С точки зрения постановки проблем, речь нашего президента – это нечто эпохальное, это новая веха в истории отношений России с исламом и исламским миром. Такого никогда не было – не только в советские годы, но и при царизме. Сделана беспрецедентная ставка – на просвещение и возрождение интеллектуализма в российском исламе как на фундаментальное основание для решения всех назревших и перезревших проблем. По сути, констатировано: лишь просвещенный мусульманин может быть надежной опорой государства, лишь муфтии-интеллектуалы способны отвечать чаяниям верующих, лишь подкованные и авторитетные улемы и факихи в состоянии обеспечить защиту суверенитета страны в духовном пространстве.
Акценты, расставленные В.В. Путиным, прямо коррелируют с системой социальных ценностей, образующих базовый каркас Корана и сунны пророка Мухаммада, поскольку лишь просвещенный мусульманин («человек разумеющий») способен реализоваться в полной мере как наместник Бога на земле, будучи безгранично (рабски) Ему преданным на стезе данного служения. Лишь просвещенный мусульманин способен: нести полную меру ответственности перед Богом и сотворенным Им многообразным миром, перед своими соотечественниками и своей родиной, перед женой (если речь о мужчине) либо мужем (если речь о женщине) и детьми; быть социально активной личностью, обеспечивающей ускоренное развитие общества (для XXI века — на основе модернизации и инноваций); быть заинтересованным в гармоничном развитии и социальном комфорте для всех граждан поликонфессиональной и полиэтнической страны, одним словом, быть подлинным патриотом; испытывать потребность в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании, приобщении к современному духовному и научному знанию, т. е. вести истинный джихад.
Подавляющая часть проблем, маркированных исламом, с которыми сталкивается сегодня Россия, вызвана слабым пониманием этого вероучения, его ложными интерпретациями, порождающими социальные деструкции различной степени конфликтности (вплоть до терактов),неразвитостью в России социальной доктрины данной религии, отсутствием внятного понимания роли и места мусульман в жизни такого уникального исторического образования как Российская Федерация, где правоверные составляют государствообразующее меньшинство и ныне в полный голос заявляют о своих правах на лидерские позиции.
Духовное поле российского ислама открыто всем ветрам, находится под постоянным прессинговым воздействием иноземных школ и течений, заинтересованных в продвижении и укоренении на новых территориях собственных взглядов, а поскольку ислам – это образ жизни (т. е. эти взгляды требуют своего социального выражения), то фактически Россия оказывается объектом постоянных духовных интервенций, взламывающих суверенитет страны и вторгающихся в повседневную жизнь всех россиян, независимо от религиозной принадлежности.
На страже духовного суверенитета должна стоять национальная теологическая школа ислама, для создания которой необходимо вырастить поколение отечественных богословов и правоведов; сила этой школы, а соответственно, способность отстаивать интересы страны, будет прямо зависеть от авторитетности ее представителей в Исламском мире, неотъемлемой и значительной частью которого является Россия. Исламское богословие, расцветшее на российской земле, его открытость всем передовым идеям, рожденное им социальное учение, нацеленное на построение государства справедливости, социального успеха и процветания для всех граждан, призвано сплотить вокруг отечественной теологической школы ведущих интеллектуалов мира.
Создание подобной школы немыслимо без глубочайшего освоения и современного осмысления всего наследия Исламской цивилизации, без обращения к первоистокам ислама – Корану и сунне пророка Мухаммада. Именно при таком подходе удастся обогатить социальную доктрину ислама – на сегодня средневековую – тем интеллектуальным импульсом, который превратит мусульман в локомотив ускоренного развития всего человечества во втором тысячелетии.
Постановка задачи возрождения национальной богословской школы, разработки полномасштабной социальной доктрины российского ислама, программы социализации мусульман не имеет аналогов во всей истории нашей страны, что свидетельствует не только о желании государства положить окончательный предел экстремистским эксцессам в жизни российской уммы, не только о проявлении нешуточной заботы о духовном благополучии граждан мусульманского исповедания, стремлении усилить их позитивное влияние на развитие российского социума, но и о той лидерской роли, какую Российская Федерация намерена играть в Исламском мире.
Создание национальной школы современного исламского богословия и правоведения – не просто сенсационная (в свете недавнего российского прошлого) задача – недаром о ней дружно сообщило большинство ведущих информагентств как о новости № 1, – но подлинно грандиозная, я бы даже сказал судьбоносная задача, заслуживающая самого пристального внимания и детального обсуждения. Поэтому поговорим о ней в другой раз.
Бытовая исламофобия, с которой все мы сталкиваемся практически повседневно, катастрофична для России. Лишь приобретение и популяризация неискаженного знания об исламе – естественный путь к преодолению исламофобии. Поэтому в реализации идей президента должны быть кровно заинтересованы не только правоверные, но и православные, не только интернационалисты, но и националисты.
