В советские времена сотни свердловчан с удовольствием ходили в кинотеатр «Комсомолец», что на ул. Репина, 42. Сегодня это здание в Екатеринбурге также полно людей, только кино здесь уже не показывают. Нынче здесь молятся Аллаху и воздают хвалу пророку Мухаммаду. В здании бывшего кинотеатра в одном из центральных районов Екатеринбурга уже больше года действует мечеть.
Неудивительно, что в силу географической близости к крупнейшему на Урале вещевому рынку «Таганский ряд» большинство прихожан этой мечети - выходцы из стран Центральной Азии. Здание кинотеатра передали мусульманам еще в 1990-е годы в качестве компенсации за снесенную в годы советской власти мечеть, но его сдавали в аренду различным коммерческим структурам. После смены власти в Региональном Духовном управлении мусульман Свердловской области муфтий Равиль Мамлеев принял решение организовать здесь мечеть. Здание после арендаторов находилось в ужасающем состоянии, но всего за год силами общины преобразилось до неузнаваемости. И сегодня здесь проводятся массовые пятничные намазы и религиозные праздники. Так, 20 января община мечети отпраздновала Маулид ан-Наби - день рождения пророка Мухаммада.
«Если бы Вы видели это здание полтора года назад, то Вы бы его не узнали - пыль, грязь, протекающая крыша, проваливающийся пол, - проводит небольшую экскурсию по мечети муфтий Свердловской области. - Долгое время здесь торговали техникой, потом работала автомойка, когда мы получили документы на это здание, то начали постепенно его переделывать в мечеть. С помощью Аллаха и наших прихожан за полтора года мы проделали довольно большой объем ремонтно-восстановительных работ. Сначала сделали тахаратхана (помещение для омовений - прим. ред.), провели отопление, пережили зиму 2012/2013 года, а летом прошлого года сразу после месяца Рамазан начали интенсивные ремонтные работы - сделали теплый пол, поставили на опорные колонны второй этаж, благодаря чему увеличили молельную площадь вдвое, переделали отопление, заменили крышу».
Так выглядит здание бывшего кинотеатра сегодня
Остается сделать внутри еще мелкие отделочные работы и можно будет в следующем году приступать к ремонту фасадов. Некоторые верующие предлагают поставить над зданием купол и минарет, возможно, мы так и сделаем. Хочется сказать, что у нас нет конкретных крупных спонсоров, все делалось на пожертвования прихожан. Кто-то закупал материалы, кто-то помогал своим личным трудом, кто-то деньгами, так потихоньку мы, слава Аллаху, и движемся вперед», - заключил Равиль Мамлеев.
Равиль Мамлеев
Между тем, верующие все прибывали и начали располагаться на втором этаже в ожидании намаза аль-магриб, на улице повара колдовали над казанами с пловом и жарким из баранины, добровольцы накрывали дастархан на первом этаже мечети, а по молельному залу разносилось через динамики завораживающие чтение Священного Корана.
Руководил всеми этими процессами пожилой человек в зеленой чалме с окладистой бородой, которого муфтий представил нам как ишони Мирзо - его помощника и соратника в этой мечети: «Ишони Мирзо - очень грамотный человек, он более десяти лет получал знания по арабскому языку и исламским наукам. Что в нем мне нравится, он полностью соответствует духу российского ислама, как и все наши имамы, он очень толерантный, мягкий, милосердный человек, ханафит, - представляет своего помощника муфтий. - Еще мне повезло в том, что он очень грамотный строитель - прекрасно разбирается во всех этих вопросах, так как имеет богатый опыт работы в строительстве и в Таджикистане, и в России».
