мечеть Алапаевска, современный вид |
Впервые мусульманский молельный дом в заштатном г. Алапай появился в начале ХХ века в связи с обращением проживавших в городе мусульман в Оренбургское магометанское духовное собрание с соответствующим ходатайством. Согласно переписи населения 1897 г. в Алапае проживало всего восемьдесят мусульман, в том числе 56 мужчин и 24 женщины. Однако к 1908 г. мусульманское население существенно возросло, превысив необходимые для открытия храма двести душ мужского пола. Основу мусульманской общины составляли крестьяне, являвшиеся выходцами из Казанской и Уфимской губерний. Большая часть из них работали на заводе. В документе, написанном мусульманами 12 ноября 1907 г., желание построить молитвенный дом объясняется тем, что «в городе этом и его окрестностях проживает много магометан, а самая близкая к ним мечеть и духовные лица находятся в Кушвинском заводе за 200 вёрст, почему [магометане Алапаевска] крайне нуждаются в богослужениях и требоотправлениях».
В феврале 1908 г. в повторном письме в ОМДС мусульмане дали обещание содержать мечеть и имама. Муфтият дал положительную резолюцию и переслал документы о строительстве молельного дома на рассмотрение в Пермское губернское правление. Правление также не имело возражений и своим решением № 4419 от 27 июля 1908 г. дало разрешение на постройку молитвенного дома. В январе 1910 г. строительство храма было завершено. Основные затраты на постройку храма взяли на себя городские меценаты: «Мечеть построили жертвователи и благодетели со стороны Алапаевского завода», – говорится в одном из отчетных писем в ОМДС.
муфтий Равиль Мамлеев на встрече с верующими |
В 1911 г. с разрешения ОМДС при мечети началось строительство медресе. Владельцы Алапаевского завода подарили мусульманам 500 саженей земли и профинансировали строительство учебного заведения. Согласно сохранившемуся плану и проекту, медресе представляло собой одноэтажное здание с тремя окнами по фасаду. Внутри здания находилась классная комната, раздевалка, комната учителя и кухня. Инициатором и главным исполнителем строительства мечети и медресе был крестьянин Азалевской волости Свияжского уезда Казанской губернии Галиулла Файзуллин, ставший впоследствии муэдзином и муллой данной мечети.
В годы советской власти мечеть и медресе были закрыты. Здание мечети начало использоваться под склад. В годы хрущёвской «оттепели» здесь разместилась татарская школа, после неё в стенах мечети начал работать детский сад, однако здание ветшало, детей перевезли в другое место, и бывшая мечеть некоторое время пустовала, пока в середине 1980-х годов не была снесена по ветхости.
дом Галиуллы Файзуллина, где в советские годы собирались мусульмане |
Мусульмане, тем не менее, продолжали тайно совершать религиозные обряды. Сначала в доме (ул. Володарского, д. 61) муэдзина Галиуллы Файзуллина (до середины 1930-х гг.) А после его смерти на татарском кладбище, где в пристрое у сторожки совершались религиозные обряды. Жизнью мусульманской общины руководили неофициальные муллы из числа религиозно грамотных жителей города.
Мечеть была возрождена на прежнем месте по инициативе внучатого племянника Галиуллы
Габтрахман Файзуллин |
Файзуллина Габтрахмана Файзуллина. 19 июня 1993 г. состоялось первое официальное собрание мусульманской общины, вскоре она получила официальную регистрацию в составе ЦДУМ под названием ММРО «Сафар». Председателем был избран Габтрахман Файзуллин. Глава города Б. Ю. Кошкин своим постановлением от 23 марта 1994 г. передал мусульманской общине землю под строительство мечети площадью 1317 кв. м. Строительство мечети началось в 1996 г. и длилось 2 года. Материалами для строительства помогали многие предприятия города, простые верующие оказывали как посильную, так и финансовую помощь. Значительный вклад в строительство внесла и городская администрация.
28 января 1998 года состоялось открытие мечети, построенной в традициях восточной архитектуры – с высоким минаретом и красивой чеканкой, выполненной Рашидом Умитбаевым. В своё время Габтрахман Файзуллин ездил в Татарстан, где знакомился с проектами поволжских мечетей; на их основе был создан свой проект каменной мечети, имеющей вход с северо-восточной стороны. Мечеть имеет два внутренних помещения: прихожую, в которой также расположена библиотека, и основной молельный зал, рассчитанный на 60 молящихся. Однако по состоянию на весну 2013 г. мечеть не вмещает всех желающих и летом будет значительно расширена. Планируется также увеличить высоту минарета. На пятничный намаз приходит более 80 человек. Этнический состав общины следующий: большинство прихожан составляют татары и башкиры, меньшую часть – аварцы, чеченцы, кыргызы, таджики.
