Краснотурьинск

Главная / Новости / Краснотурьинск
04.06.2012

Мусульманская община городского округа Краснотурьинск, который расположен на самом севере Свердловской области, дружная и интернациональная. В новую мечеть по пятницам приходят татары, башкиры, таджики, чеченцы, дагестанцы, ингуши, представители других национальностей, возносят хвалу Всевышнему, слушают проповедь имама, пьют чай и обсуждают последние новости. А их за последнее время немало.  

В 1990-е годы мусульманам под молитвенную комнату городская администрация выделила помещение в подвале дома по адресу ул. Попова, 68. «Там было две комнаты площадью 5х5 м и 2х3 м, которые использовались как мужской и женский молельный залы. Но, поскольку рядом были трубы системы отопления, нередко случались аварии, и стоял неприятный запах, молиться там было нелегко. Кроме того, маленькое помещение не вмещало всех желающих. Поэтому часть мусульман ездили на пятничную проповедь в соседний поселок Воронцовка, где работает стационарная мечеть. Из-за того, что поселок находится в 14 км от города, многим пожилым прихожанам, особенно в зимнее время, неудобно было добираться до Воронцовки», — рассказал IslamRF.ru предприниматель, меценат, помогающий мусульманской общине города, Нургалей Ураков.

В связи с этим в июне прошлого года мусульмане обратились в администрацию Краснотурьинского городского округа с просьбой посодействовать решению проблемы. В этот момент как раз решался вопрос о списании здания, в котором размещались рыболовный клуб и административный центр ледового катка по ул. Октябрьская, 53. Поскольку для горожан построили новое спортивное сооружение, глава городского округа Сергей Верхотуров решил передать здание мусульманам.

Как вспоминает Нургалей Ураков, здание находилось в аварийном состоянии, но зато в очень удобном месте, в центре города, по соседству с православным храмом, новоапостольской церковью и евангелическо-лютеранским собором. Т.е. получался настоящий храмовый ансамбль, свидетельствующий о добром взаимоотношениями между последователями основных конфессий (православные, протестанты, мусульмане), проживающими в Краснотурьинске. «Глаза бояться, а руки делают», — вспоминает Нургалей-эфенди. Слава Всевышнему, опыт по строительным и ремонтным работам в его жизни имелся немалый. Договорились с другом из соседнего города, приобрели со скидкой пластиковые панели, другими строительными материалами помогли предприниматели Краснотурьинска разных национальностей (город небольшой, все друг друга знают, все друг другу тем или иным способом стараются помочь). И не прошло и полугода, как здание преобразилось. Были заменены полы, стены обшиты панелями, в настоящее время заканчивается замена сантехники и установка металлического ограждения. Сейчас это благоустроенное помещение с прихожей, мужским и женским молельными залами, кухней, просторным коридором, комнатами для совершения омовения, кабинетом  имама и хозяйственными помещениями. По словам Нургалея Уракова, осталось произвести еще определенный комплекс работ по внешней отделке здания, огородить территорию забором и мечеть будет полностью готова для использования. В любом случае, молитвы Всевышнему в ней начали возноситься сразу после того, как полгода назад был закончен мужской молельный зал. Таким образом, конфессиональный треугольник в городе Краснотурьинске стал новой городской достопримечательностью.

Именно этим обстоятельством больше всего доволен глава городского округа Краснотурьинск Сергей Валентинович Верхотуров, сам искренне верующий человек. «Настоящее возрождение православной веры началось только в 2006 году, когда был возрожден Храм Святого Преподобного Максима Исповедника. Раньше была небольшая часовня, туда ходило на службы около 50 человек. Сегодня православных прихожан насчитывается более тысячи человек. Уверен, также будет и у мусульман. Заработает мечеть в полную силу и яблоку в ней негде будет упасть. Самое главное, чтобы был хороший и сильный проповедник, который бы призывал людей к добру и моральному совершенствованию», — поделился с IslamRF.ru Сергей Верхотуров.