Среди предпраздничной суеты имам уделил нам несколько минут и немного рассказал о себе: «Меня зовут Назаров Мирзо Сатторович, я родился в Вахшском районе Курган-Тюбинской области в 1968 году. Вырос в религиозной семье, мой отец преподавал ислам и арабский язык, меня воспитал в духе ислама, и я тоже занимался преподаванием. В советские годы экономически все было благополучно, но вера была под запретом, поэтому все религиозные уроки проходили тайно. В 1990-е годы мы в силу экономических причин не имели возможности преподавать ислам и уехали из страны. В России я живу уже 10 лет, работал, получил гражданство РФ, слава Аллаху, не имею никаких нарушений российского законодательства, вот уже полтора года работаю в этой мечети, два месяца назад получил от муфтия-хазрата фарман (указ - прим. ред.) о назначении меня помощником имама-хатыба».
В продолжение разговора имам рассказал также о тяготах строительных работ, которые не могли бы благополучно завершиться без помощи неравнодушных людей: «Вы бы видели, какая тут была грязь, столько мусора, но все помогали прибираться и ремонтировать - таджики, узбеки, киргизы, татары, бывало даже русские помогали. Нам русский экскаваторщик сказал: «Мечеть - это божий дом» и взял с нас только половину цены за свою работу. Одной из коммерческих компаний, чей офис располагается рядом, руководит русский человек. Он разрешает нашим братьям-мусульманам парковать машины на своей стоянке во время пятничного намаза, несколько раз безвозмездно давал нам КАМАЗ для вывоза мусора. Вот благодаря таким неравнодушным людям мечеть сегодня преобразилась. Сюда по пятницам приходит до 600 человек, большинство, конечно, верующие из центральноазиатских республик, в праздничные дни и того больше, всем здесь тепло и уютно».
Готовится праздничный плов
Прочитав четвертый из пяти положенных намазов и послушав наставления религиозных деятелей о значении праздника Маулид ан-Наби и миссии пророка Мухаммада, верующие спустились вниз к накрытому дастархану. В празднике приняло участие более трехсот человек и все благодаря стараниям организаторов нашли себе место. Перед началом трапезы муфтий Равиль Мамлеев выступил с небольшой проповедью, в которой, в частности, сказав: «Сегодня есть те, кто называет праздник Маулид ан-Наби словом бида'ат - нововведением, они говорят о том, что в арабском мире не празднуют этот праздник. Но это неправда. У меня в Уфе есть знакомый алжирец, я поинтересовался у него об этом и он сказал что Маулид-Шариф - один из самых любимых праздников в арабских странах. В Алжире есть даже футбольная команда "Маулидийя", за которую болеет вся страна. Рождение пророка Мухаммада (с.а.с.) для мусульман всего мира - одно из величайших событий, поскольку он был избран Всевышним среди людей в качестве пророка. Для нас, мусульман, он самый лучший из людей, самый лучший из пророков, и наилучший пример для подражания».
После этого вступления началось чтение салаватов, мунаджатов и нашидов, восхваляющих пророка Мухаммада - это древний жанр мусульманского поэтического творчества. Написанные в этом жанре произведения читаются чтецами нараспев, что приводит присутствующих в трепетное оцепенение. Приехавшие на Урал специально на этот праздник представители Духовного управления мусульман Дагестана читали салаваты на арабском языке, а прихожане мечети - на таджикском. Мы поинтересовались у муфтия, одинаково ли везде отмечают этот праздник, на что он ответил: «Да, суть праздника везде одна и та же, и в Центральной Азии, и на Кавказе, и в Урало-Поволжье, только славословия пророку читаются на разных языках. В советский период в Центральной Азии эти традиции сохранились лучше, чем у татар, но сейчас в Татарстане, Башкортостане и на Урале древние традиции возрождаются и этот праздник становится очень популярным, ведь так мы приветствуем рождение посланника Аллаха».
За ужином нам удалось пообщаться с мигрантами разных волн, которые в один голос утверждали - сегодняшний праздник проходит точь-в-точь, как в Таджикистане, и, вспоминая о пророке Мухаммаде, мигранты вспоминают о родине. Приведем лишь несколько высказываний.
