Новости

18.06.2024

С чувством глубокого возмущения Центральное духовное управление мусульман России, как и все мусульманское сообщество, восприняло известие об акте захвата заложников в СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области в дни светлого праздника «Курбан-Байрам».
Террористы, а точнее их заказчики, явно пытались придать акту захвата заложников сакральный смысл, организовав его именно во время одного из главных исламских праздников, тем самым заложив в него настоящую цель – взбудоражить общество, запугать граждан России и спровоцировать волну межрелигиозных и межнациональных конфликтов любого масштаба, накопить среди населения критическую массу взаимных претензий. И такая методика абсолютно не нова. И применялась она не только в России. К чему это приводит, ясно видно из новейшей истории этих стран.
Очевидно, что целый ряд подобных ужасных террористических актов, происходивших в нашей стране лишь за последнее время, не случаен. Организаторы хотят, чтобы огонь недоверия, вражды и ненависти в нашем обществе не угасал и разгорался с новой силой.
Поэтому мы призываем все Российское общество еще больше сплотиться, и всем вместе противостоять попыткам насилием и враждой натравить религии и народы друг на друга, погрузить нас в безумие и хаос.

Все новости

Местная мусульманская религиозная организация МАХАЛЛЯ д. Новый Бугалыш Красноуфимский район

Главная / Мечети РДУМСО / Местная мусульманская религиозная организация МАХАЛЛЯ д. Новый Бугалыш Красноуфимский район
мечеть
д. Новый Бугалыш

Мечеть д. Новый Бугалыш Красноуфимского района Свердловской области. Старейшая действующая мечеть Свердловской области, единственная мечеть, работавшая на протяжении советского времени с небольшим перерывом. Расположена по адресу ул. Центральная, 49. Впервые упоминается в списке населенных мест Пермской губернии от 1869 г. В данных ведомостей приходов ОМДС впервые упоминается в 1864 г. По данным краеведа М. Мулланурова, построена Зыятдином-муллой – потомком основателя д. Новый Бугалыш Урзамета. Согласно хранящимся в деревне шежере, часть деревенских жителей ведут свое происхождение от татар-мишарей. После Зыятдина муллой стал Сунгат-мулла и его сын Кави. В 1900 г. количество прихожан мужского пола составляло 288 человек, женского -   278 человек. Мечеть не прекращала своей деятельности в 1920-60-е гг. Представляет собой прямоугольное в плане деревянное здание 20х6 м. синего цвета с двускатной крышей и одноярусным минаретом, расположенным над михрабной нишей, обозначенный побеленным кирпичным пристроем. Вход с северо-восточной стороны. Внутри мечеть делится на прихожую, средний зал и основной молельный зал с печью. 21.01.1947 г. было официально зарегистрировано мусульманское общество - единственное в Свердловской области. В зарегистрированной общине насчитывалось 200–300 мусульман, хотя общая численность населения деревни составляла 2300 чел. По данным уполномоченного по делам религиозных культов при Совмине СССР по Свердловской области мечеть имела площадь около 150 кв.м. и была рассчитана на 300 чел. Обслуживала дд. Новый Бугалыш, Средний Бугалыш, Усть-Бугалыш, Татарская Еманзельга. Посещаемость мечети в 1948-1954 гг. на Курбан-Байрам колебалась от  130 до 190 чел., на Ураза-Байрам от 130 дл 215 чел., джума-намаз посещало от 11 до 30 чел. Обязанности имама исполнял Габдрахман Сафин. Помогали ему в совершении религиозных обрядов братья Гаптельвахит и Гаптераким. В середине 1960-х гг. решением сельской администрации мечеть была закрыта, минарет срезан, а помещение передано под клуб. С 1982 г. обязанности муллы исполняет М.Н.Хасанов. В середине 1980-х гг. правление совхоза по требованию верующих передало им здание мечети. Был заново возведен минарет. Юридическую регистрацию в составе РДУМ СО община мечети прошла 10.06.1995, получив порядковый номер 350. Председатель общины Зинкай Галиаскарович Галиаскаров. По состоянию, на март 2009 г. на джума-намаз собирается 8 чел. Средний возраст 50-65 лет. В целях экономии топлива, 2/3 основного молельного зала было отгорожено и используется лишь 1/3. Также в 2008 г. верующими было построено дополнительное «летнее» здание, представляющее собой типовую деревянную избу. После завершения отделочных работ, община будет использовать новое здание.     

