Мечеть г. Серов. Надеждинский сталерельсовый завод и поселение при нем было основано 29 мая 1894 г. Все население заводского поселка было пришлым. Здесь оседали квалифицированные рабочие-металлисты из уральских и южных городов, гонимые голодом русские крестьяне из ближних и дальних губерний, а также многочисленные чуваши, зыряне, башкиры и татары. Последних в начале ХХ века было не менее 1200 чел. (1000 мужчин и 200 женщин – мусульман). Учитывая такое количество мусульман, неудивительно, что уже вскоре после основания завода там начала действовать соборная мечеть. ОМДС отправило туда метрические книги за №2274. Сохранившиеся иллюстративные материалы свидетельствуют о том, что мечеть была деревянной двухэтажной (отдельная прихожая, цокольный этаж и молельный зал, разделенный на две половины (мужскую и женскую). Мечеть была покрыта четырехскатной крышей, над правой половиной которой возвышался восьмигранный минарет. Позднее из-за того что мечеть не вмещала всех желающих, неподалеку была построена вторая мечеть. Обе они располагались на территории старого городского рынка. В городе действовала русско-татарская школа, работу которой курировали служители мечетей. До революции 1917 г. имамами Надеждинского завода служили Шигинитдин Айнутдинов, Ибрагим Мухаммед Юнусов, Шакирзян Хамидуллин, Мухамет-Гата Мухамет Сафин, Тимирша Ильясов, Мухамеддаки Мухаметшакиров. В 1912 г. в результате доносов Шакирзян Хамидуллин и его брат Садык были обвинены в пропаганде идей панисламизма и высланы из пределов Пермской губернии.
С установлением советской власти в рамках антирелигиозной политики обе мечети были закрыты. Одна - в 1929 г., другая – в 1931 г. Их отдали металлургическому заводу (под контору) и милиции. Затем в течение более чем 20-ти лет организовать религиозную деятельность мусульманской общины не удавалось из-за угрозы репрессий. Только в 1954 г. был проведен первый за 20 лет Курбан-Байрам. Для молитв мусульмане собирались на частных квартирах. Чаще других собирались на молитву в доме у Абделкавыя Галиуллина. Бывало, что на праздники туда приходило более 150 чел. По пятницам народу было, естественно, меньше, но собирались верующие регулярно. Как религиозная организация община мусульман г. Серова была зарегистрирована в 1991 г. В 1993 г. в обмен на территорию утраченных мечетей администрация города Серова отдала мусульманам помещение бывшей школы №4 на ул.Осипенко, 66: деревянное 2-х этажное здание, сейчас уже сильно обветшавшее. В это помещение мусульмане пришли 23-го мая 1993 г. и до недавнего времени собирались там для молитвы. Верующие рассказывают, что собираться особенно в зимнее время было довольно холодно, поэтому они принимали деятельное участие в строительстве полноценной соборной мечети.
намаз в строящейся мечети |
Строительство соборной мечети было начато в 1994 г. и продлилось 17 лет. До начала 2000-х гг. мусульмане г. Серова сумели только залить фундамент, возвести часть стен, но потом из-за нехватки средств строительство было приостановлено. Только в начале 2000-х гг. вопрос о продолжении строительства мечети получил положительное решение - его взял на личный контроль глава Серовского городского округа Владимир Федорович Анисимов, заручившийся поддержкой генерального директора Уральской горно-металлургической компании Андрея Анатольевича Козицына.
Заказчиком стройки выступило Управление капительного строительства администрации города, которое обратилось в УралНИИпроект с просьбой сделать комплексный проект храма. Как отмечает архитектор Николай Ахмадуллин, группа специалистов проектной организации, выехавшая на место была удивлена, что здание строили без проекта. Произведя необходимые замеры, стены и фундамент были признаны удовлетворительными, поэтому проект делали с учетом уже имеющихся построек. Однако строительство шло не быстро, постоянно не хватало денег. Но в Серове был найден оригинальный выход - городские власти выступили с инициативой проведения благотворительных марафонов по сбору средств на строительство мечети. Мечеть была торжественно открыта 4 ноября 2011 г. в присутствии Главного муфтия УрФО от ЦДУМ Рината Раева и других почетных гостей, хотя пятничные намазы начали проводиться в помещении мечети еще с 2009 г., когда был готов корпус мечети. В зимнее время его согревали с помощью тепловой пушки. Общая площадь мечети составляет 322 кв. м. Мечеть рассчитана на 120 молящихся и является самой крупной на севере Свердловской области. В ней же расположен аппарат северного мухтасибата Регионального ДУМ Свердловской области.
