Новости

18.06.2024

С чувством глубокого возмущения Центральное духовное управление мусульман России, как и все мусульманское сообщество, восприняло известие об акте захвата заложников в СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области в дни светлого праздника «Курбан-Байрам».
Террористы, а точнее их заказчики, явно пытались придать акту захвата заложников сакральный смысл, организовав его именно во время одного из главных исламских праздников, тем самым заложив в него настоящую цель – взбудоражить общество, запугать граждан России и спровоцировать волну межрелигиозных и межнациональных конфликтов любого масштаба, накопить среди населения критическую массу взаимных претензий. И такая методика абсолютно не нова. И применялась она не только в России. К чему это приводит, ясно видно из новейшей истории этих стран.
Очевидно, что целый ряд подобных ужасных террористических актов, происходивших в нашей стране лишь за последнее время, не случаен. Организаторы хотят, чтобы огонь недоверия, вражды и ненависти в нашем обществе не угасал и разгорался с новой силой.
Поэтому мы призываем все Российское общество еще больше сплотиться, и всем вместе противостоять попыткам насилием и враждой натравить религии и народы друг на друга, погрузить нас в безумие и хаос.

Все новости

Местная мусульманская религиозная организация МАХАЛЛЯ г. Нижний Тагил

Главная / Мечети РДУМСО / Местная мусульманская религиозная организация МАХАЛЛЯ г. Нижний Тагил

Мечеть г. Нижний Тагил. Первый мусульманский молитвенный дом на Нижнетагильском заводе появился в

Открытие Мусульманского
центра в 1998 г

1907 г. По данным Пермского губернского правления, собрание мусульман завода, в котором участвовало 206 человек, приняло решение ходатайствовать перед властями о разрешении совершать богослужения в доме по ул. Ветохиной, д.18, подаренном мусульманской общине баем из д. Сафаджай Симбирской губернии Шиапом (Шихабом) Вахитовым. Это было связано с тем, что большинство мусульман Нижнетагильского завода в то время составляли татары-мишари из Симбирской губернии. Переписка с губернским центром заняла около года. Наконец 3.12.1909 г. губернатор утвердил решение об открытии молельного дома. Молитвы совершались на втором этаже 2-этажного дома.

здание, где до революции
находилось медресе

В этом же здании проходили заседания Нижнетагильского культурно-экономического и благотворительного общества - мусульманской благотворительной и культурно-просветительской организации, которая охватывала своей деятельностью не только Нижнетагильский завод, но и весь Верхотурский уезд. Общество было зарегистрировано на основании закона от 4 марта 1906 г. Внесено в реестр Пермского губернского по делам об обществах присутствия 10 июля 1909 под №42. Его учредителями выступили: крестьяне Казанской губернии Свияжского уезда М.З. Валитов и М.М. Шакиров, Цивильского уезда Ш. Зайдуллин, З. Абдютев, С. Загидуллин и имам М.Г. Габдуллов. В молельном доме обществом по разрешению Пермского губернатора 13 августа 1911 г. была организована мусульманская библиотека. Там же проходили собрания верующих, где рассматривались культурно-экономические и благотворительные вопросы, проходили выборы членов ревизионной комиссии. Однако из-за подозрений в пропаганде панисламизма в 1914 г. общество было закрыто.

На Нижнетагильском заводе также действовало мектебе, где преподавал М.Г. Габдуллов. Располагалось оно по ул. Огаркова, 2 в 2-х этажном деревянном здании, которое сохранилось до сегодняшних дней. С марта 1916 по июль 1917 гг. мусульманам удалось добиться разрешения на постройку новой мечети на  Нижнетагильском заводе. К этому времени уже была собрана сумма в 5000 руб., создан и одобрен Комитетом по строительству проект каменного здания  соборной мечети без минарета. Однако в связи с революционными событиями строительство мечети не состоялось. Также у мусульман не получилось возобновить деятельность Общества, хотя такие попытки предпринимались. До революции по Кушвинскому тракту на Патраковой горе, через дорогу напротив Православного находилось Мусульманское кладбище. Ныне территория застроена, а кладбище, как и православное, переведено на Центральное.

В начале 1930 г. молитвенный дом был изъят, что подтверждено 25 экземплярами подписных листов с 269-ю подписями местных мусульман. В выписке из протокола № 4 заседания малого президиума Тагильского округа от 26 января 1930 г. говорится: «Постановили: Вследствие массового требования нацмен секции татаро-башкирского населения г. Нижнего Тагила об изъятии мечети под клуб удовлетворить. Против изъятия мечети никто не голосовал. 3 февраля 1930 г. на заседании малого Президиума Уральского облисполкома было удовлетворено ходатайство Нижнетагильского окрисполкома о закрытии в городе молитвенного дома и использовании здания под нацменовский клуб. Таким образом, в феврале 1930 г. нижнетагильская мечеть была закрыта. В действительности же здание было передано под квартиру рабочему – углепомолу Александру Серебрякову (адрес: ул. Пионерская, 13). На 14 января 1935 г. городскими властями зафиксировано отсутствие мусульманского религиозного общества, у местных башкир и татар не было специальных молитвенных зданий и официального служителя культа.