Ибайдулла Каримов, гражданин РФ, живет в России 20 лет, предприниматель, возраст около 50 лет: «В Таджикистане Маулид проходит точно также. Этим вечером мы хотели показать наши традиции. В течение месяца Раби' уль-авваль те, у кого есть финансовая возможность, организовывают подобные маджлисы (встречи - прим. ред.), примерно как во время месяца Рамазан. Самое популярное блюдо в такие вечера - плов. Сегодня мы добавили в плов изюм, тмин и зиру. Мы счастливы от того, что собрались в такой большой мечети. Их очень не хватает в Екатеринбурге. Мечети и доброе слово имама особенно нужны сегодня нашей молодежи, они приезжают без знаний, кругом много соблазнов, и должен быть хороший имам, который бы их воспитывал, чтобы они шли верной дорогой, не пили, не курили, чтобы документы делали нормально и работали».
Фархад Имиддинов, гражданин РФ, живет в России 13 лет, предприниматель, возраст около 35 лет: «Неважно, где празднуешь Маулид, в России или на родине, без разницы, главное, чтобы иметь возможность выразить свое почтение нашему пророку (с.а.с.), ведь Маулид ан-Наби для нас такой же значимый праздник как Ураза-байрам и Курбан-Байрам. Слава Всевышнему, что нам есть, где собраться. Это только кажется, что эта мечеть большая, но по пятницам здесь не хватает места верующим. Нужно строить в городе еще мечети, ведь, слава Аллаху, мусульман становится все больше и в России, и в Таджикистане, и в Европе. Я недавно был в Германии, не ожидал, что там столько мусульман, в мечетях свободных мест нет, как и в России. Это особенно важно, ведь сегодня в Россию приезжает много молодежи, её нужно воспитывать в духе ислама и наших традиций, у нас, как и у русских, есть поговорка о том, что в чужой монастырь нельзя лесть со своим уставом, а нужно уважать традиции того общества, в которое приезжаешь. Это могут привить только в мечети».
Зияд Ибрагимов, гражданин Таджикистана, живет в России 3 года, трудовой мигрант, строитель, возраст около 23 лет: «Этот праздник - отдых для души, как будто оказался на родине, у нас дома точно также накрывают дастархан, читают салаваты пророку, молятся Аллаху и общаются. Так отвлекаешься от повседневных проблем, их у нас много: посредники повысили цены на все, раньше патент стоил 1500 рублей, сейчас берут за его оформление 4000, за разрешение на работу приходится отдавать 15000 рублей. Плюс билет до Екатеринбурга, плюс еда, комната, вот и получается, что три месяца из двенадцати работаешь бесплатно, чтобы отдать долги. И у тебя должны быть в порядке все документы, потому что стоит тебе превысить 90 дней, как невозможно купить авиабилет. Но все равно в России лучше, тут за месяц можно заработать столько, за сколько за три-четыре месяца придется работать в Таджикистане, хотя цены там немаленькие. Но все эти проблемы - пустое, если веришь, молишься Аллаху, все будет хорошо, главное проявлять сабр (терпение - прим. ред.)».
Таких молодых людей как Зияд, в мечети было больше половины, что подтверждает слова имама Ишони Мирзо, сказанные нам на прощание, о том, что молодежь из стран Центральной Азии тянется в мечеть: «Среди наших земляков процентов семьдесят соблюдают все предписания ислама, несмотря на занятость, процентов тридцать не читают намаз, но считают себя мусульманами. Много молодых ребят, приехавших на заработок, не умели читать намаз, пришли в мечеть и научились читать его здесь».
Поэтому мечеть в современном российском мегаполисе следует рассматривать как один из важнейших институтов адаптации мигрантов в российском обществе, потому что такие проповедники, как Ишони Мирзо, прививают им терпимость, сдержанность, оберегают от соблазнов большого города, позволяют им одновременно и сохранить свою идентичность, и жить в согласии с принимающим обществом.
Алексей Старостин, к.и.н. (Екатеринбург). Фото автора.
Международное информационное агентство «Фергана»
http://www.fergananews.com/articles/8022