площадь здания составит 322 квадратных метра, вместимость 100-120 человек.
Источники и литература:
ЦГИА РБ. Ф. 187, оп. 1, д. 412, л.142.; Ф. И-295. Оп. 2 Д. 8. Л. 680–682; ГАПК Ф.65.Оп.5. Д.104; Хамидуллин С. Письмо из Надеждинска//«В мире мусульманства» (Санкт-Петербург) – 18.11. 1911; Марданов Р. Шакиржан Хамидинен тууына 125 ел//Гасырлар авазы – ¾ 2003; Салихов Р.Р., Хайрутдинов Р.Р. История мусульманских приходов Высокогорского района // Очерки истории Высокогорского района Республики Татарстан. – Казань: Мастер Лайн, 1995. – С.163–206; Старостин А.Н. Церемония открытия мечети в Серове - http://islamio.ru/news/society/the_opening_ceremony_of_the_mosque_in_serowe/
Контакты:
Адрес: 624992, Свердловская область, г.Серов, ул.Розы Люксембург, 30
Телефон: (34385) 3-16-50
Имамы г. Серов
Айнутдинов Шигинитдин - отношением Пермского губернского правления от 31.01.1897 г. за №399 назначен имам-хатыбом и мударрисом Надеждинского завода.
Юнусов Ибрагим Мухамедович - отношением Пермского губернского правления за №3446 от 4.06.1907 назначен имамом и мугаллимом Надеждинского завода.
Хамидуллин (Хамиди) ШакирзянАссадулович (29/30.08.1878, д. Татарские Тюки Буинский уезд Симбирской губ. – не ранее 1922) – религиозный и общественный деятель. Окончив в 1896 г. Усмановское медресе г. Казани, Хамидуллин с 1.12.1897 по 8.03.1899 состоял вольноприходящим учеником Татарской учительской школы. С 1899 по 1903 гг. преподавал в новометодном мектебе д. Чувашлы, а затем оказался в д. Юртыш. Здесь он провел реформы в приходской школе, где ежегодно по новому методу учились 45 мальчиков и 30 девочек. Прославился в эпоху джадидских преобразований как педагог-новатор, автор ряда новометодных учебников и просветительских брошюр. С 1903 г. второй имам-хатыб второй мечети д. Юртыш. Работал корректором восточных книг в типографии бр. Каримовых в Казани. Принимал участие в революционных событиях 1905 г. За оскорбление царя и его министров был привлечен к ответственности и предан суду; за оскорбление казачьих войск в печати собственного издательства (на обороте стенного календаря за 1907 год) ему было запрещено выпускать какие-либо издания. Сотрудничал в газетах «Азат» и «Азат халык», вел борьбу с религиозным фанатизмом и кадимизмом. 18.05.1909 г. назначен указным муллой мечети Надеждинского завода. Руководил общиной в 4000 чел. Открыл женское и мужское мектебе. В 1910 г. в них обучалось 100 человек обоего пола. В проповедях и обучении детей проводил джадидистскую линию, что вызывало недовольство ряда консервативно настроенных духовных лиц. Боролся за права рабочих, в частности, принимал активное участие в конфликте рабочих Богословского горного завода с руководством предприятия. Проводил негласные собрания рабочих, где вел с ними политические беседы. По доносу недоброжелателей арестован помощником начальника Губернского жандармского управления 25.09.1911 и заключен в Верхотурскую уездную тюрьму, где просидел до 27.10.1911. Выслан совместно с двумя прихожанами на 3 года под гласный надзор полиции на жительство в Олонецкую губернию. Обвинялся в пропаганде панисламизма, призывах к рабочим-татарам поддерживать русских рабочих в борьбе с самодержавием. Хотя рукописи и книги, забранные в количестве около 800 экземпляров для перевода, были возвращены ему в день ареста с сообщением о том, что ничего нелегального в них не найдено. По окончании наказания в 1914 г. Хамидуллин поселился в Мензелинском уезде, где нелегально открыл общеобразовательную школу, в которой обучалось до 6.03.1917 г. около трехсот человек. После Февральской революции Хамидуллин организовал Комитет распространения гражданских прав среди волостей Мензелинского уезда, посредством комитета вел борьбу с дворянством и зажиточным крестьянством, в 26 волостях организовал Уездный совет, состоя в Уездном крестьянском союзе. 