Имам и рок-музыкант – «две вещи несовместны?»

Главная / Новости / Имам и рок-музыкант – «две вещи несовместны?»
04.12.2013

Каждый раз в полдень имам мечети в турецкой деревне Пинарбаши Ахмет Мухсин Тузер читает азан, что является частью его профессиональных обязанностей. Затем 42-летний имам возвращается домой и включает свои любимый записи – «Fear of the Dark» группы Iron Maiden, пинкфлойдовскую вещь «Эй, ты!» и композицию «Whereever I may roam» группы Metallica, ритмично под них танцуя.

«Если бы Аллах позволил, я хотел бы исполнять музыку перед тысячами людей, также как они!», – кричит имам сквозь музыкальный грохот.



Собственно у него есть, точнее, была возможность реализовать эти амбиции – собственная рок-группа FiRock. В прошлом году она выступила в курортном городе Кас (где родился имам Тузер) перед приблизительно 1000 зрителей. Начальство имама, однако, по своему оценило его музыкальный талант. Ведомство религиозных дел Турции «диянет», в ведении которого находится 80 тыс. мечетей, а их имамы являются государственными служащими, начало расследование действий Тузера. Расследование призвано определить, является ли использование имамом музыки и музыкальных инструментов «неисламским», а также насколько сочетается коммерческий характер музыкальной деятельности со статусом госслужащего «на окладе».

«Проблема в том, что имам Тузер не получал никакого официального разрешения от нас на такую деятельность, при этом он записал несколько видео- и аудиолклипов – говорит пресс-атташе турецкого религиозного ведомства Абдул Кадир Озкан.

Хит «Мевалайя Гель (Прийти к Богу) из дебютного альбома группы FiRock «Время перемен» получил более 50 тыс. кликов на YouTube. Это также вызвало острую полемику по поводу того, насколько сочетается исполнение религиозных обязанностей в качестве имама и рок-музыка.

Однако Тузер, вполне себе современный человек, пользователь гаджетов и социальных сетей считает, что его музыка «поможет Вашей душе встретить Всевышнего».

«Мы помогаем привести людей ближе к Аллаху», – говорит Тузер, потягивая чай в своем саду. Его отец и дед были имамами в городе Кас и сам он начал исполнять обязанности предстоятеля на молитве в возрасте 19 лет. «Сегодня имиджу ислама в мире нанесен изрядный ущерб. Нам необходимо вспомнить, что одной из главных черт ислама является толерантность: человека тут принимают таким как он (она) есть», – добавляет имам-музыкант. Он также говорит, что возможно будет отстаивать свое право заниматься музыкой в суде.

Эндрю Финкель, проживающий в Стамбуле аналитик по турецкой тематике считает, что «дело имама Тузера» будет иметь крайне противоречивую реакцию в обществе, ибо оно представляет собой вызов религиозной ортодоксии изнутри ислама.
«Как известно в Турции существует финансируемый государством религиозный истэблишмент в лице департамента по вопросам религии, и, таким образом, над религией существует политический контроль, – считает аналитик. – То есть, перед нами ни что иное, как попытка государства определить, что легитимно для мусульманина, а что нет, что является ортодоксией, а что – ересью».

Современное турецкое общество фактически разделилось на религиозный и секулярный сегменты и оба они приблизительно равны по своему влиянию, считает Финкель. Главный вопрос сегодня – будет ли Турция в будущем обществом разнообразном в мировоззренческом и культурном отношении, или его ждет некая унификация по национально-религиозному критерию. Пока динамика развития Турции дает основания делать ставку на сохранение общественного плюрализма.

Имам Тузер рассказывает, что это уже не первая проблемная ситуация в его жизни. Он достает смартфон с записью видеоклипа турецком телевидении, где видеоряд представляет собой запись его церемонии бракосочетания. Дело в том, что Тузер был также первым турецким «государственным» имамом, женившимся на последовательнице иной религии. Его супруга, 37-летняя Оана Мара – христианка из Румынии. Она уже достаточно хорошо адаптировалась к турецкой среде, хотя поначалу боялась, что замужество с имамом потребует от нее соблюдения всех религиозных правил. Три года назад Оана приняла ислам, но до сих пор не носит хиджаб.

А гитарист группы FiRock, 53-летний Доган Сакин называет Тузера настоящим лидером, без которого он лично не предпринял бы подобного проекта. « Мы, люди – самое прекрасное из того, что создано Всевышним. Мы должны уважать и любить друг друга… Думаю, что другие имамы могут многому поучиться у Ахмета», – резюмирует он.

http://www.islamnews.ru/news-143148.html