После закрытия молельного дома Нижнетагильские мусульмане старались  сохранить свою  культуру и религию. Религиозные знания подобно языку передавались из поколения в поколение устно от родителей к детям.  В основном объем передаваемой религиозной информации сводился к ограниченному набору молитв. Взрослые и пожилые люди также собирались вместе на частных домах и квартирах для проведения совместных намазов или религиозных обрядов. В 1940-1950-е гг. увеличивается количество мусульман: в годы войны в Нижнем Тагиле некоторое время трудились более 10 тысяч трудмобилизованных из Средней Азии, правда, большая их часть вернулись потом домой, кроме них в город приехало значительное количество татар и башкир для работы на предприятиях.

Интервью с пожилыми людьми помогают восстановить жизнь мусульман Нижнего Тагила в советское время. На большие праздники, такие как Курбан-Байрам и Ураза-Байрам, начальство предприятий, на которых работали мусульмане, отпускали рабочих под видом отгулов  для подготовки и проведения празднований. Башкиры и татары открыто могли отмечать их. Кроме того, зная, что проходят религиозные празднования в квартирах или частных домах, правоохранительные и партийные органы не вмешивались и не устраивали  никаких  проверок.  Кроме этого мусульмане собирались вместе на похоронах, поминках, церемонии  наречения имени и никах. Никах молодые люди  старались проводить тайно, поскольку выявленные случаи «разбирались»  на комсомольских и партийных собраниях. В то же время, в целом в Нижнем Тагиле, в отличие от других городов Среднего Урала, сложилась достаточно терпимая обстановка по отношению к верующим. По крайней мере, информаторам не  известны случаи, когда бы мусульманин подвергся административному или уголовному наказанию за свои религиозные убеждения. В конце 1980-х гг. в Н. Тагиле было 4 неофициальных муллы и 4 пожилые женщины-абыстай, которых приглашали для чтения молитв и проведения религиозных ритуалов, их знал весь город.

            В начале 1990-х гг. в Нижнем Тагиле началось религиозное возрождение. Было написано заявление на имя мера г. Н. Тагил Н. Н. Диденко с просьбой вернуть мусульманской общине здание дореволюционного медресе на ул. Огаркого. Дореволюционное молельное здание тоже пытались восстановить и вернуть, но не получилось, т.к. на этом месте находились частные дома. Поэтому мусульмане попросили отдельный земельный участок для строительства новой мечети. Администрация для строительства новой мечети предлагала несколько вариантов, однако мусульмане остановили свой выбор на пустыре на перекрестке ул. Октябрьской революции и Новострой. «Тагил Граждан Проект» предложил архитектора А.И. Обухова для проектирования мечети. 15 сентября 1993 г. было вынесено Постановление о разрешении на  проектирование и  строительство  мечети на участке площадью  0,2 га на ул.  Новострой  в Тагилстроевском  административном районе города. 25 ноября  1993 г. согласно Архитектурно-планировочному  заданию  № 1002/93 начались  разработки. Верующие собрали деньги на проект мечети, однако собранных средств было не достаточно. Проект был доделан, но так и не воплощен в жизнь в силу ряда причин.

            Поэтому 17 июля 1998 г. прошло торжественное открытие Мусульманского центра г. Нижний Тагил в помещении бывшего детского сада ул. (Восточная, 11), переданного городской администрацией мусульманской общине на бессрочное пользование. Мусульманский центр г. Нижний Тагил представляет собой двухэтажное здание бывшего детского сада, поэтому совершенно не походил на молитвенное помещение для мусульман. Мусульманский центр не был похож на молельный дом для мусульман, не имел минарета и приспособленных помещений для молитв и занятий, для проведения обрядов. Здание находилось в плачевном состоянии, на 55% изношено, имелись большие проблемы с проводкой и канализацией. Но за 13 лет эксплуатации помещение существенно изменилось в лучшую сторону. Ремонт шел и продолжает идти только за счет добровольных пожертвований.

молельный зал

Практически сразу при мусульманском центре на 2-м этаже стало действовать медресе. Прихожане занимались ремонтом, искали спонсоров и отдавали детей в медресе. Поскольку своих преподавателей не было, то до 2009 года, их приглашали из Уфы и Турции. Однако этот вариант оказался очень дорогим. Поэтому пришлось обходиться собственными кадрами. В 2008 г. в нем обучалось 11 ребят, которые жили и учились в мечети после школы, слышали о нравственности и родителях.

Число прихожан по пятницам превышает сто человек. Община полиэтнична, включает в себя татар, башкир, узбеков, таджиков и др. Общее количество этнических мусульман составляет 35 тыс. чел., или 8,8% населения Нижнего Тагила. Периодически в городе поднимается вопрос о строительстве полноценной мечети, подбираются земельные участки, но до настоящего времени не одна инициатива не была доведена до конца.

Помимо этого, силами заключенных проведено строительство мечети на территории Нижнетагильской исправительной колонии № 12, начатое в 2006 г. Также молельные помещения действуют в исправительных колониях №5 и №13.

