На встрече в Уфе мусульманских религиозных лидеров с Президентом РФ Владимиром Путиным едва ли не ключевым моментом стал тезис о жизненной необходимости развития российской исламской науки. Дело это важное и нужное, но практическое решение этой задачи сталкивается со вполне объективными трудностями. В силу известных исторических причин в нашей стране не сложилось сколько-нибудь значимой исламской религиозной науки и большое значение в формировании отечественной исламской научной школы принадлежит секулярной науке – исламоведению. Российское, а позднее и советское исламоведение имеет неоспоримые достижения мировой значимости. Но в советское время оно зачастую развивалась как секулярная, а то и просто атеистическая, по своей методологии. Поэтому ныне требуется серьезное переосмысление места, роли. Позиции исламоведения по отношению к предмету ее изучения. Своими мнениями по этому вопросу с ИА IslamNews поделились ведущие российские исламоведы. Сегодня слово – члену научного совета Международного центра Карнеги, доктору исторических наук Алексею Всеволодовичу Малашенко. В сферу интересов ученого входят, преимущественно история ислама нового и новейшего времени, экономические и политические вопросы современного ислама.
– Алексей Всеволодович, как бы Вы определили специфику исламоведения как науки? Какова ее связь с другими дисциплинами?
– Исламоведение точно такая же наука, как и все прочие гуманитарные науки. Ислам как религия, как культура, может быть изучаем с помощью различных методологий. Для его понимания необходимо опираться на знание из истории, культурологии, философии, политологии. Как объект научного знания он формально ничем не отличается от всех прочих.
С другой стороны, любая религия – крайне тонкий предмет для исследования. Изучая ислам, любой исследователь сталкивается с этическими проблемами. Волей-неволей он затрагивает проблемы человеческой души, эмоций, веры в Бога. Он легко может обидеть искренне верующего мусульманина. Например, научное рассмотрение Корана противоречит его восприятию верующим, как священного, ниспосланного Всевышним Откровения. Мухаммад для исламоведа – не только пророк, но прежде всего политик, причем достаточно жесткий политик, действия которого, будучи экстраполированы на современный этап развития, могут считаться весьма радикальными.
– Насколько важна и необходима для специалиста-исламоведа своеобразная «эмпатия», проникновение в изучаемую им как предмет и культуру. Мешают ли здесь его возможные собственные взгляды и установки культурного, мировоззренческого и, возможно, религиозного характера?
– Мне представляется, что будучи «включенным» в ислам, разделяя как верующий, его основные принципы, исследователь не может быть полностью объективен. Ислам для мусульманина есть наиболее совершенная, «последняя» религия монотеистическая религия, а Мухаммад – «печать пророков». Для исламоведа же вера в конечность ислама становится препятствием для объективного исследования. Изучая ислам в контексте мировой истории и культуры, аналитик-мусульманин, во-первых, де факто, выступает его апологетом, а во-вторых, вынужден занять одну из сторон в сложном конфликте внутри самого ислама, т.е. принять какую-то собственно религиозную, а зачастую и политическую позицию. Это хорошо заметно на примере противостояния между «традиционным» и «нетрадиционным» исламом. Кстати, в этой исламо-исламской полемике (которая, на мой взгляд, начинает себе исчерпывать, как и сама дихотомия – «традиционный» – «нетрадиционный») аналитику-немусульманину высказываться намного проще, поскольку он чувствует себя более свободным.
– Что, по-вашему, сделано, а что предстоит сделать в отечественном исламоведении, что в нем разработано достаточно, а над чем еще следует работать? Нет ли сейчас определенной девальвации исламоведения как науки, в том числе и в связи с проблемами негативного отношения общественного мнения к исламу?
– России, впрочем, как и всему миру крайне необходимо честное, объективное исламоведение. На сегодняшний день оно излишне идеологизировано, а зачастую анализ и ислама, и таких привязанных к нему таких концептов, как исламизм, фундаментализм и пр. примитивизирован. Ислам един в своем многообразии. Это является аксиомой, которую, тем не менее далеко не все признают, в том числе сами мусульмане, которые время от времени обвиняют единоверцев в «ваххабизме», «исламизме», «терроризме» и даже «отлучают» друг друга от ислама.
Безусловно, исламоведение переживает сейчас непростой этап. Однако, как мне представляется, за последние годы оно стало более живым, интересным. В Казани, Уфе, Махачкале, Нижнем Новгороде сложились продуктивные научные центры. Продолжают работать Москва и Питер. Среди исламоведов появляются талантливые молодые ученые, чем некоторые другие гуманитарные науки, увы, похвастаться пока не могут.
Автор: Исмаил Валерий Емельянов