В заседаниях приняли участие более 50 деятелей науки, образования и культуры из исламских центров России, ближнего и дальнего зарубежья, представителей органов власти, традиционных конфессий, преподавателей и студентов. Каждый из докладчиков уделял внимание актуальным проблемам религиозного и светского образования, методам борьбы с экстремизмом среди молодежи и созданию благоприятных нормативно-правовых условий для духовно-нравственного оздоровления общества.
На форуме присутствовали: заместитель Руководителя Администрации Президента РБ Марданов Марат Хамитьянович; профессор, ректор БГПУ им.М.Акмуллы Асадуллин Раиль Мирваевич; ректор РИУ ЦДУМ России, муфтий Челябинской и Курганской областей Раев Ринат Афраимович; Председатель Совета по государственно-межконфессиональным отношениям при Президенте РБ Пятков Вячеслав Петрович; муфтий, председатель ДУМ РБ Нигматуллин Нурмухамет Магафурович; управлящий Башкортостанской митрополией, митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон (Роман Хабибуллин); директор департамента повышения квалификации в Международном центре аль-Васатыйя в Кувейте доктор Салем аль-Баянуни и другие.
Возрождение институтов традиционных вероисповеданий в России способствует оздоровлению нравственного климата в стране, сдерживает распространение отрицательных явлений в обществе, является мощным фактором развития общества в целом и, что особенно важно, молодежи.
Участники конференции высоко оценили совместную деятельность государства и религиозных учреждений по реализации федерального проекта содействия развитию мусульманского образования. Среди вузов-партнеров были отмечены Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы и Российский исламский университет ЦДУМ России. За активное участие в развитии мусульманского образования почетными грамотами были награждены преподаватели светских высших учебных заведений, сотрудники государственных структур и священнослужители мечетей.
Настоящая конференция на ежегодной основе проходит в шестой раз. Таким постоянством организаторы привлекают внимание к мусульманскому образованию не только на уровне школ и университетов, но и в области международного сотрудничества с целью обучения российских специалистов за рубежом.
Современное образование не должно сводиться только к накоплению той или иной информации, но и к передаче моральных основ. Для того чтобы молодое поколение росло в нравственно-этических рамках, необходимо создавать грамотных специалистов, повышать квалификацию священнослужителей, создавать духовные институты, как отметили участники конференции.
РЕЗОЛЮЦИЯ
VI Международной научно-практической конференции
«Идеалы и ценности ислама
в образовательном пространстве XXI века»
12-13 декабря 2013 года в г.Уфа состоялась VI Международная научно-практическая конференция «Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века». Она была организована на базе вузов-партнеров – Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы и Российского исламского университета Центрального духовного управления мусульман России под эгидой Исламской организации сотрудничества в сфере образования, науки и культуры (ISESCO), Федерации Университетов Исламского мира (FUIW) и при поддержке Совета по государственно-межконфессиональным отношениям при Президенте Республики Башкортостан.
В конференции приняли участие деятели науки, образования и культуры из исламских центров России, ближнего и дальнего зарубежья, представители государственных и муниципальных органов власти, политических партий и общественных организаций, традиционных религиозных конфессий, преподаватели, докторанты, аспиранты и студенты государственных и исламских учебных заведений.
Основное внимание на пленарном и секционных заседаниях, а также на двух Круглых столах было уделено обсуждению актуальных проблем религиозного и светского гуманитарного образования, дальнейшего совершенствования государственно-конфессиональных отношений в постсоветском пространстве с целью создания благоприятных нормативно-правовых и организационных условий для духовно-нравственного оздоровления общества.
В ходе научно-практической конференции были высказаны мысли о благоприятном развитии взаимодействия институтов государства и религии в России на всех уровнях. Докладчики отмечали большой вклад высшего руководства страны и традиционных конфессий в развитие гармоничных отношений между властью, обществом и религиозными общинами.
Было особо подчеркнуто, что актуальные задачи по гармонизации государственно-исламских отношений в России достаточно четко обозначены в выступлениях Президента Российской Федерации В.В. Путина на торжественных мероприятиях, посвященных 225-летию Центрального духовного управления мусульман России в Уфе 22 октября 2013 года. «Одна из важнейших задач – воссоздание собственной исламской богословской школы, которая обеспечит суверенитет российского духовного пространства» - подчеркнул Президент России.
По единодушному мнению возрождение институтов традиционных религий в России способствует оздоровлению морально-нравственного климата в стране, сдерживает распространение асоциальных, отрицательных явлений в обществе, является мощным фактором духовного развития общества в целом и, что особенно важно, молодежи.
