С общинами мигрантов необходимо работать плотнее, считает полпред президента в УрФО
В конце минувшей неделе в Екатеринбурге полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Игорь Холманских провел заседание Совета по вопросам развития местного самоуправления, главной темой которого стали профилактика экстремизма и терроризма, укрепление межнационального согласия и предупреждение межэтнических конфликтов. В заседании приняли участие заместители глав субъектов, главы административных центров регионов, крупнейших городов Уральского федерального округа. Об этом ИА IslamNews рассказали в пресс-службе полпреда.
Открывая заседание, И.Холманских особо подчеркнул, что в соответствии с действующим законодательством профилактика экстремизма и терроризма, укрепление межнационального согласия, предупреждение межэтнических конфликтов относятся к вопросам местного значения муниципалитетов всех уровней – поселения, муниципального района, городского округа. Об этом говорят события и конфликтные ситуации в различных регионах страны, в том числе и Уральском федеральном округе, сказал полпред.
Центр тяжести работы по данному направлению сосредоточен на местах, в регионах и муниципальных образованиях. Персональную ответственность за ее результаты несут руководители субъектов Федерации и органов местного самоуправления, отметил И.Холманских. В декабре 2013 года в федеральное законодательство внесены поправки о дополнительной ответственности региональных и местных органов власти за поддержание межнационального мира.
Однако ситуация на Урале в этом отношении не столь благополучна как кажется. И.Холманских подчеркнул, что положение дел в этой сфере вызывает беспокойство. Эффективность работы по профилактике экстремизма и обеспечению национального мира на местном уровне остается низкой. Это еще раз подтвердили проверки, проведенные аппаратом полпреда в муниципальных образованиях ХМАО – Югры и Свердловской области в 2013 году, отметил он.
Прежде всего, далеко не везде приняты муниципальные программы профилактики экстремизма. В целом по федеральному округу такие документы имеются в 57,6% городских округов и муниципальных районов. В 37,4% территорий мероприятия по предупреждению экстремизма хотя и предусмотрены, но разбросаны по различным целевым программам. В 5% муниципалитетов таких мероприятий как отдельного направления работы нет вообще.
Муниципальные программы профилактики экстремизма нередко не обеспечиваются финансированием. Например, в Свердловской области такое положение сложилось в 8% городских округов и муниципальных районов.
Касаясь ситуации в Свердловской области, И.Холманских отметил необходимость разработки и принятия соответствующих программ во всех муниципалитетах региона, подчеркнув, что сегодня недостаточно говорить о том, что программа «находится в стадии разработки», например, в Верхней Пышме.
Главное, подчеркнул И.Холманских, муниципальные руководители до сих пор не осознали меру своей ответственности за состояние межнациональных отношений. Среди проблем полпред отметил и то, что в муниципальные программы зачастую включаются мероприятия, не имеющие прямого отношения к профилактике экстремистских проявлений; недостаточное внимание уделяется обучению муниципальных служащих по вопросам межнациональных отношений и профилактики экстремизма и другие.
Подводя итоги заседания, И.Холманских еще раз обратил внимание на необходимость системного подхода к профилактике экстремизма на муниципальном уровне: в центре внимания муниципальных властей должна быть работа с этническими общинами, особенно общинами мигрантов. Без эффективной работы в этой среде невозможно предупреждение межнациональных конфликтов. Также во всех без исключения городских округах и муниципальных районах должны быть приняты соответствующие комплексные программы по профилактике экстремизма и гармонизации межнациональных отношений, и для них следует предусмотреть адекватное по объему, целевое и прозрачное финансирование.
Значительно больше внимания профилактике экстремизма на муниципальном уровне должны уделять главы субъектов Федерации, региональные органы исполнительной власти. В каждом регионе целесообразно определить заместителя губернатора или другое ответственное лицо, координирующее реализацию государственной национальной политики, посоветовал И. Холманских.