В.В. Путин несколько раз затронул проблему культурного кода, вопрос национальной идентичности. Судя по последним выступлениям президента, эта тема его давно и не на шутку волнует, ведь без осознания того, что нас всех объединяет, целостность страны не обеспечить. Сенсационен (приходится второй раз повторять это слово) вывод Путина: ислам – яркий элемент российского культурного кода. Глава государства обязан быть крайне осторожным в высказываниях, я же позволю себе обострить его тезис: русский человек — это сплав Востока и Запада, православия, ислама и еще много чего, сплав, не подлежащий разъятию на составные части. Отсюда – столь часто звучащий от иностранцев слоган о загадочности русской души. Так вот Путин лишь констатировал наличие во всех нас мусульманского элемента, причем оценил эту данность как сугубо позитивную. Делая такой вывод, думаю, он и себя имел ввиду. От себя-то ведь никуда не уйдешь, и все мы волей-неволей вынуждены руководствоваться в сужениях позицией «с собственной колокольни».
В.В. Путин выдвинул задачу социализации исламского сообщества России. Опять же невиданная до сих пор тема, некогда даже запретная. Почему вдруг она прозвучала? Очевидно, государство созрело к тому, чтобы ислам занял адекватное место в жизни страны, чтобы к нему перестали относиться как к культурному феномену прошлого, имеющему в наши дни право лишь на декоративное присутствие в социальном пространстве. Ислам — та единица и та сила, которая должна оказывать реальное влияние на развитие общества. И когда говорят о необходимости исключения любой политизации ислама, то конечно же имеют в виду деструктивные явления. Мусульмане должны консолидировать россиян на платформе авраамизма.
Президент предложил открывать мусульманские культурные и научно-просветительские центры, молодежные и женские клубы. Если до сих пор мы имели духовенство и исламские университеты, и ни тем, ни другим не удавалось справиться с задачей массового просвещения мусульман, то ныне для этого предложена третья компонента – сети культурных и научно-просветительских центров, саму идеологию функционирования которых еще нужно разработать. Следует готовить для них кадры: за эту работу, безусловно, должен был бы взяться Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, он, по-моему, призван выступить координатором всего этого начинания.
Нет сомнения, рост влияния ислама (не в ущерб православию) в жизни российского общества скажется самым позитивным образом и на национальной экономике, поскольку, в частности, многократно возрастут экономические связи России и Исламского мира.
Президент не обошел вниманием и переводы религиозных текстов.Проблема переводов исламской классики, первоисточников – это проблема из проблем, поскольку лиц, которые владели бы богословским арабским языком и умели бы адекватно передавать по-русски первоисточник – считанные единицы, на мой взгляд, не больше десяти человек на всю территорию СНГ. И всё это люди в приличном возрасте. Профессии переводчика богословских тестов молодежь не обучается, в вузах данная работа всерьез не поставлена. Да и заниматься ею по сути некому. В общем, данная проблема требует безотлагательного и самого решительного вмешательства.
Очень верно замечено в отношении изданий, которые запрещаются. Я тоже считаю, что за то, какие издания оседают на наших книжных полках, несут ответственность прежде всего сами мусульмане. Вместе с тем нужно положить решительный предел самоделкам, любительской продукции, извращающей вероучение, в частности, по причине того, что автор не умеет грамотно изъясняться по-русски.
В заключение подчеркну важное: Путин показал себя как общенациональный лидер. Программа, предложенная им к реализации, на мой взгляд, должна сплотить вокруг него практически всю российскую умму и бóльшую часть мусульман планеты, поскольку проблема просвещения и современного понимания ислама, ислама, который способен обеспечить развитие государства опережающими темпами, – это острая проблема, стоящая на повестке сегодняшнего дня, проблема, актуальная не только для России, но и для всего Исламского мира.
Главе государства, выдвинувшему идеи, прозвучавшие в речи Путина, должны дружно аплодировать все лидеры исламских государств и сообществ.
И еще один важный акцент: впервые, насколько я могу судить, в речи президента в связи с мусульманами не говорилось о силовой составляющей борьбы с экстремизмом. Ставка сделана на просвещение, и это, мне кажется, весьма знаково. Никакими силовыми методами, никакими акциями устрожения и мерами по ужесточению наказаний мы радикализм из жизни страны не исключим. Только путем просвещения. Лишь правильно понятый ислам является основой для преодоления окрашенных им радикализма и этнорелигиозных конфликтов.
Представляю, сколь противоречивые чувства испытали, слушая речь президента, некоторые представители исламского духовенства. Поставлена задача всерьез заниматься просвещением, одними декларациями тут не отделаешься. Да и как теперь реагировать на радикалов, основной пафос критики которых сводился к тому, что невеждам не место на минбарах? Требование главы государства поставить во главу угла просвещение и социализацию должно резко поубавить в стране религиозно мотивированного радикализма, ведь фактически предложено заняться выработкой новых форм партнерских отношений с наиболее активной частью верующих.
После нынешней рубежной речи В.В. Путина – ее мы вспомним еще не раз –вряд ли у кого-то повернется язык уличать руководство страны в исламофобии. Конечно же о людях судят не столько по словам, сколько делам. Но какого рода дел можно ждать сейчас от президента страны? Он совершил уже немало, выступив с программой действий, какую не от каждого главы исламского государства можно услышать. Свою администрацию он укрепил специалистами новой формации, всерьез нацеленными на реализацию озвученного ныне комплекса задач. Но подменять мусульман на их собственном поприще, естественно, никто не станет. Если воспользоваться футбольной терминологией, ныне мяч на стороне правоверных. Дело чести — оправдать надежды президента.
Автор: Юрий Михайлов