При этом участники конференции отмечали и проблему выбора векторов и приоритетов в процессе возрождения религиозных институтов, определения их места и роли в политической системе современного государства. В этой связи докладчики солидарно отдавали предпочтение развитию систем образования и просвещения в деле гармонизации общественных отношений, в поступательном развитии Российского государства, а также в укреплении межнационального и межконфессионального согласия в стране.
Участники конференции вновь высоко оценили совместную деятельность вузов-партнеров по реализации федерального проекта содействия развитию мусульманского образования и, в частности, тесное взаимодействие организаторов настоящей международной конференции: БГПУ им. М.Акмуллы и РИУ ЦДУМ России. Их совместная просветительская и плановая образовательная деятельность способствовала улучшению межнациональных, межконфессиональных и государственно-конфессиональных отношений. В частности, развитие систем мусульманского духовного образования существенно продвинуло общеобразовательный уровень подготовки богословов, имамов, учителей ислама, что находит отражение в лучшем качестве их повседневной службы обществу, Отечеству.
На основе научных изысканий возрождается лучший опыт исламских учебных заведений дореволюционной России. Продолжается непрерывный процесс освоения исламскими духовными образовательными учреждениями современных светских методов и технологий обучения. Сегодня исламское образование вступает в новую фазу развития.
Заслушав доклады и выступления, участники научно-практической конференции «Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века» считают необходимым:
1. Признать образовательные идеалы и ценности ислама востребованными в обучении и воспитании подрастающих поколений.
2. Объявить сочетание научных знаний с верой в торжество гуманизма, справедливости, доброты, любви, толерантности и других нравственно-этических норм, выработанных мировыми религиями, в том числе исламом на протяжении многих столетий, важным элементом педагогической, образовательной и воспитательной деятельности и в религиозных, и светских учебных заведениях.
3. Призвать ответственные и компетентные институты государства, общества и конфессий к дальнейшему диалогу и поиску путей совершенствования нормативно правовой базы взаимодействия государства и религиозных институтов общества, в первую очередь в сфере образования.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти, научным учреждениям и государственным вузам совместно с духовными управлениями мусульман и исламскими учебными заведениями активно продолжать информационно-просветительскую работу среди населения об идеалах и ценностях традиционного для России ислама и путях преодоления пагубного влияния заграничных радикальных религиозных течений.
5. Учитывая достигнутый уровень развития системы отечественного духовного образования, в частности в РИУ ЦДУМ России, и наработанный опыт международного сотрудничества с вузами и структурами ISESCO и FUIM, считать целесообразным расширение направлений дальнейшего сотрудничества, включая научно-исследовательские, культурно-просветительские и дипломатические. В этой связи считать правильным выбранную ранее стратегию отказа от обучения студентов в зарубежных исламских учебных заведениях, и признания полезности использования заграничных учебных центров для языковой практики и повышения достигнутой в России квалификации (магистратура, аспирантура, докторантура, стажировки).
6. Признать важным направлением работы в области международного сотрудничества дальнейшую регламентацию обучения российских специалистов за рубежом путем выдачи специальных направлений от лицензированных учебных заведений и учреждений духовного образования, утвержденных их учредителями. При этом считать необходимым развитие двунаправленного взаимополезного международного сотрудничества, в котором накопленный опыт и знания передают друг другу и российские, и зарубежные вузы-партнеры.
7. Считать важнейшей задачей развития систем образования, как духовных мусульманских, так и светских, повышение качества обучения путем внедрения новейших технологий и технических средств обучения и воспитания. В процессе педагогической деятельности и внедрения новаций обращать особое внимание на сохранение исторических традиций ислама и культурных достижений народов России: высокой духовности, истинного патриотизма, трудолюбия и толерантности.
8. Особо отметить успехи в реализации государственной программы содействия развитию исламского образования, достигнутые вузами-партнерами, в частности БГПУ им. М.Акмуллы и РИУ ЦДУМ России, такие как: создание совместных структур образовательной и научной деятельности; реализация программ повышения квалификации по программам «Менеджмент в образовании», «Педагогика высшей школы», «Подготовка имамов для работы в структурах Российской Армии»; создание международных учебных единиц, таких как кафедра ISESKO и других.
9. Добиваться и впредь успешной совместной деятельности светских и духовных учреждений по развитию сети мониторинга и профилактики экстремизма и терроризма. Считать приоритетным направлением работы качественное обучение в среднеспециальных и высших учебных заведениях, а так же раннюю профилактику асоциальных явлений в сознании и психологии подрастающих поколений в рамках начального и среднего школьного образования.
10. Продолжить и в последующие годы практику проведения международных и всероссийских научно-практических конференций по идеалам и ценностям ислама с приглашением известных ученых и специалистов по религиоведению и теологии из академических центров России, стран ближнего и дальнего зарубежья.