Организаторами конференции выступили Постоянное представительство Республики Татарстан в Свердловской области, Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Министерство образования и науки Республики Татарстан, администрация Нижнесергинского муниципального района и РОО «Конгресс Татар (Татары Урала) Свердловской области».
В конференции приняли участие представители министерств образования Республики Татарстан и Свердловской области, руководители муниципальных управлений образований Западного округа Свердловской области, директора школ, учителя татарского языка и литературы и общественные деятели Свердловской, Курганской, Челябинской, Оренбургской областей и Пермского края. Большую делегацию представлял город Набережные Челны, с которым успешное сотрудничество в сфере национального образования продолжается уже второй год.
На пленарном и секционных заседаниях были обсуждены вопросы учебно-методического обеспечения этнокультурного компонента в преподавании родного (татарского) языка и литературы, инновационной деятельности по развитию национального образования, проблемы сохранения и увеличения количества часов преподавания родного (татарского) языка и литературы.
Основным докладом на тему «Основные задачи общеобразовательных учреждений с этнокультурным (татарским) компонентом содержания образования в организации учебного процесса Свердловской области» выступил председатель Совета директоров школ с этнокультурным (татарским) компонентом содержания образования, директор МБОУ «Усть-Манчажская основная общеобразовательная школа» Д.Г.Каюмов.
На конференции обсуждались так же такие актуальные темы, как проблемы развития сельской школы, учебно-
методическое обеспечение изучения родного (татарского) языка и литературы в условиях перехода к новым федеральным государственным образовательным стандартам, современные тенденции развития национального образования и другие. Особое значение придавалось инновационным технологиям в изучении родного языка. Участники конференции ознакомились с системой работы города Набережные Челны по развитию и сохранению национального татарского образования и воспитания. Были рассмотрены перспективы развития сотрудничества базовых школ районов компактного проживания татар Свердловской области с образовательными учреждениями города Набережные Челны. В конце пленарного заседания были подписаны Договора о сотрудничестве между образовательными учреждениями сел Акбаш Нижнесергинского района, Азигулово Артинского района, Гайны Ачитского района и Рахмангулово Красноуфимского района с образовательными учреждениями города Набережные Челны Республики Татарстан.
В заключении пленарного заседания с обобщающим итогом выступили Постоянный представитель Республики Татарстан по Уральскому региону Ринат Садриев и первый заместитель Председателя исполкома Всемирного конгресса татар Ренат Валиуллин.
Было отмечено, что в 2001 году на территории Свердловской области насчитывалось 21 школа с изучением родного (татарского) языка и литературы, а к концу 2011 года в Свердловской области действовало 15 школ с изучением татарского языка, в одной школе родной язык преподавался в виде факультатива и 9 дошкольных образовательных учреждений с изучением родного (татарского) языка и литературы, что свидетельствовало о снижении количества обучающихся и воспитанников имеющих возможность по изучению родного языка. В 2013 году, по данным Постоянного Представительства Республики Татарстан в Свердловской области, на территории Свердловской области в 20 образовательных учреждениях преподается родной (татарский) язык и литература. Кроме того, в ряде образовательных учреждений, количество часов преподавания указанных предметов доведено до трех часов в неделю («Азигуловская средняя образовательная школа», «Усть-Манчажская основная общеобразовательная школа», «Нижнеарийская средняя общеобразовательная школа», «Средняя общеобразовательная школа с.Шокурово», «Основная общеобразовательная школа сУфа-Шигири», «Озерская начальная школа-детский сад»), что свидетельствует о заинтересованности родителей и органов местного самоуправления в сохранении преподавания родного языка и литературы. Вместе с тем, остаются нерешенными вопросы преемственности преподавания родного языка и литературы при укрупнении малокомплектных школ, обеспечения необходимым количеством квалифицированных преподавателей родного языка и литературы.
Необходимыми условиями развития системы этнокультурного (поликультурного) образования являются тесное взаимодействие органов управления образования, образовательных и научных учреждений, активизация работы по внедрению инновационных подходов в преподавание родного языка, продолжение работы по развитию системы научного, методического, психолого-педагогического обеспечения обучения родному языку (основанных на командных формах работы, создании психологически комфортной, безопасной среды для обучающихся, использовании разнообразных структур как для академических целей, так и для классбилдинга (объединение класса), тимбилдинга (объединение команды)), привлечение в процесс этнокультурного образования семьи, общественности, бизнеса и других институтов социализации человека.
Заслушав и обсудив доклады и выступления на межрегиональной конференции на тему «Основные направления инновационной деятельности по развитию национального образования» участники конференции приняли Резолюцию.
Резолюция, которая была принята за основу, опубликована на сайте «Татары Урала». Желающие могут отправить свои предложения по эл. адресу 3714319@mail.ru
Работа секционных заседаний конференции продолжилась в школах сел Уфа Шигири и Акбаш, и в национально-культурном центре села Аракаево. 24 октября проводились мастер-классы преподавания родного языка для учителей татарского языка и литературы, для школьных библиотек и музеев.
Участники конференции выразили огромную благодарность организаторам, отметив, что мероприятие своевременное и актуальное.