Cегодня исполняется 140 лет со дня рождения Зыяитдина Камалетдинова (настоящее имя Парвазетдин Ямалетдинович Камалетдинов) –выдающегося просветителя, видного общественного деятеля, богослова, реформатора ислама, писателя. Во всей дореволюционной России его знали как основателя и руководителя самого прогрессивного в то время мусульманского учебного заведения –медресе «Галия». Современники называли его коротко – Зия Камали.
Парвазетдин Ямалетдинович Камалетдинов родился 9 декабря (22 декабря по новому стилю) 1873 года в знаменитой деревне Келяшево Кара-Якуповской волости Уфимского уезда одноименной губернии, ныне деревня Кляшево Чишминского района Республики Башкортостан, в бедной крестьянской семье.
Будущий богослов получил образование в уфимском медресе «Гусмания». Затем окончил философский факультет университета «Аль-Азхар» в Каире. В эти годы поменял свое имя на Зыяитдин. Хорошо знал английский, арабский и турецкий языки. В 1904-1906 годы Зия Камали работал преподавателем в медресе «Гусмания», активно сотрудничал в национальной и религиозной периодической печати, издавал в Уфе газету «В мире ислама».
В 1906 году он основал медресе «Галия». До 1919 года Зия Камали был его бессменным ректором, профессором, читал курсы «Основы ислама», «История ислама» и психологию.
В 1908 году он получил назначение на должность имама Второй соборной мечети Уфы, что дало ему возможность стать официальным руководителем медресе «Галия». В 1915 году Зия Камали открыл первое в крае высшее женское учебное заведение «Анасия» с педагогическим уклоном, где сам преподавал мусульманскую этику. Под его руководством в Уфе с 1915 года действовали ежегодные педагогические курсы.
Основные труды 3ии Камали увидели свет в канун Первой мировой войны. В 1909-1911 годы он опубликовал фундаментальную научную работу в трех частях «Фэлсэфэи исламия» («Философия ислама»), в которой поднял проблему обновления религиозной и общественной жизни, а также выдвинул оригинальные философские идеи. Большой резонанс среди российских мусульман вызвала его книга «Дини тэдбирлэр» («Религиозные устроения», 1913). В этих работах, написанных в остром публицистическом стиле, Зия Камали на понятном для широкой аудитории языке тюрки изложил свои идеи модернизации ислама, раскрепощения и примирения его учения с современными наукой и культурой. Он выступал за национальное возрождение мусульман, пропагандировал реформаторские идеи.
Одним из первых Зия Камали осуществил перевод Корана на татарский язык, который из-за противодействия духовенства остался, как и многие другие его произведения, неопубликованным. Так и не увидели свет и другие сочинения Зии Камали: «Истинный путь Корана», «Наши духовные школы – медресе и мектебы» и 3-я часть «Философии ислама», касающаяся в основном вопросов мусульманской юриспруденции. По-видимому, потерянной оказалась написанная Зией Камали «История религии».
После Февральской революции 1917 года он активно участвовал в политической жизни: был избран членом Союза мусульманского духовенства, принял участие в работе Первого Всероссийского мусульманского съезда (Москва, май 1917 года), Национального Собрания мусульман Внутренней России и Сибири (Уфа, ноябрь 1917 года – январь 1918 года).
В 20-е годы прошлого века Зия Камали продолжил активную научную и педагогическую деятельность. В 1923 году он был избран казыем (мусульманским судьей) Центрального духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири. Вместе с муфтием Ризой Фахретдиновым вел неустанную работу по сохранению мусульманских учебных заведений, мечетей, исламских ценностей и обычаев.
В апреле 1936 года органами НКВД в Москве было возбуждено «Дело о заговоре руководителей ЦДУМ». Большая группа мусульманских деятелей, в том числе и Зия Камали, была обвинена в «возбуждении верующих против Советской власти», «шпионских связях» с белой татарской эмиграцией в Китае, Японии, Германии и Финляндии.
В январе 1938 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила Зыяитдина Камалетдинова к семи годам лишения свободы и пяти годам поражения в правах по печально знаменитой статье 58 Уголовного кодекса РСФСР. Он отбывал наказание в исправительно-трудовом лагере НКВД на станции Медвежья Гора Кировской железной дороги Беломоро-Балтийского комбината. Осенью 1938 года Зия Камали был этапирован в Уфу для дополнительного расследования. На 18 допросах он ничего нового не показал. 20 июля 1939 года было вынесено постановление о прекращении следствия и этапировании заключенного Камалетдинова обратно в лагерь НКВД. Зия Камали был отправлен в лагерь. Однако в пути он заболел, был снят с поезда и вскоре скончался в тюрьме города Куйбышева. Реабилитирован он был только в 1956 году.