 

Литература:

Все храмы Нижнего Тагила. – http://www.nashural.ru/UrBibl/Goroda_sela/vse_hrami_ntagila.htm; ГАПК, ф. 36, оп. 10, д. 34; ф. 65, оп. 5, д. 104; Нижний Тагил // Текущий архив РДУМ СО; Строительство мечети завершится к Новому году на территории тагильской ИК-12. – http://www.apiural.ru/soc/?art=46188; ЦДООСО, Ф. 4, Оп. 55, Д. 116, Л. 73; Е. М. Главацкая, Н. С. Ошуева, А. Н. Старостин. Мусульманская община Нижнего Тагила в конце XIX – начале XXI в.// Фаизхановские чтения. Материалы восьмой ежегодной всероссийской научно-практической конференции «Фаизхановские чтения» / РНКАТНО, ДУМНО, НИИ им. Х. Фаизханова; под общ. ред. Д. В. Мухетдинова. — Нижний Новгород: Издательский дом «Медина», 2012.  С. 94-101; Мечеть Нижнего Тагила к концу Рамадана преобразится. — http://www.islamnews.ru/news‑74691.html (дата обращения 19.04.2012).

 

Контакты:

 

Адрес: 622042, Свердловская область, г Нижний Тагил, ул. Восточная, д. 11

Телефон: (3435) 43-51-89

 

 

Биографии имамов мечети г. Нижний Тагил:

 

Габдуллов Мухаметсадык (Мухамметситдик) Габдульмажипович (1881, д. Аракаево Шокуровской волости Красноуфимского уезда Пермской губернии - ?). С 1907 г. проживал в Нижне-Тагильском заводе по адресу ул. Ветохиной, д.18. С 1906 г. имел свидетельство ОМДС как указной мулла. Избран мусульманами в 1907 г.  в качестве муллы Нижне-Тагильского завода, одновременно законоучитель и учитель татарского языка в русско-татарской школе. 5.12.1909 г. утвержден хатыпом решением Пермского губернского правления от 5.12.1909 г. №7752. 7.12.1909 принял присягу в Перми. Также в его ведении находились мусульманские общины Висимо-Уткинского, Висимо-Шайтанского, Верхне и Нижне-Салдинских, Черноисточенского и Лайского заводов. Один из учредителей Нижне-Тагильского  мусульманского культурно-экономического и благотворительного общества. Был женат, имел троих детей. Уволен от должности решением ЦДУМ в 1923 г.

 

Гарифуллин Габдулла Юнусович (1877 - ?) -  утвержден имамом мечети г. Нижний Тагил решением ЦДУМ 29.04.1923.  

 

Багаутдинов Р. (10.02.1910 г.р.) - первый имам-хатыб мусульманской общины г. Нижний Тагил в постсоветское время (с 1992 по 1994 г.).

 

Давлетшин  Р. (15.05.1913 г.р.) - первый муэдзин мусульманской общины г. Нижний Тагил в постсоветское время.

 

Хайрутдинов Ильдар Равильевич (16.11.1971            г. Серов). Окончил СГПТУ №54 г. Серова. В 1987-89 гг. работал на Механическом заводе г. Серова. В 1989-1991 гг. проходил срочную военную службу в Советской Армии. В 1991-1992 гг. работал в НГДУ г. Нягань Тюменской области. После окончания двухгодичных курсов при соборной мечети г. Екатеринбурга был назначен имамом мусульманской общины г. Нижний Тагил (1994-1999).

 

Фанис Галиев

Галиев Фанис Саетгереевич (8.10.1970 д. Урмаево Комсомольского района Чувашской Республики). Получил педагогическое образование, учитель физической культуры. Будучи студентом медресе при Духовном управлении мусульман Самарской области медресе, приехал в Нижний Тагил в конце 1990-х гг. для прохождения религиозной практики. Назначен имамом-хатыбом и председателем МРОМ "Махялля" г. Нижний Тагил. (1999-2003, 2005 - по настоящее время). Владеет арабским языком. Женат, имеет двоих детей. Член Совета по борьбе с экстремизмом г.Нижний Тагил.

 

Минабаев Менир Мирсеидович (1984 г.р.) - окончил Российский исламский университет ЦДУМ России. По направлению верховного муфтия ЦДУМ России Талгата Таджутдина в 2003 г. прибыл в Нижний Тагил, с 2003 по 2005 г. был имам-хатыбом мечети г. Нижний Тагил.

 

Шевадзе Мевлюд. Родился в Республике Аджария Грузинской СССР. С 1992 по 2001 г. обучался арабскому и турецкому языкам в одном из турецких медресе. В середине 2000-х гг. был направлен верховным муфтием ЦДУМ России Талгата Таджутдина для работы в качестве преподавателя медресе при мечети г. Нижний Тагил. Работал в этой должности до 2010 г.

 

 

Материалы о мечети

Все храмы Нижнего Тагила

Строительство мечети завершится к Новому году на территории тагильской ИК-12

Мечеть Нижнего Тагила к концу Рамадана преобразится

Нижний Тагил - мусульманские организации

Халяль-индустрия стремительно развивается на Среднем Урале

 

Материалы подготовил Алексей Старостин, кандидат исторических наук