10.10.1917 года организовал и редактировал газету «Мензеля или». В 1918 г. вступил в РКП(б). До августа 1918 г. был членом Мензелинского уездного исполкома, единовременно занимая
Татарская школа в Надеждинском заводе |
должность председателя Уездного комиссариата по делам мусульман, членом Окружного суда и членом Военного совета. Принял активное участие в гражданской войне на стороне РККА. По поручению политотдела штаба 3-ей армии открыл под своей редакцией в г. Сарапул газету «Кызыл кряшчи». Состоял членом Сарапульского исполкома и заведывающим отделом по делам национальностей. После 4.04.1919 г. эвакуировался в Казань, спасаясь от армии адмирала А.В. Колчака, где принял участие в организации политотдела при 1-й Мусульманской бригаде. 30.04.1919. Центральной мусульманской военной коллегией был откомандирован на Восточный фронт в качестве агитатора-организатора, где находился до 8 июля. До 31.08.1919 председатель исполкома с. Агрыз. 1 сентября назначен на Южный фронт в г. Саратов для агитационной работы среди мусульманского населения, где провел Губ. мусульманский съезд, на котором и был избран председателем Коллегии губ. комиссариата по делам мусульман, где пробыв до 9.10.1919 г. получил распоряжение Центральной мусульманской военной комиссии о назначении его в Агрыз председателем исполкома. Здесь созвал 1-й и 2-й съезды из 5 уездов мусульманского духовенства и организовал Союз мусульманских мулл Прикамского края левого течения. 3-ий съезд мулл провел 20.07.1920 года в г. Мензелинске. Был выбранным председателем Агрызского исполкома до 8.12.1921 г. Благодаря его инициативе были выделены из Елабужского уезда Сарсак-Омгинская, Кучуковская и Старо-Чекалдинская волости и из Сарапульского уезда Агрызская и Исенбаевская волости, из которых был организован Агрызский кантон. С 8.12.1921 г. состоял членом Агрызского кантревкома и заведующим Кантземотделом.
Источники и литература:
ЦГИА РБ. Ф. 187, оп. 1, д. 412, л.142.; Ф. И-295. Оп. 2 Д. 8. Л. 680–682; ГАПК Ф.65.Оп.5. Д.104; Хамидуллин С. Письмо из Надеждинска//«В мире мусульманства» (Санкт-Петербург) – 18.11. 1911; Марданов Р. Шакиржан Хамидинен тууына 125 ел//Гасырлар авазы – ¾ 2003; Салихов Р.Р., Хайрутдинов Р.Р. История мусульманских приходов Высокогорского района // Очерки истории Высокогорского района Республики Татарстан. – Казань: Мастер Лайн, 1995. – С.163–206.
Сафитов (Сафин) Мухаммедагат Мухамметович (?, Нукреевская волость Мензелинского уезда Уфимской губ. - ?) - религиозный деятель. Сын муллы. Прошел трехгодичный курс обучения в медресе «Галия» (г.Уфа), по окончании учебы в течение года работал смотрителем при этом медресе, в 1911 г. работал вторым учителем татарской школы близ г. Тюмень. 3.07.1912 г. приехал в Надеждинский завод (ныне г. Серов Свердл. обл.), выставил свою кандидатуру на вакантное место муллы, освободившееся после высылки А.Ш. Хамидуллина и был избран. Выборное производство представлено в Пермское губернское правление 25.07.1912 г. за №3846. 4.12.1912 г. утвержден хатыпом и мударрисом отношением Пермского губернского правления №8994. Был сторонником джадидизма.