Литература:
ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп. 6. Д. 1466; Д. 4191; Оп. 2 Д. 8. Л. 680–682; Оп. 5. Д. 14890; Первая всеобщая перепись населения Российской империи. – 1897. – Т. XXXI. СПБ: Центральный статистический комитет МВД, 1904. – С. 98–121; Бикбов Р. Первый революционный мусульманский батальон Урала // Казань. – № 4 – 04.2006. – С. 19; Владимирович О. Мечеть // Алапаевская искра. – № 147 – 2.12.1995. – С. 3; Визит в г. Алапаевск // Урал карчыгасы. – 06.2007; Старостин А.Н. На Урале внук возродил мечеть, построенную дедом. - Ислам.ру – 27.07.2011 URL: http://www.islam.ru/content/obshestvo/2019 (дата обращения 26.03.2013)
Контакты
Адрес: 624600, Свердловская обл, г.Алапаевск, ул.Розы Люксембург, 48
Имамы мечети г. Алапаевск:
печать Шагиздана Миникеева |
1) Шагиздан Миникеев (?-?) - крестьянин д. Нарат-Илек Чистопольского уезда Казанской губернии, окончил медресе в д. Адамсу Чистопольского уезда. 4 мая 1912 г. Оренбургское магометанское духовное собрание утвердило его имамом одного из заводов в Соликамском уезде Пермской губернии. Утверждён хатыпом молельного дома г. Алапаевск указом Пермского губернского правления №8438 от 11 октября 1913. Проработал в Алапаевске всего четыре года. 3 мая 1917 г. подал заявление на перевод его имамом молельного дома на Егоршинские каменно-угольные копи Верхотурского уезда, представив приговор об избрании его имамом в данный приход. В Алапаевске мусульмане не стали возражать против его ухода, а сам Ш. Миникеев дал письменные заверения, что никаких претензий и возражений против избрания нового имама не имеет: «Я, имам-хатыб города Алапаевска Верхотурского уезда Пермской губернии Шагиздан Миникеев, поступил в обязанность муллы указом, выданным Духовным собранием 17 октября 1913 года за № 5157. Прослужив около четырёх лет, я добровольно слагаю с себя обязанности имама-хатыба и с согласия прихожан-мусульман города Алапаевска и его окрестностей 15 августа 1917 года передаю свои документы, касающиеся моих дел, и метрическую книгу мулле, избранному прихожанами-мусульманами, или же туда, куда следует. С сего числа мусульмане-прихожане имеют право ходатайствовать о выборе нового муллы, в чём не буду прекословить».
2) Ярулла Хайруллин Фаризов (?-?) – крестьянин д. Яхшибаевой Больше-Каменской волости Самарского уезда. Сын крещеного татарина, оставшийся верен мусульманской вере. Учительствовал в Больше-Шахтинском русско-татарском училище. Сдал экзамен в Оренбургском магометанском духовном собрании и оказался достоин быть имамом. Учительствовал в Алапаевском мусульманском медресе. Резолюцией Пермского губернского правления №1981 утвержден имамом Алапаевского молельного дома 9 февраля 1918 г.
3) Галиулла Файзуллин (1849- сер. 1930-х гг.) - крестьянин Азалевской волости Свияжского уезда Казанской губернии. Инициатор строительства молельного дома в г. Алапаевск. Во время строительства мечети сдал экзамены в ОМДС о проверке его знаний исламского вероучения и получил свидетельство на должность муэдзина и мугаллим-сабиана (педагогическое звание, дающее право обучать детей младшего возраста). Неоднократно от своего имени и от имени мусульман Алапаевска ходатайствовал о назначении себя на должность имама построенной мечети. В исключительных случаях ОМДС позволяло муэдзинам исполнять обязанности имама, поэтому Файзуллин надеялся, что ему окажут соответствующее доверие. Мотивировал он это тем, что поскольку в городе нет старшего духовного лица, а он не уполномочен проводить религиозные обряды в полном объёме, мусульманам Алапаевска приходится ездить в Нижний Тагил или в Кушву за десятки вёрст для регистрации родившихся и умерших. Но Духовное собрание неизменно отказывало в этом Файзуллину, поскольку знаний, продемонстрированных им на экзамене, было недостаточно для должности имама. Лишь 23 июня 1921 г. резолюцией ОМДС № 2753 он был утвержден муэдзином молельного дома Алапаевска. После закрытия мечети проводил религиозные обряды у себя дома (ул. Володарского, д. 61). Был женат на 1849 года рождения, женатый также на уроженке Казанской губернии Гайсе-ханум. Не имел детей.
4) Рифхат Саетшович Саетшин (31.07.1934) – родился в д. Черемшан Апостовского района Татарской АССР в религиозной семье. В 1958 г. переехал в Алапаевск, здесь познакомился с женой, вырастил двух дочек. Работал стропальщиком на лесобирже. Вышел на пенсию. Помогал строить мечеть. Начальные религиозные знания получил у родителей, а потом был направлен мусульманами Алапаевска на учёбу в медресе при мечети «Маулид» г. Екатеринбурга. С 1998 г. служит имамом мечети г. Алапаевск. Совершил хадж.
Материалы о мечети:
На Урале внук возродил мечеть, построенную дедом
Мусульманские общины промышленных поселений Пермской губернии в конце XIX – начале ХХ вв.
Мечеть в городе благотворно влияет на нравственность горожан - власти Алапаевска
Мечеть в Алапаевске Свердловской области не вмещает прихожан
Материалы подготовил Алексей Старостин, кандидат исторических наук