 

Источники и литература:

ЦДООСО, ф.4, оп.43, д.154; Оп. 53 д. 148; Д. Махалля-мечеть №350 д. Новый Бугалыш//Текущий архив РДУМ СО; Муллануров М. История деревни Средний Бугалыш Красноуфимского района. Красноуфимск. 1996. С. 41-42; Старостин А.Н. Интервью с   Хасановым М.Н. от 10.03.2009//архив автора.

 

Контакты:

 

Адрес: 623322, Свердловская область, Красноуфимский район, д Новый Бугалыш, ул Центральная, д 105

 

Имамы мечети д. Новый Бугалыш:

 

Акмалетдинов Зиянетдин            (1849-?) - уроженец Ювинской волости 4 стана 1 земского участка. Утвержден имам-замигом, хатыпом и мугаллимом с 24.07.1870 г. решением Пермского губернского правления №2349. Акмалетдинов Сингатулла (1852 - ?) - утвержден имам-замигом, хатыпом и мугаллимом 22.07.1885 г. решением Пермского губернского правления №3328.

 

Фаизов Мухаметзакир (1841 - ?) - утвержден муэдзином, и.о. имама решением Пермского губернского правления 4.07.1883 г. №6028.

 

Галяутдинов Габдул-Кавый (?-?) - утвержден имамом и мугаллимом приказом Пермского губернского правления от 22.08.1906 г. №3585.

 

Сафин Габдрахман (1889, д. Новый Бугалыш ныне Красноуфимского района Свердловской области – не ранее 1954). В 1916 г. закончил медресе. С 1920 г. указной мулла мечети д. Новый Бугалыш, назначенный ЦДУМ. Помогали ему в совершении религиозных обрядов братья Гаптельвахит и Гаптераким, также имевшие духовное образование. По утверждению руководства колхоза, работая в коллективном хозяйстве плотником, Сафин вырабатывал мало трудодней, без разрешения правления колхоза заготовлял на колхозной земле сено, уклонялся от уплаты подоходного налога и самообложения, часто ездил в Свердловск, Ревду, Первоуральск для продажи продуктов со своего личного хозяйства, при этом попутно совершал религиозные обряды. При проверке этих фактов уполномоченным по делам религиозных культов при Совмине СССР по Свердловской области в начале 1950-х гг. выяснилось, что председатель сельсовета деревни допускал грубости по отношению к С. и предъявил ему требование об уплате самообложения в размерах больших, чем допускалось законом. На все просьбы Сафина о финансовой помощи общине, в частности, на строительство ограды вокруг мечети, он получал отказы, мотивированные отсутствием средств.

 

 

Хасанов Миргазиян Нуруллович (9.07.1921, с. Танып Бардымского района Пермского края). Родился в семье вероучителя медресе с. Танып Нуруллы-хазрата Хасанова. Под руководством отца освоил основы ислама, совершения религиозных обрядов и арабского языка. В 13 лет в связи со ссылкой отца вынужден был переехать в д. Новый Бугалыш  Красноуфимского района Свердловской области. Окончил 7 классов школы, работал механизатором, бригадиром тракторной бригады в местном совхозе. С 1982 г. стал неофициальным муллой деревни.  В 1993 г. сдал экзамены при ЦДУМ на имама, официально утвержден муфтием РДУМ СО имам-хатыбом мечети д. Новый Бугалыш, способствовал ее реставрации. Старейший из ныне работающих имамов Свердловской области.

 

Материалы о мечети

 

Судьбы старинных мечетей Среднего Урала

Местная мусульманская религиозная организация Махалля

Религиозные деятели Свердловской области поздравят старейшего из ныне работающих имамов Урала с 91-летием

Мечеть в д. Новый Бугалыш - портал "Ислам и общество"

 

Материалы подготовил Алексей Старостин, кандидат исторических наук