественно

— Вернёмся к трудностям. Сегодня многие учителя сталкиваются с проблемой — как учить детей мигрантов, которые не знают русский язык? Более того, есть случаи, когда родители запрещают изучать русский.

— Надо разговаривать с родителями, другого пути нет. Ну хорошо, не дали ребёнку учить язык, его выгнали из школы, он озлобился. Через несколько лет мы из этого ребёнка врага себе вырастим. Он виноват, что его родители не подумали? Или что учитель поступил нетактично? Этому ребёнку надо общаться в своей среде, надо учиться, работать потом где-то. Нам надо о его будущем думать.

— А у вас в классе много было ребят других национальностей?

— Конечно. Я сам в Казахстане родился и вырос, для меня это естественно: в классе сидят 30 человек, через одного — разные. Конечно, конфликты возникали. Так родители сначала накажут своего, даже если он был прав, потом (у нас так было) позовут ту семью, с ребёнком которой он поругался. За стол всех посадят, накормят, напоят, и родители с родителями не обсуждают, кто прав, а кто виноват. Они говорят о чём угодно, хоть о погоде и природе. Каждый друг перед другом, по сути, извинился. Сидят дети и не поймут, а мы-то из-за чего дрались? А потом родители дома ещё так объяснят, что на всю жизнь запомнишь. Наши родители чётко понимали: на национальной почве конфликт не урегулируется быстро, он может уйти в поколения, в ненависть к народу из-за ошибок отдельных людей.

Обществу не нужен радикализм

— Из последних событий в области какой конфликт припоминаете?

— Например, в Красноуфимском районе в одном из посёлков живут десять семей одной южной национальности. Домашний скот содержат. Они — трудяшки, себя обеспечивают сами. Есть овцы, коровы: покормили, подоили, выпустили. Те по-

шли и соседние огороды потоптали. Это повторялось не раз. Конфликт с местными, большинство из которых тоже мусульмане. Лет 20–30 назад в этой ситуации сказали бы: вот соседи такие-сякие... никакого национального акцента. А сейчас — национальность в первую очередь. Надо разговаривать, призывать к порядку: никому не понравится, если в его огород зайдут животные и потопчут грядки. Ну какой тут национальный конфликт, это же полный абсурд! К сожалению, это уже не разовый случай. Пришло время переходить на системную работу. Большинство проблем через диалог можно решить. Нахрапом, через колено — только если преступление совершено, тогда нужно действовать жестко. А зачем до этого доводить?

Вот ещё пример. В крайне негативную плоскость пытаются перевести ситуацию в Полевском. Посёлок Зюзельский. Там нет ни малейшей основы для национального конфликта. Граждане России приобрели карьер, выкупили лицензию, ведутся работы. Если есть нарушения, то местные власти должны были об этом заявить и помочь их устранить. И условия создать: если там развивается производство, так радоваться надо, что уже 158 кандидатов отобрано на работу! А не искать соринку в чужом глазу, в своём бревно не видя. Мы встретились с главой города, потом у меня был разговор с инвестором. Он здесь живет уже лет 15, доктор наук. Если есть проблема, то её решать надо, а не до абсурда доводить, порождая непримиримую позицию с двух сторон. И местным властям, и бизнесу (инвесторам) надо совместно работать с населением, снимать проблемные вопросы и напряжённость.

— На религиозной почве большинство конфликтов касаются ислама?

— Скорее его радикальных течений. К сожалению, у нас есть мечети, в которых изымалась запрещённая литература радикального характера. Имам одной из мечетей в Сысертском районе уже получил официальное предупреждение от прокуратуры, есть сложности в одной из мечетей Екатеринбурга, в Асбесте и Первоуральске. Обществу не нужен радикализм, который и становится причиной конфликтов. Нам нужен традиционный ислам. Здесь веками жили предки наших мусульман: татары, башкиры — это наши титульные народы. Но возникают новоявленные проповедники и пытаются навязать здесь радикальные течения, распространяют запрещённую литературу.

— Уверена, что без личного интереса заниматься вопросами межнациональных отношений просто невозможно.

— В этом не должно быть шкурного интереса, тогда будет результат. Это очень сложное дело, которым нужно заниматься совершенно осознанно, понимая, что ты живёшь здесь. Я не собираюсь никуда уезжать и хочу, чтобы там, где я живу, было спокойно, чтоб люди уважали друг друга. Свердловская область — огромная территория, почти пять миллионов человек проживают, старопромышленный регион, сильнейший в России... Если взорвать его изнутри на национальной или, ещё страшнее, религиозной почве, мы его никогда не соберём. А Урал и Россия были и достойны остаться единым целым. Это зависит от всех нас!

Кстати

Самые многочисленные национальности Свердловской области (человек)*:

Русские — 3 684 873

Татары — 143 803

Украинцы — 35 563

Башкиры — 31 183

Марийцы — 23 801

Немцы — 14 914

Азербайджанцы — 14 215

Удмурты — 13 789

Белорусы — 11 670

Армяне — 11 591

Таджики — 11 138

Есть и национальности, имеющие в Свердловской области только одного представителя: мужчины — австрийцы, айны, алеуты, бразильцы, киприоты, колумбийцы, конголезцы, лаосцы, малагасийцы, малийцы, монегаски, нганасаны, пакистанцы, перуанцы, руандийцы, саамы, таты, ульчи, цыгане среднеазиатские

(с «классическими» цыганами у них ничего общего), эквадорцы, эскимосы; женщины — экваторианки, австралийки, нанайки, нигерийки и сибирские татарки.

Кроме того, 232 978 человек, проживающих в нашей области, — люди без национальности. Они предпочли не указывать её во время переписи.

* По данным Всероссийской переписи 2010 года

http://www.oblgazeta.ru/