Источники и литература:
ГАПК Ф.65.Оп.5 Д.104. Л.74-82; ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп. 2 Д. 8. Л. 680–682.
Ильясов Тимирша - муэдзин, допущен исправлять должность имама и мугаллима, утвержден 29.09.1899 приказом Пермского губернского правления №3508. Стремился стать имамом Надеждинской мечети, выступал тайным агентом полиции под именем "Али", приложил значительные усилия к заключению имама Ш.А. Хамидуллина под стражу. Однако На основании отношения ОМДС от 31.01.1912 г. «вследствие прошения прихожан Надеждинского завода… муэдзин Ильясов удален от занимаемой должности навсегда». Об этом было сказано в письме из Уфы приставу Богословского горного округа с просьбой объявить об этом Ильясову. Тот, не ожидая подобного развития событий, обратился за заступничеством к начальнику Пермского губернского жандармского управления полковнику Комиссарову. Полковник попытался заступиться за полицейского агента, но когда узнал, что Пермское губернское правление, через которое проходило назначение и отрешение от должности духовных лиц, не в силах повлиять на отставку Ильясова, более не вмешивался в это дело и приказал жандармам и полиции более не пользоваться услугами агента «Али». По постановлению ОМДС от 25.09.1913 Т. Ильясов был навсегда удален от должности.
Источники и литература:
ЦГИА РБ. Ф. 187. Оп. 1. Д. 412. Л.172-173.
Мухаметшакиров Мухамеддаки отношением Пермского губернского правления от 9.09.1908 утвержден муэдзином Надеждинского завода за №7191.
Неофициальные муллы советского времени:
Касым-бабай, Гариф-бабай Зарипов, Хасиб Ахметзянов, Салих-бабай. Религиозные знания они получали, как правило, в первую очередь в семье - от своих отцов - и от других верующих. До выхода на пенсию они всю жизнь были рабочими, работали на производстве, а муллами становились после выхода на пенсию, когда они уже ничем не были обязаны государству.
Фазлыев Габдулхак Фазлыевич (01.01.1936 г. Серов) - татарин. Родился в крестьянской религиозной семье. Получил средне-специальное образование. Работал на различных предприятиях города Серова рабочим, мастером, начальником участка. К исламу пришел "по зову сердца, по примеру благочестивых мусульман и чтению Корана". Религиозные знания получал путем самообразования. Принял участие в организации первой мусульманской общины города. Был избран председателем и имамом мусульманской общины г. Серова. Женат, имеет 1 ребенка.
Мансуров Ильнур Ханафиевич (1982, д. Бадряшево Татышлинского района Республики Башкортостан). Окончил среднюю школу в родной деревне. Основы ислама постигал на курсах при деревенской мечети в середине 1990-х гг. С 2000 по 2005 г. учился в Российском исламском университете ЦДУМ России. Работал имамом в мечетях г. Сургут, д. Кляшево Чишминском районе Республики Башкортостан, Муравленко, Надыма, Уфы. С 2010 г. имам-хатыб местной мусульманской религиозной организации "Махалля имени "Ахмада Ясави" при мечети г. Серова. С февраля 2013 г. имам-мухтасиб Северного мухтасибата РДУМСО. Женат, 1 ребенок. Двое родных братьев - Мухаммад и Ильфат также служат имамами мечетей в гг. Муравленко и Ямбург Ямало-Ненецкого автономного округа.
Материалы про мечеть:
Панисламизм на Урале или эпизод из истории мусульман Надеждинского завода
Жизнь мусульман Серова на излете советской эпохи…
В Серове построят главную для всего Северного Урала мечеть
Мусульмане Серова собрали полтора миллиона рублей на строительство мечети
Церемония открытия мечети в Серове
Местная мусульманская религиозная организация "махалля имени "Ахмада Ясави"
В Серове прошел самый крупный за прошедший век Маулид
Материалы подготовил Алексей Старостин, кандидат исторических наук