Такой человек появился. Недавно муфтием Регионального духовного управления мусульман Свердловской области Равилем Мамлеевым на пост имама-хатыба Краснотурьинской мечети был назначен молодой имам Ильдус Такиуллин, выпускник Российского исламского университета ЦДУМ России. Городская администрация обещала оказать свою поддержку в работе новому имаму.

Есть у общины и планы по строительству новой мечети рядом со зданием бывшего рыболовного клуба. Сейчас мусульманская община ищет организацию, которая бы взялась за возведение храма и думает над тем, откуда взять средства на его сооружение. Согласно проекту, двухэтажная мечеть размером 12х18 метров будет рассчитана на 200 человек. И этой площади, по мнению Нургалей Уракова, еще будет недостаточно. Ведь, по оценкам мецената, из 80 тысяч жителей Краснотурьинска более 10 тысяч составляют этнические мусульмане. Краснотурьинск сегодня смело можно назвать точкой мусульманского роста на карте Свердловской области. Главное, по меткому выражению главы города Сергея Верхотурова, чтобы этнические мусульмане города из «захожан превратились в прихожан», ведь только вековые ценности традиционных конфессий способны возродить в российском обществе нравственность и справедливость.       

 

Для справки:

Город Краснотурьинск — является городом областного подчинения в Свердловской области. Крупный промышленный и культурный центр Северного Урала. Находится в 426 км к северу от Екатеринбурга. 6 октября 1758 года на берегу реки Турьи началось строительство первого медного рудника — Васильевского. Владельцем рудника был верхотурский купец Максим Походяшин. Кроме Васильевского, в скором времени, началось строительство и других рудников, принадлежащих купцу: Николаевского, Першинского, Суходойского, Фроловского. Все вместе эти рудники, а также горняцкий посёлок, образовавшийся на их базе, получили название «Турьинские рудники». С 1800 года в районе разрабатывались месторождения железных руд, с 1823 года начата добыча золота (у Турьинских рудников была одна из самых богатых групп россыпей). В 1833 году была построена узкоколейная железная дорога, соединившая рудник с Богословским заводом (ныне город Карпинск). Вторая ветка узкоколейки (1886 год) соединила его с Надеждинском (ныне город Серов). Во время Гражданской войны был разрушен медеплавильный завод в Богословске, а медные рудники — затоплены. Их восстановление и реконструкция начались в 1930 году. В 1934 году заработал Фроловский, а позднее Башмаковский, Богословский, Никитский и Васильевский рудники. В 1930-х годах открыты месторождения огнеупорных глин. В 1931 году открыто месторождение бокситов. 27 ноября 1940 года Главалюминием была утверждена площадка для строительства завода вблизи посёлка Турьинские рудники и дано ему название — Богословский алюминиевый завод (БАЗ). 27 ноября 1944 года посёлок Турьинские рудники преобразован в город областного подчинения, которому было присвоено наименование Краснотурьинск. Фактически Краснотурьинск и БАЗ созданы руками заключённых Богословлага — «исправительного» учреждения НКВД. Заключёнными были раскулаченные крестьяне и этнические немцы Поволжья, мобилизованные во время войны в трудовую армию.

Наряду с немцами огромный вклад в развитие города внесли татары и башкиры. Первые представители мусульманских народов появились на рудниках еще в начале ХХ века как вольнонаемные рабочие. Позднее в 1930-е гг. татарские и башкирские крестьяне либо ссылались сюда, либо сами спасались от репрессий. Проживают как в самом городе, так и компактно расселены в ряде поселков близ города, например, в Воронцовке, Чернореченске и Рудничном. В Воронцовке действует мечеть. По данным последней переписи населения, составляют до 10% жителей городского округа Краснотурьинск. С середины 1990-х гг. ощущается приток внутренних и внешних мигрантов из Республик Кавказа и Центральной Азии.

 

Алексей Старостин

 

04.06.2012

IslamRF.ru